Цель:
- закреплять знания о роли мягкого знака; совершенствовать умения писать мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова.
- развивать орфографическую зоркость, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы.
- воспитывать трудолюбие, дружеские отношения в совместной работе.
Оборудование: вертушки (технология Базарного), магнитные экраны, сигнальные карточки, рисунки солнышка , диск Чайковский «Времена года»
Ход урока:
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ну-ка, проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка, карандаш, экран, сигнал, тетрадка.
Проверили? Вот здорово!
К уроку всё готово.
– Ну что же, раз к уроку всё готово – давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом.
Сообщение темы и задач урока.
– Сегодня мы продолжаем работать со словами, на конце и в середине которых пишется ь. Ваша задача – научиться, чётко определять, когда в словах пишется ь.
– А сейчас закройте глаза и вслушайтесь в эту музыку. (Чайковский цикл «Времена года» «Подснежник»)
– Как вы думаете, о каком времени года рассказывает этот музыкальный фрагмент?
– Как вы это поняли?
– Совершенно верно, этот фрагмент о весне из цикла «Времена года» Чайковского.
– К нам на урок тоже заглянула весна в виде весеннего солнышка , оно у каждого на столе.
– Какое настроение у нашего гостя?
– Сегодня на уроке вы должны определить своё рабочее настроение, а в конце урока мы посмотрим какое рабочее настроение будет у каждого из вас. (выполнил задание – закрасил лучик)
Чистописание.
Отгадайте загадку.
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (лес)
– Подберите однокоренные слова. (Лес, лесок, лесной, лесник) Какое слово лишнее?
– Назовите первый звук, который слышится в этих словах.
– Дайте характеристику звуку л
– Как на письме обозначается звук л?
– Повторим написание строчной буквы л
– Подготовим пальчики к работе.(разминаем каждый пальчик)
1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальцы погулять.
1 – этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой;
2 – этот пальчик для того, чтоб показывать его;
3 – этот пальчик самый длинный и стоит он в середине;
4 – этот пальчик безымянный, он разбалованный самый;
5 – этот пальчик хоть и мал – очень ловок и удал.
– Откройте тетради
Я тетрадь свою открою
И наклонно пложу.
Сяду ровно, не согнусь
За работу я примусь.
– Запишите число.
– Вспомним написание буквы л.
– Напишите букву л, рядом напишите букву л в соединении с 6 буквой алфавита, с 7 буквой алфавита, с 10 буквой алфавита. С 32 буквой алфавита, с 33 буквой.
– Проверьте друг у друга. Прочитайте хором записанные слоги.
– Что объединяет данные слоги?
– Что придаёт мягкость согласному звуку л?
– Сделайте вывод, какие буквы обозначают мягкость согласного на письме.
Словарная работа (на вертушках)
– Прочитайте слова на вертушках.
Б-рёза, р-бята, -сина, р-бина, учит-ль, уч-ник
– Что общего в этих словах?
– На какие две группы можно разделить эти слова?
– Какое слово можно назвать лишним и почему? Приготовьте экраны.
– Покажите, какая буква пропущена в 1 слове, во 2 слове и т.д.
– Запишите эти слова в тетрадь.
1 вариант – слова, которые отвечают на вопрос кто?
2 вариант – слова, которые отвечают на вопрос что?
Поставьте ударение, выделите орфограмму. (взаимопроверка)
– Назовите слово, в котором все согласные звуки мягкие. (учитель)
– Составьте устно предложение с этим словом. Запишите это предложение в тетрадь. Выделите грамматическую основу.
Закрепление.
– По классу тёплым весенним ветерком разнесло слова. Прочитайте их.
– Что общего в этих словах? (все слова с ь)
– На какие две группы можно разделить эти слова?
– Соберите эти слова и распределите их в два столбика, в зависимости от местонахождения ь
– Какое место занимает ь в словах первого столбика? Какую роль играет ь в конце слова после согласных?
– Какое место занимает ь в словах второго столбика? Какую роль играет ь в середине слова между двумя согласными? Какой из двух согласных произносится мягко?
– Какой общий вывод можно сделать?
– Прочитайте слова первого столбика без ь Что заметили? Что происходит?
– Что случится, если буквы ь не будет в языке?
– Сделайте вывод, какую ещё роль играет ь в словах? В тетрадь выпишите слова, в которых все согласные звуки мягкие. (один ученик пишет на индивидуальной доске проверка сигнальными карточками) Докажите.
Физминутка.
– Если звучит слово с мягким знаком в конце слова после согласной – вы хлопаете в ладоши; если с мягким знаком в середине слова между согласными – приседаете, если произнесу слово без ь – топаете ногами.
Тень, школьник, палка, боль, пилка, борьба, мель, зверьки, уголки, плыть, мальчик, окунь, зорька
Выполнить упражнение для глаз.
Работа по учебнику.
с. 114 упр. 190 – по заданию по вариантам. (взаимопроверка)
Прочитайте слова, которые выписали.(сигналят карточками) Что общего в этих словах? Что ещё можно сказать об этих словах? (букв больше чем звуков)
– А почему? Сделайте вывод.
Вывод: Мягкий знак звука не обозначает.
Работа в группах.
– К нам сегодня пришла телеграмма. И не одна, а целых шесть. Что означает слово телеграмма? Обратимся к толковому словарю.
– Эта телеграмма от капитана Врунгеля. Из какого произведения этот герой и кто автор?
– Во всех шести телеграммах одинаковый текст. У капитана что-то случилось, раз он столько телеграмм отправил. Но вот что хотел сообщить капитан не понятно. Прочитай-те текст. Давайте вместе разберёмся.
Работаем в группах.
Кончился угол.
Сел я на мел.
Галка под нами.
Я вес похудел.
Какие ошибки допустил капитан?
Итог.
– Что вы можете сказать о букве ь?
– Давайте посмотрим, какое рабочее настроение было у каждого на уроке. Покажите солнышки.
– Молодцы, вы хорошо работали.
Домашнее задание.
с. 78 упр. 173
для желающих творческое задание – сочинить устно сказку о роли ь в словах.