Урок русского языка во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. закреплять знания о роли мягкого знака; совершенствовать умения писать мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова.
  2. развивать орфографическую зоркость, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы.
  3. воспитывать трудолюбие, дружеские отношения в совместной работе.

Оборудование: вертушки (технология Базарного), магнитные экраны, сигнальные карточки, рисунки солнышка , диск Чайковский «Времена года»

Ход урока:

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ну-ка, проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка, карандаш, экран, сигнал, тетрадка.
Проверили? Вот здорово!
К уроку всё готово.

– Ну что же, раз к уроку всё готово – давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом.

Сообщение темы и задач урока.

Сегодня мы продолжаем работать со словами, на конце и в середине которых пишется ь. Ваша задача научиться, чётко определять, когда в словах пишется ь.

– А сейчас закройте глаза и вслушайтесь в эту музыку. (Чайковский цикл «Времена года» «Подснежник»)

– Как вы думаете, о каком времени года рассказывает этот музыкальный фрагмент?

– Как вы это поняли?

– Совершенно верно, этот фрагмент о весне из цикла «Времена года» Чайковского.

– К нам на урок тоже заглянула весна в виде весеннего солнышка , оно у каждого на столе.

– Какое настроение у нашего гостя?

– Сегодня на уроке вы должны определить своё рабочее настроение, а в конце урока мы посмотрим какое рабочее настроение будет у каждого из вас. (выполнил задание – закрасил лучик)

Чистописание. 

Отгадайте загадку.
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (лес)

– Подберите однокоренные слова. (Лес, лесок, лесной, лесник) Какое слово лишнее?

– Назовите первый звук, который слышится в этих словах.

– Дайте характеристику звуку л

– Как на письме обозначается звук л?

– Повторим написание строчной буквы л

– Подготовим пальчики к работе.(разминаем каждый пальчик)

1, 2, 3, 4, 5 вышли пальцы погулять.
1 – этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой;
2 – этот пальчик для того, чтоб показывать его;
3 этот пальчик самый длинный и стоит он в середине;
4 – этот пальчик безымянный, он разбалованный самый;
5 – этот пальчик хоть и мал – очень ловок и удал.

– Откройте тетради

Я тетрадь свою открою
И наклонно пложу.
Сяду ровно, не согнусь
За работу я примусь.

– Запишите число.

– Вспомним написание буквы л.

– Напишите букву л, рядом напишите букву л в соединении с 6 буквой алфавита, с 7 буквой алфавита, с 10 буквой алфавита. С 32 буквой алфавита, с 33 буквой.

– Проверьте друг у друга. Прочитайте хором записанные слоги.

– Что объединяет данные слоги?

– Что придаёт мягкость согласному звуку л?

– Сделайте вывод, какие буквы обозначают мягкость согласного на письме.

Словарная работа (на вертушках)

– Прочитайте слова на вертушках.

Б-рёза, р-бята, -сина, р-бина, учит-ль, уч-ник

– Что общего в этих словах?

– На какие две группы можно разделить эти слова?

– Какое слово можно назвать лишним и почему? Приготовьте экраны.

– Покажите, какая буква пропущена в 1 слове, во 2 слове и т.д.

– Запишите эти слова в тетрадь.

1 вариант – слова, которые отвечают на вопрос кто?
2 вариант – слова, которые отвечают на вопрос что?

Поставьте ударение, выделите орфограмму. (взаимопроверка)

– Назовите слово, в котором все согласные звуки мягкие. (учитель)

– Составьте устно предложение с этим словом. Запишите это предложение в тетрадь. Выделите грамматическую основу.

Закрепление.

По классу тёплым весенним ветерком разнесло слова. Прочитайте их.

– Что общего в этих словах? (все слова с ь)

– На какие две группы можно разделить эти слова?

– Соберите эти слова и распределите их в два столбика, в зависимости от местонахождения ь

Какое место занимает ь в словах первого столбика? Какую роль играет ь в конце слова после согласных?

– Какое место занимает ь в словах второго столбика? Какую роль играет ь в середине слова между двумя согласными? Какой из двух согласных произносится мягко?

– Какой общий вывод можно сделать?

– Прочитайте слова первого столбика без ь Что заметили? Что происходит?

– Что случится, если буквы ь не будет в языке?

– Сделайте вывод, какую ещё роль играет ь в словах? В тетрадь выпишите слова, в которых все согласные звуки мягкие. (один ученик пишет на индивидуальной доске проверка сигнальными карточками) Докажите.

Физминутка.

Если звучит слово с мягким знаком в конце слова после согласной – вы хлопаете в ладоши; если с мягким знаком в середине слова между согласными – приседаете, если произнесу слово без ь – топаете ногами.

Тень, школьник, палка, боль, пилка, борьба, мель, зверьки, уголки, плыть, мальчик, окунь, зорька

Выполнить упражнение для глаз.

Работа по учебнику.

с. 114 упр. 190 – по заданию по вариантам. (взаимопроверка)

Прочитайте слова, которые выписали.(сигналят карточками) Что общего в этих словах? Что ещё можно сказать об этих словах? (букв больше чем звуков)

– А почему? Сделайте вывод.

Вывод: Мягкий знак звука не обозначает.

Работа в группах.

 К нам сегодня пришла телеграмма. И не одна, а целых шесть. Что означает слово телеграмма? Обратимся к толковому словарю.

– Эта телеграмма от капитана Врунгеля. Из какого произведения этот герой и кто автор?

– Во всех шести телеграммах одинаковый текст. У капитана что-то случилось, раз он столько телеграмм отправил. Но вот что хотел сообщить капитан не понятно. Прочитай-те текст. Давайте вместе разберёмся.

Работаем в группах.

Кончился угол.
Сел я на мел.
Галка под нами.
Я вес похудел.

Какие ошибки допустил капитан?

Итог.

Что вы можете сказать о букве ь?

– Давайте посмотрим, какое рабочее настроение было у каждого на уроке. Покажите солнышки.

– Молодцы, вы хорошо работали.

Домашнее задание.

с. 78 упр. 173

для желающих творческое задание – сочинить устно сказку о роли ь в словах.