Детский сад и семья: аспекты взаимодействия

Разделы: Работа с дошкольниками


Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, педагогических, психологических, юридических, экономических… Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье проблем, которых не было в их родительской семье, приводит к социальной дисгармонии. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Главная задача – обучить родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель-родитель», требует усилий от педагогического коллектива дошкольного учреждения.

Работа с родителями в МДОУ «Детский сад № 75» комбинированного вида планируется и выполняется как в целом по дошкольному учреждению, так и в каждой возрастной группе. При этом используются разные формы работы: родительские собрания, конференции, Недели открытых дверей, консультации, акции и др. Практикуются совместные мероприятия с детьми и родителями: соревнования «Папа, мама, я – любим спорт не зря», фестивали здоровья, музыкальные праздники, посиделки в группах за чашкой чая, совместные выставки художественного творчества.

Анализируя работу воспитателей с родителями, наряду с положительными сторонами сотрудничества дошкольного учреждения и семьи можно выделить и существенные недостатки в этой работе:

  • содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно;
  • воспитатели при выборе форм сотрудничества не учитывают возможности и условия жизни конкретных семей.

Причины этого:

    1. Недостаточное знание специфики семейного воспитания;
    2. Неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенностей воспитания детей;
    3. Неумение планировать свою работу с детьми и родителями;
    4. Недостаточный уровень развития коммуникативных умений воспитателей.

Работа с родителями начинается с изучения социального статуса семей и составление социального паспорта дошкольного учреждения в начале учебного года (выявление многодетных, малоимущих, замещающих, неполных семей, семей «группы риска» и создание индивидуальных планов сопровождения семей).

На вопрос, что вы хотели изменить в детском саду, родители ответили:

  • улучшить материальное положение детского сада,
  • повысить качество воспитательно-образовательной работы;
  • больше узнать о своем ребенке.

В качестве основных приоритетов в системе отношений «детский сад-семья» родители выделяют:

  • отношение воспитателя к ребенку;
  • отношение детей друг к другу;
  • здоровье детей;
  • воспитание детей;
  • отношение воспитателя к родителям.

Таким образом, контингент родителей не однороден по составу, целям, приоритетам в воспитании. Задача ДОУ - удовлетворить запросы всех родителей, предоставить услуги дошкольного образования в соответствии с потребностями семьи.

Анализ степени вовлечения родителей в организацию образовательного процесса показывает: пассивные наблюдатели среди родителей составляют - 83 %, «заказчики» -10%, активные участники – 6 %. Не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями ДОУ, при этом они не ищут причины в себе, своей семье, а всю ответственность возлагают на детский сад. Изменение такой позиции становиться задачей педагогов и руководителей дошкольного учреждения. Характер проблем родителей в воспитании и обучении детей определяет направление, содержание и формы работы с ними. Это делает процесс сотрудничества с родителями максимально дифференцированным, позволяет строить работу с ними на основе последовательного решения задач. Для улучшения качества работы с родителями в детском саду разработана программа «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия» (на 2008, 2009 годы). В программе определены задачи работы с родителями:

  • изучение интересов, мнений и запросов родителей, не реализуемых в других социальных институтах (семье и др.)
  • обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;
  • использование опыта других дошкольных учреждений для построения модели взаимодействия с родителями;
  • расширение средств и методов работы с родителями;
  • создание особой творческой атмосферы;
  • изменение позиции родителей по отношению к деятельности дошкольного учреждения;
  • привлечение родителей к активному участию в организации, планирования и контроле деятельности дошкольного учреждения.

Анализ полученных данных свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничестве с родителями и позволяет рассматривать данную работу в качестве одной из актуальных задач деятельности дошкольного учреждения на современном этапе. 

Концепция сотрудничества работников дошкольного учреждения с семьей

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу, взаимодействие сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Все эти характеристики тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных и деловых отношений, для того чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет им лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимовлияния, а также улучшению взаимоотношений в семье.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения в семейном воспитании.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, т.е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения.

Под включением родителей в деятельность дошкольного учреждения мы понимаем их участие:

  • в организации образовательного процесса;
  • в создании творческих групп, которые активно делятся своим опытом;
  • организации современной социально-развивающей среды в группах;
  • в оказании дополнительных образовательных услуг;
  • разработке планирования разных видов на всех уровнях:
    • программе развития учреждения;
    • учебного плана;
    • образовательной программе

Для реализации программы необходимо:

1) внедрение методики поэтапного включения родителей в деятельность дошкольного учреждения;

а) повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей в целях актуализации их образовательных потребностей;
б) воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т.е. понимание ими назначения, целей, функций дошкольного учреждения;
в) активное, систематическое участие родителей в деятельности дошкольного учреждения;

2) создание комплекса необходимых условий на всех уровнях и этапах организации образовательного процесса для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.

Показателем степени включения родителей в деятельность дошкольного учреждения является:

  1. Уровень сформированности представлений родителей о сфере педагогической деятельности, т. е наличие представлений:
    • о педагогической деятельности в целом;
    • о специфике работы с детьми дошкольного возраста;
    • об особенностях образовательного процесса в дошкольном учреждении;
    • о деятельности воспитателя;
    • о возможных результатах деятельности детей дошкольного возраста.
  2. Владение необходимыми практическими и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
  3. Степень проявления интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.

Высший уровень проявления этих показателей является критерием включенности родителей в планирование образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Современному дошкольному образовательному учреждению для того, чтобы в полной мере реализовать свое предназначение в обществе необходимо постоянно совершенствоваться и развиваться. Экономические условия в настоящий момент таковы, что для осуществления этого развития необходимо эффективно использовать имеющиеся бюджетные возможности, а также максимально привлекать для этой цели внебюджетные источники. Решая эту задачу, начиная с 2008 года, педагогический коллектив нашего учреждения активно включился в новую для себя деятельность - социальное проектирование через участие в VII городском конкурсе социальных и культурных проектов с проектом «Семья в моем сердце».

Сегодня, в условиях динамизма социальных преобразований оказалось, что дошкольные учреждения оторваны от современной реальной жизни, работают по принципу «закрытой системы», осуществляя свои образовательные и воспитательные функции только в рамках детского сада, только с детьми и семьями, посещающими детский сад. Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности дошкольного учреждения как первой ступени в системе непрерывного образования.

Цель проекта – оказание психолого-педагогической помощи семьям «группы риска», проживающим в округе № 25. Проект решает следующие задачи:

  • развитие и укрепление семьи как социального института;
  • максимальная «привязка» педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения к условиям районного социума;
  • улучшение показателей социального здоровья и благополучия семей.

Проект реализован с апреля по октябрь 2008 года. Апрель – период подготовки проекта, май-сентябрь – период реализации рабочего плана мероприятий, октябрь – период рефлексии. Проект был поддержан депутатом Городской Думы по округу № 25 города Березники Поморцевой В.К., коллективом средней общеобразовательной школы №5. Программа проекта была реализована творческой группой МДОУ «Детский сад №75», в состав которой входили воспитатели, освобожденные специалисты. В проекте принимали участие и дети детского сада.

Рабочий план реализации проекта:

  1. организована работа Центра психолого-педагогической помощи, проводились консультации учителей-логопедов, педагога-психолога детского сада для родителей, чьи дети, не посещают ДОУ. Специалисты отвечали на возникшие у родителей вопросы, давали рекомендации по коррекции развития детей. Нужно отметить, что большей популярностью у родителей пользовались консультации учителей-логопедов;
  2. состоялась музыкально-литературная гостиная «Встреча поколений», посвященная Дню Победы с приглашением 25 человек;
  3. реализованы 2 акции:
    • акция «Наша дружная семья» - размещено в округе 20 плакатов, пропагандирующих семейные ценности и выполненных руками детей дошкольного возраста. Так, например плакаты детей были размещены в магазине детских товаров «Непоседа», с которым наше учреждение поддерживает партнерские отношения;
    • акция «Эра милосердия» («Старым вещам – новую жизнь»). В детском саду проходил сбор детских вещей, книг, игрушек. В День защиты детей проведена ярмарка вещей, помощь была оказана 30 семьям;
  4. положительный эмоциональный настрой, заряд бодрости получили присутствующие на празднике «Вместе весело шагать по просторам», в котором приняли участие многодетные семьи. Веселый Незнайка проводил конкурсы, аттракционы. Особый восторг у участников вызвал конкурс «Шляпы разные нужны, шляпы разные важны» («шляпное» дефиле), когда каждая семья представила свою шляпу (выполненную руками членов семьи или украшенную определенным образом);
  5. в рамках проекта в детском саду был проведен конкурс сочинений «Я и моя семья». В конкурсе приняли участие дети и родители. Представлено 13 сочинений, из которых конкурсная комиссия определила победителей;
  6. торжественно прошел концерт, посвященный Дню защиты детей, на который были приглашены жители округа № 25. Песни чередовались с танцами, играми, инсценировками;
  7. оформлена выставка детских работ и фотовыставка «Мир семьи»;
  8. интерес у детей и родителей вызвал также конкурс «Традиции и увлечения моей семьи»;

Цели конкурса:

  • формирование положительного взаимодействия между детским садом и родителями,
  • распространение успешного опыта семейного воспитания,
  • формирование активной позиции у родителей, желание участвовать в жизни дошкольного учреждения.

Критерии конкурса:

  • отражение традиций семьи (регулярность и периодичность традиционных мероприятий, их воспитательная ценность);
  • увлечения семьи (путешествия, труд в природе, чтение книг, посещения театров, конструирование, занятие спортом).

В конкурсе приняли участие более 20 семей. Семейные газеты были выставлены в общем фойе.

Таким образом, проведенная с родителями работа активизировала аспекты взаимодействия между детским садом и семьей, способствовала поднятию престижа нашего дошкольного учреждения в микрорайоне.