Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, педагогических, психологических, юридических, экономических… Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье проблем, которых не было в их родительской семье, приводит к социальной дисгармонии. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Главная задача – обучить родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель-родитель», требует усилий от педагогического коллектива дошкольного учреждения.
Работа с родителями в МДОУ «Детский сад № 75» комбинированного вида планируется и выполняется как в целом по дошкольному учреждению, так и в каждой возрастной группе. При этом используются разные формы работы: родительские собрания, конференции, Недели открытых дверей, консультации, акции и др. Практикуются совместные мероприятия с детьми и родителями: соревнования «Папа, мама, я – любим спорт не зря», фестивали здоровья, музыкальные праздники, посиделки в группах за чашкой чая, совместные выставки художественного творчества.
Анализируя работу воспитателей с родителями, наряду с положительными сторонами сотрудничества дошкольного учреждения и семьи можно выделить и существенные недостатки в этой работе:
- содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно;
- воспитатели при выборе форм сотрудничества не учитывают возможности и условия жизни конкретных семей.
Причины этого:
- Недостаточное знание специфики семейного воспитания;
- Неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенностей воспитания детей;
- Неумение планировать свою работу с детьми и родителями;
- Недостаточный уровень развития коммуникативных умений воспитателей.
Работа с родителями начинается с изучения социального статуса семей и составление социального паспорта дошкольного учреждения в начале учебного года (выявление многодетных, малоимущих, замещающих, неполных семей, семей «группы риска» и создание индивидуальных планов сопровождения семей).
На вопрос, что вы хотели изменить в детском саду, родители ответили:
- улучшить материальное положение детского сада,
- повысить качество воспитательно-образовательной работы;
- больше узнать о своем ребенке.
В качестве основных приоритетов в системе отношений «детский сад-семья» родители выделяют:
- отношение воспитателя к ребенку;
- отношение детей друг к другу;
- здоровье детей;
- воспитание детей;
- отношение воспитателя к родителям.
Таким образом, контингент родителей не однороден по составу, целям, приоритетам в воспитании. Задача ДОУ - удовлетворить запросы всех родителей, предоставить услуги дошкольного образования в соответствии с потребностями семьи.
Анализ степени вовлечения родителей в организацию образовательного процесса показывает: пассивные наблюдатели среди родителей составляют - 83 %, «заказчики» -10%, активные участники – 6 %. Не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями ДОУ, при этом они не ищут причины в себе, своей семье, а всю ответственность возлагают на детский сад. Изменение такой позиции становиться задачей педагогов и руководителей дошкольного учреждения. Характер проблем родителей в воспитании и обучении детей определяет направление, содержание и формы работы с ними. Это делает процесс сотрудничества с родителями максимально дифференцированным, позволяет строить работу с ними на основе последовательного решения задач. Для улучшения качества работы с родителями в детском саду разработана программа «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия» (на 2008, 2009 годы). В программе определены задачи работы с родителями:
- изучение интересов, мнений и запросов родителей, не реализуемых в других социальных институтах (семье и др.)
- обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;
- использование опыта других дошкольных учреждений для построения модели взаимодействия с родителями;
- расширение средств и методов работы с родителями;
- создание особой творческой атмосферы;
- изменение позиции родителей по отношению к деятельности дошкольного учреждения;
- привлечение родителей к активному участию в организации, планирования и контроле деятельности дошкольного учреждения.
Анализ полученных данных свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничестве с родителями и позволяет рассматривать данную работу в качестве одной из актуальных задач деятельности дошкольного учреждения на современном этапе.
Концепция сотрудничества работников дошкольного учреждения с семьей
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу, взаимодействие сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Все эти характеристики тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных и деловых отношений, для того чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет им лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимовлияния, а также улучшению взаимоотношений в семье.
Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.
Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения в семейном воспитании.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, т.е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения.
Под включением родителей в деятельность дошкольного учреждения мы понимаем их участие:
- в организации образовательного процесса;
- в создании творческих групп, которые активно делятся своим опытом;
- организации современной социально-развивающей среды в группах;
- в оказании дополнительных образовательных услуг;
- разработке планирования разных видов на всех уровнях:
- программе развития учреждения;
- учебного плана;
- образовательной программе
Для реализации программы необходимо:
1) внедрение методики поэтапного включения родителей в деятельность дошкольного учреждения;
а) повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей в целях актуализации их образовательных потребностей;
б) воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т.е. понимание ими назначения, целей, функций дошкольного учреждения;
в) активное, систематическое участие родителей в деятельности дошкольного учреждения;
2) создание комплекса необходимых условий на всех уровнях и этапах организации образовательного процесса для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
Показателем степени включения родителей в деятельность дошкольного учреждения является:
- Уровень сформированности представлений родителей о сфере педагогической деятельности, т. е наличие представлений:
- о педагогической деятельности в целом;
- о специфике работы с детьми дошкольного возраста;
- об особенностях образовательного процесса в дошкольном учреждении;
- о деятельности воспитателя;
- о возможных результатах деятельности детей дошкольного возраста.
- Владение необходимыми практическими и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- Степень проявления интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.
Высший уровень проявления этих показателей является критерием включенности родителей в планирование образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Современному дошкольному образовательному учреждению для того, чтобы в полной мере реализовать свое предназначение в обществе необходимо постоянно совершенствоваться и развиваться. Экономические условия в настоящий момент таковы, что для осуществления этого развития необходимо эффективно использовать имеющиеся бюджетные возможности, а также максимально привлекать для этой цели внебюджетные источники. Решая эту задачу, начиная с 2008 года, педагогический коллектив нашего учреждения активно включился в новую для себя деятельность - социальное проектирование через участие в VII городском конкурсе социальных и культурных проектов с проектом «Семья в моем сердце».
Сегодня, в условиях динамизма социальных преобразований оказалось, что дошкольные учреждения оторваны от современной реальной жизни, работают по принципу «закрытой системы», осуществляя свои образовательные и воспитательные функции только в рамках детского сада, только с детьми и семьями, посещающими детский сад. Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности дошкольного учреждения как первой ступени в системе непрерывного образования.
Цель проекта – оказание психолого-педагогической помощи семьям «группы риска», проживающим в округе № 25. Проект решает следующие задачи:
- развитие и укрепление семьи как социального института;
- максимальная «привязка» педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения к условиям районного социума;
- улучшение показателей социального здоровья и благополучия семей.
Проект реализован с апреля по октябрь 2008 года. Апрель – период подготовки проекта, май-сентябрь – период реализации рабочего плана мероприятий, октябрь – период рефлексии. Проект был поддержан депутатом Городской Думы по округу № 25 города Березники Поморцевой В.К., коллективом средней общеобразовательной школы №5. Программа проекта была реализована творческой группой МДОУ «Детский сад №75», в состав которой входили воспитатели, освобожденные специалисты. В проекте принимали участие и дети детского сада.
Рабочий план реализации проекта:
- организована работа Центра психолого-педагогической помощи, проводились консультации учителей-логопедов, педагога-психолога детского сада для родителей, чьи дети, не посещают ДОУ. Специалисты отвечали на возникшие у родителей вопросы, давали рекомендации по коррекции развития детей. Нужно отметить, что большей популярностью у родителей пользовались консультации учителей-логопедов;
- состоялась музыкально-литературная гостиная «Встреча поколений», посвященная Дню Победы с приглашением 25 человек;
- реализованы 2 акции:
- акция «Наша дружная семья» - размещено в округе 20 плакатов, пропагандирующих семейные ценности и выполненных руками детей дошкольного возраста. Так, например плакаты детей были размещены в магазине детских товаров «Непоседа», с которым наше учреждение поддерживает партнерские отношения;
- акция «Эра милосердия» («Старым вещам – новую жизнь»). В детском саду проходил сбор детских вещей, книг, игрушек. В День защиты детей проведена ярмарка вещей, помощь была оказана 30 семьям;
- положительный эмоциональный настрой, заряд бодрости получили присутствующие на празднике «Вместе весело шагать по просторам», в котором приняли участие многодетные семьи. Веселый Незнайка проводил конкурсы, аттракционы. Особый восторг у участников вызвал конкурс «Шляпы разные нужны, шляпы разные важны» («шляпное» дефиле), когда каждая семья представила свою шляпу (выполненную руками членов семьи или украшенную определенным образом);
- в рамках проекта в детском саду был проведен конкурс сочинений «Я и моя семья». В конкурсе приняли участие дети и родители. Представлено 13 сочинений, из которых конкурсная комиссия определила победителей;
- торжественно прошел концерт, посвященный Дню защиты детей, на который были приглашены жители округа № 25. Песни чередовались с танцами, играми, инсценировками;
- оформлена выставка детских работ и фотовыставка «Мир семьи»;
- интерес у детей и родителей вызвал также конкурс «Традиции и увлечения моей семьи»;
Цели конкурса:
- формирование положительного взаимодействия между детским садом и родителями,
- распространение успешного опыта семейного воспитания,
- формирование активной позиции у родителей, желание участвовать в жизни дошкольного учреждения.
Критерии конкурса:
- отражение традиций семьи (регулярность и периодичность традиционных мероприятий, их воспитательная ценность);
- увлечения семьи (путешествия, труд в природе, чтение книг, посещения театров, конструирование, занятие спортом).
В конкурсе приняли участие более 20 семей. Семейные газеты были выставлены в общем фойе.
Таким образом, проведенная с родителями работа активизировала аспекты взаимодействия между детским садом и семьей, способствовала поднятию престижа нашего дошкольного учреждения в микрорайоне.