Внеклассное мероприятие по биологии. Биологический вечер на тему "Удивительное и неповторимое чудо природы – яблоко"

Разделы: Внеклассная работа


Эффективность биологического образования и воспитания школьников зависит от ряда факторов. Прежде всего - это систематичность, последовательность, взаимосвязь учебной и внеклассной работы. Особую роль в воспитании у детей интереса к природе и проблемам её охраны помогает проведение внеклассного мероприятия. Внеклассное мероприятие – это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Проведение биологического вечера создает живой интерес к учебному процессу, активирует мыслительную деятельность, память, внимание учащихся, помогает проявить любознательность, интерес к изучению богатств родного края, поисковой работе учащихся с использованием исторического и литературного справочного материала, биологических и медицинских исследований, рекомендации диетологов, косметологов, кулинаров, а также поиск стихов и песен.

Цель: Продолжить формирование понятий по теме «Отдел Покрытосеменные», «Семейства двудольных цветковых растений. Семейство розоцветные» и положительной мотивации изучения биологии как науки.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать понятия о роли биологии - как науки. Закрепить знания учащихся о двудольных покрытосеменных растениях, дополнить и обобщить понятия о розоцветных на примере яблони. Сформировать навыки правильного и сбалансированного питания, использование яблок как косметологического средства.
  • Развивающая: развитие интеллектуальных навыков, умение анализировать, сравнивать. Обобщать, наблюдать, устанавливать причинно – следственные связи.
  • Воспитательная: это продолжение учебно-воспитательного процесса начатого на уроке. Разнообразие форм и видов углубляют и дополняют знания полученные учащимися на уроке, а также способствует поддержанию интереса к изучению биологии. Продолжить формирование связи биологии и литературы, способствовать развитию интереса к музыке, театру, прекрасному. Формирование научного мировоззрения на основе понимания познаваемости окружающего мира. Воспитание моральных качеств личности, умение ценить труд других людей.

Использование ИКТ во внеклассном мероприятии позволяет усилить воспитательные эффекты. Сделать мероприятие более интересным, красочным. ИКТ оживляет подачу материала, повышает наглядность, помогает учащимся усваивать материал на более высоком уровне.

Оборудование: Мультимедийное оборудование: мебель и т.д. Для оформления зала мы использовали: изображение яблоневого сада, рисунки учащихся, корзины с яблоками и выпечка.

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Театрализованная постановка « Удивительное и неповторимое чудо природы – яблоко»
  4. Исполнение учащимися песен и стихов о яблоне.
  5. Импровизированный «круглый стол», дегустация яблок и различных блюд из них.

УЧИТЕЛЬ: Добро пожаловать к нам на вечер. Сегодня ребята расскажут много удивительного из жизни растений, и  вы поймете, что мы с вами живем на прекрасной, таинственной планете.

ВЕДУЩАЯ:  Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие друзья. Мы приветствуем всех, кто пришел сегодня на наш праздник.

Во все времена люди не перестают восхищаться природой. Всю свою жизнь человек тысячами невидимых нитей связан с ней. Он часть ее. Природа  кормит, радует и волнует,

тревожит и успокаивает. Прекрасна природа России, неповторима и многолика. Испокон веков люди любили Родину, свой край, родную природу.  Писатели и поэты, художники и композиторы находили в ней источник вдохновения, посвящали лучшие творения .Счастье –  это быть с природой , видеть  , говорить с ней. Приближается весна. Пройдет еще несколько дней и как  только прогреется весеннее солнце, начнется веселый праздник цветения. Наш  праздник сегодня посвящен небольшой части природы. Как вы уже догадались, наш разговор пойдет о яблоках – этих привычных всем фруктах (рис.1).

ИСТОРИК: Установить точную  дату,  когда яблоки были введены в культуру, трудно. Но есть данные, что яблони были введены в культуру не менее пяти тысяч лет назад  древними греками. Изображение яблок встречается  на памятниках древнего Египта, яблоню встречали в раскопках свайных построек.  В Европе культура яблони началась в древней  Греции. Два века спустя в древнем Риме писатель Катон, а после него Варрон, Колумелла и Плиний составили описание 36 возделываемых сортов яблони и указание о  технике прививки культурных плодовых растений. От греков и римлян культура яблони перешла к западноевропейским народам. В средние века плодоводство не имело широкого развития,  сосредоточиваясь, главным образом в монастырях, но, начиная, с 16 века отрасль сельского хозяйства стала, быстро развиваться. После взятия Азова в 1696 году Петр 1 дал указание разводить на Дону сады и закладывать плодовые питомники не только  отечественных сортов яблок,  но и лучших сортов других плодовых деревьев. Вначале прошлого тысячелетия яблоневые сады были распространены в Киевской Руси. Когда Юрий Долгорукий переехал в Москву он посадил на княжеской усадьбе плодовый сад, где росли яблони и груши. Иностранные  гости,  посещавшие Москву, давали высокую оценку садам и качеству плодов (рис.2, 5)

ВЕДУЩИЙ: Интересно, откуда произошло название  «яблоня»                                             

ИСТОРИК: В старо славянском языке она называлась «аблонь». В древнерусском языке -    /а/ ассимилировалась – стали говорить «яблонь». Корень слова « яблоня», как  предполагают -  лингвисты был взят у кельтов, живших на нижнем Дунае. Там яблоню называли « абла « а древние германцы -  «апля». Это еще раз подтверждает версию о том, что к славянам культурные формы яблони попали с Запада.

ВЕДУЩИЙ:  Применение яблок  с лечебной целью   в медицине имеет свою историю. Так чтобы успокоить значительно выраженные боли подагриков, Гофман в 1696 г давал  сок, выпекающий из печеных яблок. Плиний рассказывал, что он  вылечил гангреною язву, прикладывая к язве гнилые яблоки. Дроэтиус отмечал, во время чумы в Англии хирурги покрывали чумные бубоны припарками из зеленых яблок. Шли века, развивалась наука. Яблоки, как и многие другие фрукты, были подвергнуты всестороннему изучению. Ученые исследовали химический состав и их воздействие на организм человека.

Для полного выяснения этих вопросов я приглашаю принять участие в нашем разговоре специалистов области медицины и биохимии.

ВРАЧ 1: О том, что все фрукты и овощи, а в частности яблоки,  полезны, знает каждый .Вопрос в том , какие яблоки наиболее полезны .Нередко слышишь такие советы: «Ешьте побольше яблок ,они богаты железом и витамином С » Так ли это? На самом деле яблоки не особенно богаты железом. Более того, они содержат его порой меньше, чем те же ягоды и особенно вишня. Другое дело, что соли железа, содержащиеся в яблоках лучше усваиваются организмом , поскольку они находятся в благоприятном соотношении с витаминами. Что касается сортов яблок, то наиболее богаты витамином С ренет Кичунова, Крожельское прозрачное, Оранжевое,  Толисааре. Антоновка относится к   средне витаминным сортам.  В яблоках сортов Уэлси, ренет Симиренко витамина С  вообще в 10 раз меньше, чем в высоковитаминных сортах. В некоторых сортах яблок витамина С   больше, чем в цитрусах. Этот витамин оказывает  противоаллергическое  и противовоспалительное действие, регулирует свертываемость крови, увеличивает устойчивость к инфекциям.

БИОХИМИК: В лаборатории был изучен химический состав  плодово-ягодных  растений и проверено содержание витаминов. И вот что было установлено. В любом яблоке есть витамины  В 1 , В2 , В3 ,РР, С, К, Е, Р.каротин. Дело в том, что содержание подавляющего большинства перечисленных витаминов в яблоках слишком мало.   Взять, к примеру, витамин Е, помогает организму противостоять раковым заболеваниям. В 100 граммах яблока содержится всего  0, 2 мг витамина Е .  Тогда как суточная норма для взрослого человека составляет 20мг. Для того  чтобы получить эту дозу человек должен ежедневно съедать по 10яблок, а это просто нереально.  Следовательно,  нужно заменить другими продуктами. Например: богат витамином Е шиповник, боярышник,  рябина. Витамин  Р  оказывает капилляра укрепляющий эффект .В  нем нуждаются люди, страдающие артериальной гипертонией .Эксперименты показали , что яблоками с повышенным содержанием витамина Р вполне можно лечить легкие формы гипертонической болезни без медикаментозных средств.

ВРАЧ 2:  Хочу добавить, что яблоки очень полезны людям с повышенной ломкостью кровеносных сосудов. Выяснилось, что ломкость артерии у гипертоников возникает от недостатка витамина Е и аскорбиновой кислоты в организме.

БИОХИМИК: Яблоки как большинство фруктов практически не содержат жира, поскольку на 87% состоят из воды, в них мало калорий,  что если заменить яблоком жирный, сладкий и калорийный десерт. В яблоках довольно много витаминов А, В.

ВРАЧ 1:  В яблоках витамина А   на 50% больше, чем в апельсинах. Это необходимо  для нормального обмена веществ, формирования ногтей, восстановления эпителиальных тканей, кроме того, он является средством борьбы с инфекциями.

Витамин В, необходим для нормального функционирования нервной,  сердечно – сосудистой и пищеварительной системы.

БИОХИМИК: Богаты эти фрукты также и  кальцием

ВРАЧ 2: Не будем забывать, что не малую ценность также представляет содержащиеся в яблоках соли кальция. Они вместе с танином препятствуют образованию в организме мочевой кислоты. Недостаток кальция замедляет рост костей,  разрушает зубы.

БИОХИМИК: В яблоках содержатся также пектиновые  вещества

ВЕДУЩАЯ:  А что такое пектин

БИОХИМИК: Пектины – это высокомолекулярные углеводы, которые содержатся в клеточном соке. По сравнению с земляникой,  грушей, малиной, крыжовником и некоторыми другими фруктами и ягодами в яблоках их существенно больше

ВЕДУЩИЙ: Какую роль они играют в нашем организме?

БИОХИМИК: Пектиновые вещества не перевариваются в  желудочном - кишечном  тракте. Они адсорбируют ядовитые вещества, которые таким образом выводятся из организма. Особенно много вредных веществ образуется, например: при воспалительных заболеваниях кишечника

ВРАЧ 1:  Именно поэтому сырые тертые яблоки – одно из лучших средств от расстройства желудка. Способствует лечению таких заболеваний не только пектины, но и содержащиеся в яблоках анти микробные соединения, а также фитонциды и дубильные вещества. Те и другие губительно действуют на болезнетворные микробы. Также наличие пектина в яблоках снижает уровень сахара в крови. Препятствует образованию мочевой кислоты и усиливает распад муравьиной. Яблоко благотворно действует при низком кровяном давлении и отвердевании сосудов, потому что они – мощный очиститель крови. Они также полезны для лимфатической системы.

ВЕДУЩАЯ: Одно из первых научных сообщений об анти микробной активности яблок касалось известного сорта – антоновки.

ВРАЧ  2: Было обнаружено, что сок яблок убивает некоторые болезнетворные микробы. В дальнейшем оказалось, что анти микробное  действие оказывает почти все сорта яблок, особенно мелкоплодные. Кстати, помимо яблок, полезны для лечения колитов отвары и кашицы из пресных тертых плодов груш.

ВЕДУЩИЙ:  А я знаю, что у пектинов есть еще одно замечательное свойство: они обладают способностью связывать и выводить из организма ядовитые тяжелые металлы.

ВРАЧ 1: Пектины действительно выводят из организма некоторые тяжелые металлы – свинец, медь, кобальт. Поэтому яблочная диета, бывает, полезна и тем людям, которые работают на вредных производствах. Однако для того, чтобы пектины  произвели целебный эффект, надо потреблять их в день не менее 5 –10 грамм т. е съедать не менее 5 яблок.

ВЕДУЩАЯ: Имеются ли противопоказания при употреблении яблок.

ВРАЧ 2: В яблоках содержится сбалансированный комплекс сахаров. Глюкоза, фруктоза  и сахароза не вызывают перенасыщение крови сахаром, поэтому потребление яблок не противопоказано людям, страдающим сахарным диабетом.

Одновременно присутствие в яблоках солей железа и фолиевой  кислоты – стимулирует  кроветворение – делает их полезными для предупреждения малокровия.

ВЕДУЩАЯ:  Хотелось  бы знать, какое  действие оказывает  яблоко на детский организм.

ВРАЧ  ДЕТСКИЙ: Есть интересные данные о том, что включение в ежедневный рацион детей от 1 до 3 яблок способно уменьшить число простудных заболеваний примерно в два раза.

ВЕДУЩИЙ: Хочется знать сколько раз в сутки надо питаться.

ВРАЧ  - ДИЕТОЛОГ:  Вопрос о том, сколько раз есть в сутки, с какими промежутками и какое по калорийности количество пищи принимать во время каждой еды – это одна из проблем , которая изучается специалистами , Исследования показали , что одноразовое питание не приемлемо .Организм человека при таком питании находится в напряжении , неправильно работает не только пищеварительная система , но и все системы и органы тела, особенно нервная система. При 2 и 3 разовом питании  пищи усваивалась на уровне 85%,самочувствие человека лучше. Ученые доказали, что при 5 и 6 разовом питании аппетит ухудшается и в некоторых случаях снижается усвояемость белка. Поэтому диетологи рекомендуют обязательно вводить в суточный рацион питания фрукты и овощи

ВЕДУЩАЯ: На последней общероссийской выставке «Золотая осень» в Москве многие посетители останавливались у экспозиции Саратовской области и восторгались поволжскими яблоками  крупными, красивыми, нарядными. По итогам выставки Саратовская область была награждена  серебряной медалью за выведение сортов.  Мы  пригласили селекционера рассказать об  этих яблоках поподробнее (рис.6).

УЧЕНЫЙ СЕЛЕКЦИОНЕР: Саратовская область вообще издавна славится сортами плодовых культур, в том числе народной селекции. Большой вклад в создании новых сортов яблонь, устойчивых против болезней и вредителей внесли выдающиеся селекционеры: И.В. Мичурин, Андрей Тимофеевич Болотов. Через всю жизнь пронесли они особую любовь к яблоне.  Плодовые зоны Саратовской области очень различны,  поэтому мы работаем над выведением сортов . приспособленных к более суровым условиям произрастания плодовых деревьев. В 70 годы прошлого столетия в селекционных садах Прихоперской зоны и в Ртищевском плодосовхозе  выведено несколько элитных и создано около 20 сортовых форм. Два сорта – Беркутовское и Первенец Ртищева внесены в Госреестр.Крупное Ртищевское , Совхозное , Ртищевская  красавица , Ренет Громова обладают высокими вкусовыми качествами, урожайностью , скороспелостью ,устойчивостью к грибным болезням .Ценятся за высокую зимостойкость , устойчивость к парше и мучнистой росе , нарядные и товарные плоды .В селе Багаевка «родился» сорт Мальт Багаевский,  который в Германии на выставке получил большую золотую медаль. Экологической устойчивостью и высоким качеством плодов обладают новые сорта яблок, такие как Губернское, Пасхальное, Хвалынское. Наряду с ними наиболее распространены такие сорта как Шафран, Грушовка московская, Китайка, Антоновка, Джонатан, Аврора, Крымская и другие (рис.7, 8, 9, 10).

ВЕДУЩАЯ: Интересно, что знают ребята о яблоках.

УЧЕНИК: Разные народы яблоками называют совсем не то, что мы понимаем. Например, в переводе с японского «золотое яблоко» - это не только «голден», но еще и маленькие мандаринчики – кинкан (рис11) Так же называется  один из сортов орхидеи. А «болотное яблоко» только похоже на яблоко – есть его нельзя (рис.12) .Зато любят его аллигаторы, живущие в Африке. «Сахарным   яблоком»  называют в Индии аннону чешуйчатую. Вкус у него – как у самого сладкого пирожного, ведь  оно почти на четверть состоит из сахара (рис.13) А вот еще один гость из Индии. Он зовется « деревянным яблоком» за деревянную кожуру (рис.14). Это крохотное яблочко называется потому, что из него выводят отличное, поистине «райское» варенье. Если разрежешь «сметанное (или кремовое )  яблоко, то можно прямо ложкой есть его кремово – сметанную, со вкусом ананаса и манго начинку ( рис.15). Весит оно около 4 кг, а  ученые его называют колючей анноной. Из чего можно заключить, что это – родственник сахарного яблока. А вот « китайское яблоко» это – если перевести с немецкого слова « апфель – син» (рис.16). И «Яблоко Жако» (рис.17). Эти «яблоки», растущие на дереве тамбурасса,  созревая, сами  распадаются  на 4 дольки, и – кушать подано! Недаром его любят попугаи жако, живущие на Мадагаскаре. В переводе с французского и армянского название этого овоща звучит как «земляное яблоко», так как он растет в земле (рис.18)

ВЕДУЩИЙ: Ай - да яблоки! Вот это широта  лечебного  диапазона. Воистину начнешь верить, что яблоки -  чуть ли не универсальное профилактическое и лечебное средство. Но это не все. Яблоки могут сказать свое слово и в косметологии.

КОСМЕТОЛОГ: С удовольствием рекомендую пациентам маски с использованием яблок для всех типов кожи. Маски из яблок питают кожу, тонизируют, омолаживают, смягчают кожу, стягивают поры. При таком уходе ваша кожа будет молодой и упругой. Желаю вам здоровья!

КОНДИТЕРЫ: Спору нет, сладкие и мучнистые блюда необходимо ограничивать в своем рационе, особенно тем, кто склонен к полноте. Однако трудно представить себе воскресный обед и праздничный ужин без пирогов, тортов, пирожных, пряников и печенья. Мы поделимся с вами несколькими рецептами приготовления сладостей с использованием яблок,  которые, несомненно, понравятся вам и вашим близким. Рецепт «яблока – матрешки»  Положите250 г. маргарина в морозильник на 15 минут. Просейте 400 г. муки. Холодный маргарин натрите на терке, смешайте с мукой и перетрите. Постепенно добавьте 4 – 5 ст. ложек воды. Заверните тесто в пищевую пленку. Из каждого яблока вырежьте сердцевину  с семенами. Внутрь каждого яблока положите 1ст. ложку варенья. Раскатайте тесто и заверните яблоко, красиво залепив верхушку. Украсьте завернутые яблоки полосками теста с куркумой. Выпекайте 15 – 20 минут в духовке (рис.19, 20).

КУЛИНАРЫ:  Мы специалисты по приготовлению салатов и хотим поделиться с вами рецептами приготовления самых вкусных и полезных блюд. Рецепт салата  «Вдохновение». Яблоки (2шт) очистите и нашинкуйте на крупной терке. Залейте медом (1ст.л.) посыпьте свежим рубленым укропом (1ст.л.) и мелко истолченными орехами (1ст.л.)

(учащиеся раздают рецепты блюд из яблок)

ВЕДУЩАЯ: Яблоки придают силу, продлевают молодость, помогают бороться с болезнями. Не потому ли англичане – большие ценители этих фруктов – говорят: «В день по яблоку – и врач не нужен». Из яблок  готовят не только вкусные блюда, но и  духи, лекарства и мебель.

ВРАЧ: Необходимо помнить, что при покупке продуктов в магазине надо внимательно читать на упаковке не только сроки и  условия хранения, но и названия. Производитель берет концентрат, разводит его водой в пропорциях один к 5-6 и со спокойной душой пишет « 100 % сок». Такого понятия в ГОСТах нет. « 100 % сок» - это просто обман доверчивых покупателей. Полезнее всего соки с мякотью, в них содержаться пектины. Они связывают вредные вещества, выводя их из организма. «Нектарин» - это смесь сока с водой и сахаром, в котором натурального сока может быть всего 25-50 % .Яблочный сок содержит не менее 11,2 % растворимых сухих веществ. Поэтому в первую очередь при выборе товара, мы должны помнить о полезности продукта.

ИСТОРИК: Существует много легенд и мифов о яблоне и ее плодах. А дни сбора урожая у некоторых народов традиционно превращались в праздники. В Древней Элладе. Яблоко считалось символом любви и посвящалось богине красоты Афродите. Древние  германцы верили, что деревья эти пользуются  покровительством всех богов: даже молнии их не трогают, - и поэтому окружали свои жилища яблоневыми садами.

ВЕДУЩАЯ:  Поэты и писатели посвятили много замечательных строк яблоне. Некоторые из них прозвучат в исполнении наших учащихся (рис. 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29)

Яблоня.

Раскинула яблоня ветви,            
Украсила цветом весь сад.         
Не счесть уже,                             
Сколько желтеет;                        
И цвет все, и яблоко паду.

И каждый, кто мимо проходит,
Замедлит, задумавшись, ход,   
«Немало живет она, вроде,       
И все-  таки снова цветет!»      

И нет удивленью предела    
Что значит хорошее семя;
Вот предков продолжила
дело,

Её и не тронуло время.

ВЕДУЩИЙ: Вот и закончился наш праздник, посвященный  удивительному и неповторимому чуду природы – яблоку. Надеемся, что она вам понравилась.

(Звучит песня о яблоне в исполнении учащихся.   Зрители приглашаются на дегустацию блюд и напитков из яблок) (рис.30, 31)

Литература:

  1. Атлас растения леса. Москва. Дрофа 2005г.
  2. Домашние кондитеры – М; НПО «Меда» 1992
  3. Овощи + фрукты + ягоды = здоровье.- М.; Просвещение ,1993.
  4. «Приусадебное хозяйство №9 за 2005г, № 1 за 2006г. №2 за 2007г., №2 за 2009г.
  5. Рецепты народной медицины.-М .Физкультура и спорт» 1995г Синяков А.Ф.
  6. «Садово – огородный участок» Москва ВО «Агропромиздат»1988 г.

Рисунки.

Презентация.