Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа, Экология


Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.

В настоящее время существуют острые противоречия между обществом и природой, которые привели к угрозе всемирного экологического кризиса. Это свидетельствует о недостатке сформированности экологической культуры, как компонента экологического образования.

Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального использования окружающей среды, заботится об ее улучшении, не допускает ее разрушения и загрязнения.

Поэтому проблема формирования экологической культуры актуальна во всей системе непрерывного образования.

Определенное место в решении этой проблемы занимает начальная школа.

Сегодня экологическое образование и воспитание является стержнем и обязательной составной частью в системе образования.

Свою работу я выстраиваю на принципах непрерывности, классно-урочные занятия сочетаю с внеурочной деятельностью учащихся в природной среде. Сложившуюся систему формирования экологической культуры я классифицирую на три основных этапа: подготовительный, основной и контрольный.

На подготовительном этапе я изучаю характер модальности отношений к природе (Модальность – это качественно-содержательная характеристика субъективного отношения). Для изучения этого использую специальные психологические методики. Примером таких методик может быть методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП». Эта методика позволяет определить доминирующую установку в отношении природы каждого отдельно взятого ученика и классного коллектива в целом.

Определяю трудовые, поисковые, природоохранительные дела. В условиях школьной жизни это – работа на пришкольном участке; озеленение класса, школы; участие в субботниках; развешивание птичьих домиков, кормушек; регулярный сбор корма для птиц, их кормление; посадка и уход за растениями; уход за животными живого уголка и т.д. Много предложений могут внести и сами учащиеся.

В результате проводимых мероприятий на данном этапе, формируются экологические знания, практические умения младших школьников, личный опыт воздействия на среду и сбережение природных богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среди природы.

На основном этапе формирую у ребят основы экологических знаний, воспитываю чувства моральной и правовой ответственности к защите окружающей среды.

Урок использую как основную и главную форму организации процесса воспитания.

Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для обозначенной проблемы. В этой связи, в своей практике важное место отвожу интегрированным урокам, использую при этом метод проекта.

На контрольном этапе проводится обобщение и передача школьниками знаний о природе, о её ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха. На этом этапе приобщаю детей к применению ИКТ, пользованию Интернет и составлению презентаций. Свои обобщения и выводы школьники представляют на экологических слётах, конференциях, фестивалях, олимпиадах. Занимают призовые места.

Сформированность экологической культуры младших школьников позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.

В качестве примера приведу протокол урока по теме: «Водоёмы нашего края»

На изучение темы «Водоемы нашего края» отвожу два часа.

Содержание данного урока соответствует учебной программе «Окружающий мир» и является звеном в цепи уроков по разделу «Родной край – часть большой страны», учебник «Природоведение» - 4 класс, авторы: А.А. Плешаков и др.

Цель. Формирование экологического сознания активной жизненной позиции в условиях нарастающего кризиса.

Задачи:

  1. Систематизировать и обобщить знания по теме: «Водоемы нашего края»; закрепить понятия «искусственные» и «естественные» водоемы.
  2. Продолжить формирование умения работы с географической картой, научно-популярной литературой.
  3. Воспитывать желание и стремление охранять природу.

Оборудование:

  • Мультимедийная доска;
  • Физическая карта России;
  • Карта Омской области;
  • Карта полушарий;
  • Карточки со словами;
  • Дары моря: камни, ракушки, водоросли.

Ход урока

I. Орг. момент

У. Ребята, сегодня у нас необычный урок. И начнем его с песни. Вы внимательно слушайте и думайте: «О чем эта песня?» (Звучит куплет из песни о России, исполняет ученица данного класса)

Гляжу в озера синие,
В полях ромашки рву.
Зову тебя Россиею
Единственной зову.
Спроси, переспроси меня
Милее нет земли.
Меня здесь русским именем
Когда-то нарекли.

У. Итак, о чем эта песня?

Д. В этой песне говорится о родине, о родном крае и синих озерах, о планете Земля и о людях, которые живут на ней, о том, что они счастливы, жить на Земле, милее нет Земли.

У. Да, ребята это песня о родине и о природе. Природа и родина неразделимы. Родина – это русская березка и крик кукушонка, и полянка, это рыбы в реке. Это воздух, которым мы дышим, вода , которую мы пьем.

II. Сообщение темы и целей урока

У. Итак, какова же тема нашего урока?

Д. Тема урока. «Водоемы нашего края».

У. Сегодня мы с вами обобщим представления о водоемах нашего края и конкретизируем виды водоемов; продолжим работу с картой, атласами; побеседуем об охране водоемов.

III. Определение групповой формы деятельности

У. Для реализации этих целей мы распределимся на научно-исследовательские экспедиции.

Формируем три экспедиции:

  1. Исследователи водоемов Омской области (ставлю визитку);
  2. Экологи (ставлю визитку);
  3. Исследователи водоемов России (ставлю визитку).

IV. Обобщение

1. Конкурс «Что вы знаете о водоемах?»

Я задаю вопросы, а вы отвечаете:

  1. Природный водный постоянный поток. Что это? (Река).
    А какие крупные реки вы знаете? (Волга, Амур, Лена, Обь, Енисей).
  2. Огромные пространства воды на земле? (Океан).
    А какая вода в океане? (Соленая).
  3. Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой. Что это? (Пруд).
    Какую пословицу про пруд вы знаете? (Без пруда не вытащишь рыбку из пруда).
  4. Выход подземных вод на поверхность земли? (Ключ).
    А вы наблюдали на реке Иртыш, в каком месте находится такой ключ? (Напротив, гимназии № 115, остановка «Дом печати»).
  5. Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой? (Озеро)
    Самое пресноводное и глубокое озеро в мире? (Озеро Байкал)
  6. Стеклянный ящик с водой для содержания рыб, водных животных и растений? (Аквариум)
  7. Часть острова, впадающая в сушу и отделенная от него островами и полуостровами? (Море)

У. Молодцы, ребята вы правильно отгадали виды водоемов.

2. Самостоятельная работа в тетради

У. А сейчас приготовьте тетради. Запишите число и тему урока.

На доске: водоемы, море, река, аквариум, океан, озеро, пруд, ключ (пока дети пишут, я открываю доску)

Послушайте задание: распределите перечисленные водоемы на группы по происхождению и запишите в тетрадь (даю 1 минуту)

Итак, проверяем:

1 экспедиция прочитает водоемы, которые отнесены к первой группе:

Д. Естественные водоемы – река, море, озеро, ключ, океан

2 экспедиция прочитает водоемы, которые отнесли ко второй группе:

Д. Искусственные водоемы – пруд, аквариум

3 экспедиция – как делятся водоемы по происхождению?

Д. На естественные и искусственные

3. Фронтальный опрос

У. Какие водоемы называются естественными?

Д. Водоемы, созданные самой природой.

У. Какие водоемы называют искусственными?

Д. водоемы, созданными руками человека.

У. А какие еще водоемы, кроме перечисленных можно отнести к искусственным?

Д. каналы, водохранилище, котлованы.

Молодцы, ребята.

У. А теперь подведем микроитог:

Так, что мы повторили с помощью первого конкурса? (Виды водоемов).

2 Конкурс «Что вы знаете о воде?»

У. Разгадайте вы, ребята вот такую загадку:

Я и тучка и туман
Я река и океан
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу
Что это? (Вода)

У. Что вы знаете о воде?

  • Воды на планете Земля 2/3;
  • На вкус вода бывает пресная и соленая;
  • В морях и океанах вода соленая;
  • В некоторых озерах встречается соленая вода (озеро Баскунчак);
  • В реках, озерах, ручьях вода пресная;
  • На карте вода обозначена голубым и синим цветом.

А как иначе называют всю воду на планете Земля? (Мировой океан)

А вы знаете, сколько морей и океанов образуют мировой океан? (4 океана и много морей)

Молодцы!!!

Самостоятельная работа с атласами

А теперь проведем мини самостоятельную работу с картой.

Приготовьте атласы на стр. ..., у кого нет – откройте учебник на стр. ... Работаем парами. Первый вариант показывает на карте, а второй вариант их контролирует. Кто выполнит работу, поднимает руку. Первых пять человек я оцениваю.

– Какие океаны вы знаете? (дети работают, поднимают руки)

– Хорошо!

– А какими океанами омывается наша страна? Кто сможет показать?

(3 океанами), ученик выходит и показывает:

  1. Северо-Ледовитым – на севере;
  2. Атлантическим – на западе;
  3. На востоке – Тихим.

– Итак, подведем микроитог. Что мы повторили с помощью второго конкурса? (Какая бывает вода и виды океанов)

Конкурсы дают мне право назначить капитанами экспедиций следующих (объявляю):

Капитан 1 экспедиции, получите задание

Вам нужно:

  • Изучить самую крупную реку Омской области;
  • Проанализировать за озерами и болотами Омской области

Капитан 2 экспедиции, получите задание

Вам нужно:

  • Изучить экологическое состояние по выбору.

Капитан 3 экспедиции, получите задание

Вам нужно:

  • Совершить экспедицию на моря и озера России и доложить об их значении в жизни людей.

– Итак, команды в путь (проигрыш – работа в группах – проигрыш).

Слушаем отчеты экспедиций

К докладу приготовится 1 экспедиция:

(Встает капитан и докладывает)

Основным водоемом Омской Области является река Иртыш. Об Иртыше доложат ....

Река Иртыш является одной из крупнейших рек России. Ее длина составляет 4248 км. Маленьким горным ручейком начинается Иртыш на ледниковых склонах Монгольского Алтая. Мы узнали, что в переводе с тюркского языка, слово Иртыш означает «землерой» или «роющий землю».

На доску прикрепляю карточки:

  • река Иртыш;
  • притоки: Оша, Тара, Омь, Ишим;
  • устье;
  • исток.

На протяжении 618 км Иртыш протекает по китайской территории. Название Черный Иртыш река носит до впадения в озеро Зайсан. Выходя из озера, река Иртыш получает свое настоящее имя. Выходя из гор, река Иртыш вступает в Казахстанскую степь. В дальнейшем на протяжении 1174 км река течет в пределах Омской области и принимает 4 крупных притока: Оша, Тара, Омь, Ишим. От названия реки Омь произошло название нашего города. Впадает Иртыш в реку Обь.

Спасибо, ..., очень полезная информация.

Наш Иртыш – река труженик. На его берегах стоят 3 гидроэлектростанции, вырабатывающие электрический ток. По реке перевозят грузы и пассажиров. На берегу Иртыша мы видели много больших городов и деревень, жители которых используют речную воду в хозяйстве. Так же иртышной водой орошают поля и огороды. Берега Иртыша служат местом отдыха для людей. Но часто во время путешествия у нас было грустное настроение, т.к. мы видели грязные берега, вырубленный тальник, масляные и бензиновые круги на речной воде.

Выходит капитан и докладывает:

Путешествуя, по реке Иртыш мы видели на левой стороне Иртыша в Крутинском районе самые крупные озера Омской области: Теннис, Ик, Салтаим.

Мы установили, что длина озера 18 км, ширина в северной части – 15 км, в южной – 4 км. Наибольшая глубина – 2,5 м. Берега озера сильно заросли камышом. Тонкие берега и камышовые заросли затрудняют подход к озеру.

А самое глубокое озеро – озеро Ик, наибольшая глубина – 4,75 м.

Мы еще совершили экспедицию на север Омской области. Там болот видимо- невидимо.

О болотах доложат ...

Болота – замечательные хранилища воды, в них берут начало многие реки. К тому же болота, словно фильтры очищают воду. Проходя, через густые заросли мхов и трав, через толстый слой торфа, вода в болотах освобождается от пыли, болезнетворных микробов. В реку из болот поступает чистая вода. Болота имеют большое значение в жизни людей. На них много торфяных мест, а торф – это один из видов топлива. Мох используют строители, а болотные ягоды используют все. Ягоды растут прямо на зеленом мху. Собирать их можно осенью, зимой и летом.

Отведайте болотный бальзам.

О каких водоемах доложила 1 экспедиция? (Об естественных)

– А сейчас, подведем микроитог:

Какая крупная река является основным водоемом Омской области? (река Иртыш)

Какие притоки она принимает в пределах Омской области? (Оша, Омь, Тара, Ишим)

Какие крупные озера Омской области вы запомнили? (Ик, Салтаим, Теннис)

Спасибо участникам экспедиции.

Ребята точно определили географическое понятие Иртыша: исток, устье, притоки, направление реки, виды реки, виды озер.

Доложили о значении Иртыша и болот в жизни людей и о тревоге за будущее реки.

Физминутка 

Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.

К докладу приготовится 2 экспедиция

Капитан встает и докладывает:

Мы привезли много тревожных новостей. А о некоторых вестях вам доложу я, ... и ...

Я хочу рассказать о том, что случилось в японском море. Шел танкер, вез нефть. Беда случилась перед рассветом. Корабль наскочил на подводную скалу, нефть разлилась на поверхности воды. Пострадали птицы: чайки, утки, гагары. Садясь на поверхность воды, они уже не могли взлететь, потому, что нефть склеила их перья, и они погибли. Гибли так же и рыбы, т.к. не чем было дышать. А нефть, разлитая на морском побережье уничтожила все живое.

...: А еще мы исследовали дно Иртыша и послушайте, что мы нашли. На участке дна длиной 5 км мы обнаружили: 14 крупных железобетонных плит, 16 больших труб, 34 куска рельсов, 9 мотков колючей проволоки, 18 плит, 31 топор, 108 котелков, чайников,2486 разбитых бутылок и многое другое. В полном смысле речная свалка.

...: Еще мы видели, как гибли дельфины. Они задыхались, т.к. им в дыхательные пути попадали полиэтиленовые пакеты, которых принесло морское течение.

Спасибо, ребята. Мы действительно услышали тревожные вести.

Ребята, а вы или ваши друзья, родители не создавали таких ситуаций, когда на поверхности воды оставались пятна мазута, машинного масла?

  • Я думаю да, например, когда в реке моют машину, то проливают бензин, грязь;
  • Не только машину, даже если моют велосипед, мотоцикл, то в водоем попадает бензин и машинное масло.

Хорошо.

– А представьте себе такую ситуацию:

Вы пришли на Иртыш купаться, а там такая свалка, о которой сегодня мы уже слышали, как вы думаете, что может произойти?

  • Люди получат тяжелые раны;
  • Можно за что-то зацепиться;
  • Люди могут погибнуть.

Спасибо, я думаю, у этой команды есть еще интересные материалы, но мы к ним вернемся попозже.

А теперь заслушаем 3 экспедицию:

Капитан: Мы побывали на самом глубоком озере в мире – Байкал (показывает на карте), На самом большом озере – Каспийское море, а также на морях: Черном и Японском.

И вот привезли сувениры. О них вам расскажут ... и ...

Вот это морская соль. Она имеет солено-горьковатый вкус и запах йода. Морская соль очень полезна для здоровья человека. В домашних условиях можно готовить морские ванны. Для этого нужно в каждом литре воды растворить 35 грамм соли (спичечный коробок) и добавить немного йода. Или в аптеках продается уже готовая морская соль. Ее можно добавлять в ванну.

Это морская капуста, иначе водоросли. Водоросли. Водоросли это основной вид растительности морских водоемов. Ценность морской капусты в том, что в ней содержится много минеральных солей, а также йод. Все это необходимо человеку и развивает его умственные способности, и для профилактики щитовидной железы.

Капитан: А какие ракушки, водоросли мы привезли, чтобы ребята в классе могли соорудить водоем. А какой? Догадайтесь сами.

Спасибо участникам экспедиции.

Давайте подведем микроитог:
Итак, какое значение в природе имеют водоемы?

  • Водоем – это место отдыха людей;
  • Люди берут воду для приготовления пищи и питья;
  • Водоемы – это дом для растений и животных;
  • По воде перевозят грузы;
  • Воду берут для работы заводы и фабрики.

– Да, ребята, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? (не всегда)

Как взрослые и дети должны охранять водоемы?

  • Нельзя оставлять мусор на берегу и бросать его в воду;
  • Нельзя мыть велосипеды и другие транспортные средства в водоемах;
  • В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрений и ядохимикатов;
  • Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.

Молодцы!!! Вы хорошо справились с заданием.

Итог урока:

Итак, отчеты экспедиций мы прослушали, кто не успел выступить, сдадут информацию в письменном виде. А теперь подведем итог урока.

Что мы называем водоемами? (– Водоемы – это хранилища воды)

Какие водоемы вы знаете? Как делятся водоемы по происхождению? С какими водоемами Омской области познакомились? Какой литературой пользовались при подготовке к уроку? (– Интернет, энциклопедии)

Мотивирование оценок.

И закончить наш урок, я хочу стихотворением:

Я, не хочу, чтоб реки высыхали,
Где пляшет столько рыбок золотых,
Где пляшет резво лодка на причале,
Где теплый ветер так порою тих.

Пусть на Земле – не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и чистая вода.