Пояснительная записка
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе. Курс «Развитие познавательных способностей на математике» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 8 до 10 лет. Курс, включает 102 занятия: 1 занятие в неделю, 34 занятия за учебный год со второго по четвёртый класс. Условное название курса «РПС» (развитие познавательных способностей).
Курс «РПС» входит в число дисциплин вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения.
Характерной особенностью занятий является занимательность изложения материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение чувств детьми. Эти занятия строятся на интересе детей и не носят принудительный характер.
Цель программы данного курса – создание действенных условий для развития познавательных способностей и организации познавательной деятельности учащихся 2-4 классов, их интеллекта и творческого начала, расширения их математического кругозора.
Задачи:
- Развивать восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение младших школьников;
- Формировать общеучебные умения и навыки.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном не учебном материале, создаёт благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.
В данный курс, включены специально подобранные логически-поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами.
В процессе выполнения каждого из них происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько направлений:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания. К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствуют формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трёхходовые задачи.
Задания, развивающие память. В курс включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения. Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; - вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; - выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление. Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью подобраны упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект. Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения. Формирование и развитие обще учебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект. Развитие речи. Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект. Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Основные принципы распределения материала:
- системность: задания располагаются в определённом порядке;
- принцип «спирали»: через каждые семь занятий задания повторяются;
- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
- увеличение объёма материала;
- наращивание темпа выполнения заданий;
- смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Ожидаемые результаты. Результатом работы по данному курсу можно считать повышение познавательной активности учащихся, повышение работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (102 ч.)
2 класс (34 ч.)
Предлагаемые во 2 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных особенностей детям предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно совращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.
На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя — поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жёстких требований к тому чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все большее число учащихся класса вовлекалось в неё.
Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).
3 класс (34 ч.)
Методы и приёмы организации учебной деятельности третьеклассников в большей степени, чем второклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и во втором классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
Материал, включённый в раздел «Задания на развитие внимания», имеет, как и во 2 классе, своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объёма произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
В раздел «Развитие воображения» включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша, на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
В 3 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности.
Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Также в третьем классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.
4 класс (34 ч.)
Курс РПС в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу третий год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.
Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать целям и задачам обучения.
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания. Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными. Решение нестандартных задач формируют познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей у детей.
Учебно-тематический план
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (вводный урок) | 1 |
2 | Упражнения на развитие концентрации внимания. Графический диктант. | 1 |
3 | Упражнения на развитие произвольного внимания. | 1 |
4 | Упражнение на развитие слуховой памяти. | 1 |
5 | Задания на развитие зрительной памяти. | 1 |
6 | Упражнения для развития глазомера. | 1 |
7 | Глазомеры измерения. | 1 |
8 | Вычерчивание геометрических фигур по данным размерам. | 1 |
9 | Логически – поисковые задания. | 1 |
10 | Упражнения на совершенствование воображения. | 1 |
11 | Графический диктант. Штриховка. | 1 |
12 | Задания на развитие наглядно – образного мышления. Ребусы. | 1 |
13 | Задания на развитие наглядно – образного мышления. Задания со спичками. | 1 |
14 | Решение логических задач. | 1 |
15 | Стихотворные задачи. | 1 |
16 | Знакомство с интересными (логическими) квадратами. | 1 |
17 | Арифметические ребусы и головоломки. | 1 |
18 | Магические квадраты. | 1 |
19 | Логические концовки. | 1 |
20 | Решение занимательных задач. | 1 |
21 | Задания на развитие творческого мышления. | 1 |
22 | Упражнения по составлению фигур – силуэтов по отдельным образцам. | 1 |
23 | Задания аналитического характера. Обучение поиску закономерностей. | 1 |
24 | Составление заданий на поиск закономерностей. | 1 |
25 | Построение прямоугольников из отдельных частей. | 1 |
26 | Построение квадратов из отдельных частей. | 1 |
27 | Решение головоломок геометрического содержания. | 1 |
28 | Упражнения для развития обобщённого мышления. | 1 |
29 | Задания «Узнай, угадай». | 1 |
30 | Задачи, развивающие кругозор. | 1 |
31 | Разучивание упражнений, стимулирующих мыслительные процессы. | 1 |
32 | Игры по задумыванию и отгадыванию чисел. | 1 |
33 | Упражнения на развитие мыслительных процессов. | 1 |
34 | Итоговое занятие. | 1 |
3 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-вочасов |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 |
2 | Упражнения на развитие концентрации внимания. | 1 |
3 | Тренировка внимания. | 1 |
4 | Упражнения на развитие слуховой памяти. | 1 |
5 | Упражнения на развитие мыслительных процессов. | 1 |
6 | Упражнения на развитие зрительной памяти. | 1 |
7 | Упражнения на развитие логического мышления. | 1 |
8 | Задания на поиск закономерностей. | 1 |
9 | Упражнения на развитие воображения. | 1 |
10 | Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 1 |
11 | Упражнения на развитие быстроты реакции. | 1 |
12 | Обучение решению нестандартных задач. | 1 |
13 | Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 |
14 | Решение головоломок. | 1 |
15 | Составление и решение простых занимательных задач. | 1 |
16 | Задания по поиску закономерностей. | 1 |
17 | Простые лабиринты. Ходы в лабиринтах. | 1 |
18 | Задания на развитие и совершенствование внимания. | 1 |
19 | Задания на развитие восприятия и воображения. | 1 |
20 | Ребусы. | 1 |
21 | Алгоритм. Составление алгоритмов. | 1 |
22 | Выполнение действий по алгоритму. | 1 |
23 | Решение задач требующих построения цепочки логических рассуждений. | 1 |
24 | Отыскивание логических ошибок в приводимых рассуждениях. | 1 |
25 | Математические игры. | 1 |
26 | Головоломки. | 1 |
27 | Головоломки. Геометрический материал. | 1 |
28 | Решение нестандартных задач. | 1 |
29 | Разучивание упражнений на совершенствование стимулирующих операций. | 1 |
30 | Составление и решение составных занимательных задач. | 1 |
31 | Задания геометрического характера. | 1 |
32 | Задания на совершенствование воображения. Работа с изографами. | 1 |
33 | Магические квадраты. | 1 |
34 | Математические игры. Итоговое занятие. | 1 |
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-вочасов |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 |
2 | Упражнения на совершенствование мыслительных операций. | 1 |
3 | Задания на развитие концентрации внимания. | 1 |
4 | Решение нестандартных задач. | 1 |
5 | Решение нестандартных и нетрадиционных задач. | 1 |
6 | Задания на развитие наглядно – образного мышления. | 1 |
7 | Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 1 |
8 | Упражнения на развитие быстроты реакции. | 1 |
Лабиринты различной степени сложности. | 1 | |
9 | Лабиринты различной степени сложности (решение и составление их). | 1 |
10 | Ходы в лабиринтах: самые длинные и короткие. | 1 |
11 | Задания на нахождение закономерностей. | 1 |
12 | Задания на нахождение принципа группировки. | 1 |
13 | Задачи на нахождение нескольких вариантов ответов на один и тот же вопрос. | 1 |
14 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 |
15 | Нахождение рационального способа решения. | 1 |
16 | Задания на классификацию, выявление закономерностей. | 1 |
17 | Построение логических цепочек. | 1 |
18 | Логические цепочки. Формулирование утверждений и логических рассуждений. | 1 |
19 | Логическое обоснование. Предполагаемые результаты и доказательства их истины. | 1 |
20 | Отыскивание логических ошибок о рассуждениях. | 1 |
21 | Решение задач, не имеющих однозначного решения. | 1 |
22 | Работа с изографами. | 1 |
23 | Работа с числографами. | 1 |
24 | Вычерчивание уникурсальных фигур. | 1 |
25 | Задания на выявление замаскированного рисунка. | 1 |
26 | Задания на построение заданной фигуры из нескольких частей. | 1 |
27 | Геометрические фигуры. Геометрические тела. | 1 |
28 | Дорисовывание несложных композиций из геометрических тел и линий. | 1 |
29 | Задания на развитие воображения. | 1 |
30 | Разучивание упражнений стимулирующих мыслительные процессы. | 1 |
31 | Задачи, развивающие кругозор. | 1 |
32 | Упражнения на развитие мыслительных процессов. | 1 |
33 | Конкурс «Эрудитов». | 1 |
34 | Итоговое занятие. | 1 |