Цели:
- Учить видеть в реальных предметах сенсорные эталоны формы, величины, пространства, сенсорные эталоны плоскостных предметов и объемных тел.
- Учить понимать и называть направление движения в пространстве и соотносить его изображение на листе (схеме, рисунке).
- Учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом по силуэтному, контурному и зашумленному изображению.
Оборудование:
- Карточки с изображением набора геометрических фигур (для индивидуальной работы и фронтального показа).
- Цветное изображение домика, карточки с изображением половины домика.
- Картонные муляжи замка (красный – для детей с миопией, атрофией зрительного нерва, черный – для остальных).
- Плоскостное изображение пенька, березки, елочки, грибка.
- Геометрические фигуры: круг, треугольник, овал, полукруг, прямоугольник.
- Карты-схемы пути.
- «Волшебные мешочки» с набором объемных геометрических фигур.
- Герои сказки «Колобок»: колобок, зайчик, волк, медведь, лиса.
Ход занятия
I. Организация детей на работу.
– Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте? Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Подготовка к восприятию нового материала.
–А начнем наше занятие с упражнения для тренировки зрительной памяти.
– Посмотрите внимательно и запомните, какие фигуры и как расположены на карточке. (рис.1)
Рисунок 1
– Выберите такую же карточку из нескольких.
– Проверим, правильно ли вы выбрали карточку.
– Какие геометрические фигуры здесь нарисованы?
III. Знакомство с новым материалом.
– Сегодня мы будем находить геометрические фигуры и предметы, имеющие определенные геометрические формы.
– Любите ли вы сказки?
– Какие сказки вы знаете?
– На нашем занятии мы встретимся с героями сказки и должны их узнать.
– Итак, мы отправляемся в сказку.
– Начинается наше путешествие с домика (рис.2)
Рисунок 2
– Вот наш домик. Но у него нет одной половинки. Дорисуйте сами вторую половину.
– Скажите, из каких частей состоит домик (крыша, сруб)?
– Какую форму имеет крыша?
– Какую форму имеет сруб?
– В каких сказках встречается домик?
– Чтобы узнать, из какой сказки наш домик, надо войти в него.
– Посмотрите, дом закрыт на замок! (рис.3)
Рисунок 3
– Надо его открыть. Но для этого нам понадобится ключ.
– Возьмите замок и ключи, отыщите ключ, подбирая по одному.
– Все нашли нужный ключ?
– А как можно по-другому подобрать ключ, не перебирая все?
– Правильно, надо выбрать основные признаки, из каких фигур состоит ключ.
– Мы открыли дверь и можем войти в дом.
– Посмотрите, нас встречает герой сказки. (рис.4)
Рисунок 4
– Какую фигуру он напоминает?
– Круг – это плоская или объемная фигура?
– Какая объемная фигура на плоскости имеет форму круга?
– Возьмите «волшебные мешочки», найдите в нем шар.
– Какой сказочный герой имеет форму шара?
– Посмотрите, вот наш колобок. (рис.5)
Рисунок 5
– Что произошло с Колобком в сказке?
IV. Закрепление изученного.
– Возьмите карту-схему движения Колобка. (рис.6)
Рисунок 6
– Колобок остановился у елочки. (рис.7)
Рисунок 7
– Какую форму имеет елочка?
– Какого цвета?
– Найдите этот ориентир на карте.
– Выберите направление: вправо, влево, вверх, вниз?
– Проведите путь синим фломастером.
– Возле елочки Колобок с кем-то встретился.
– Узнайте по силуэту, кто это. (рис.8)
Рисунок 8
– Как вы догадались, что это зайчик?
– Вот наш зайчик!
– Колобок покатился дальше до березки. (рис.9)
Рисунок 9
– Какую форму имеет березка?
– Какого цвета?
– Куда нужно идти?
– Проведите путь зеленым фломастером.
– А возле березки Колобка кто-то поджидает.
– Попробуйте узнать кто это по контуру. (рис.10)
Рисунок 10
– Обведите фломастером через кальку.
– Все смогли узнать?
– Вот он, волк.
– Колобок покатился по дорожке до грибка. (рис.11)
Рисунок 11
– Из каких фигур состоит грибок?
– Какого цвета шляпка? Ножка?
– Куда нам надо идти?
– Проведите красным фломастером.
– Возле грибочка кто-то ждет нашего героя.
– Узнайте на зашумленном рисунке, кто это. (рис.12)
Рисунок 12
– Вот какой у нас медведь.
– А Колобок покатился дальше до пенька. (рис. 13)
Рисунок 13
– Какую форму имеет пенек?
– Какого цвета пенек?
– Куда нужно Колобку идти?
– Проведите дорожку до пенька черным фломастером.
– Ой, возле пенька его кто-то поджидает.
– Узнайте, кто это? Для этого соберите из частей целую картинку. (рис.14)
Рисунок 14
– Как вы догадались, что это лиса?
– На нашем занятии Колобок и от лисы убежал домой.
– Куда надо идти?
– Проведите дорожку коричневым фломастером.
V. Итог занятия.
– Вот и закончилось наше путешествие по сказке.
– С какими героями мы встретились?
– Как называется сказка?
– Какие геометрические фигуры нам помогали в путешествии?
– Где мы встретили эти фигуры?