Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Учить видеть в реальных предметах сенсорные эталоны формы, величины, пространства, сенсорные эталоны плоскостных предметов и объемных тел.
  2. Учить понимать и называть направление движения в пространстве и соотносить его изображение на листе (схеме, рисунке).
  3. Учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом по силуэтному, контурному и зашумленному изображению.

Оборудование:

  1. Карточки с изображением набора геометрических фигур (для индивидуальной работы и фронтального показа).
  2. Цветное изображение домика, карточки с изображением половины домика.
  3. Картонные муляжи замка (красный – для детей с миопией, атрофией зрительного нерва, черный – для остальных).
  4. Плоскостное изображение пенька, березки, елочки, грибка.
  5. Геометрические фигуры: круг, треугольник, овал, полукруг, прямоугольник.
  6. Карты-схемы пути.
  7. «Волшебные мешочки» с набором объемных геометрических фигур.
  8. Герои сказки «Колобок»: колобок, зайчик, волк, медведь, лиса.

Ход занятия

I. Организация детей на работу.

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте? Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Подготовка к восприятию нового материала.

–А начнем наше занятие с упражнения для тренировки зрительной памяти.

– Посмотрите внимательно и запомните, какие фигуры и как расположены на карточке. (рис.1)

   
Рисунок 1

– Выберите такую же карточку из нескольких.

– Проверим, правильно ли вы выбрали карточку.

– Какие геометрические фигуры здесь нарисованы?

III. Знакомство с новым материалом.

– Сегодня мы будем находить геометрические фигуры и предметы, имеющие определенные геометрические формы.

– Любите ли вы сказки?

– Какие сказки вы знаете?

– На нашем занятии мы встретимся с героями сказки и должны их узнать.

– Итак, мы отправляемся в сказку.

– Начинается наше путешествие с домика (рис.2)


Рисунок 2

– Вот наш домик. Но у него нет одной половинки. Дорисуйте сами вторую половину.

– Скажите, из каких частей состоит домик (крыша, сруб)?

– Какую форму имеет крыша?

– Какую форму имеет сруб?

– В каких сказках встречается домик?

– Чтобы узнать, из какой сказки наш домик, надо войти в него.

– Посмотрите, дом закрыт на замок! (рис.3)

 
Рисунок 3

– Надо его открыть. Но для этого нам понадобится ключ.

– Возьмите замок и ключи, отыщите ключ, подбирая по одному.

– Все нашли нужный ключ?

– А как можно по-другому подобрать ключ, не перебирая все?

– Правильно, надо выбрать основные признаки, из каких фигур состоит ключ.

– Мы открыли дверь и можем войти в дом.

– Посмотрите, нас встречает герой сказки. (рис.4)


Рисунок 4

– Какую фигуру он напоминает?

– Круг – это плоская или объемная фигура?

– Какая объемная фигура на плоскости имеет форму круга?

– Возьмите «волшебные мешочки», найдите в нем шар.

– Какой сказочный герой имеет форму шара?

– Посмотрите, вот наш колобок. (рис.5)


Рисунок 5

– Что произошло с Колобком в сказке?

IV. Закрепление изученного.

Возьмите карту-схему движения Колобка. (рис.6)


Рисунок 6

– Колобок остановился у елочки. (рис.7)

 
Рисунок 7

– Какую форму имеет елочка?

– Какого цвета?

– Найдите этот ориентир на карте.

– Выберите направление: вправо, влево, вверх, вниз?

– Проведите путь синим фломастером.

– Возле елочки Колобок с кем-то встретился.

– Узнайте по силуэту, кто это. (рис.8)

 
Рисунок 8

– Как вы догадались, что это зайчик?

– Вот наш зайчик!

– Колобок покатился дальше до березки. (рис.9)


Рисунок 9

– Какую форму имеет березка?

– Какого цвета?

– Куда нужно идти?

– Проведите путь зеленым фломастером.

– А возле березки Колобка кто-то поджидает.

– Попробуйте узнать кто это по контуру. (рис.10)

 
Рисунок 10

– Обведите фломастером через кальку.

– Все смогли узнать?

– Вот он, волк.

– Колобок покатился по дорожке до грибка. (рис.11)

 
Рисунок 11

– Из каких фигур состоит грибок?

– Какого цвета шляпка? Ножка?

– Куда нам надо идти?

– Проведите красным фломастером.

– Возле грибочка кто-то ждет нашего героя.

– Узнайте на зашумленном рисунке, кто это. (рис.12)

 
Рисунок 12

– Вот какой у нас медведь.

– А Колобок покатился дальше до пенька. (рис. 13)


Рисунок 13

– Какую форму имеет пенек?

– Какого цвета пенек?

– Куда нужно Колобку идти?

– Проведите дорожку до пенька черным фломастером.

– Ой, возле пенька его кто-то поджидает.

– Узнайте, кто это? Для этого соберите из частей целую картинку. (рис.14)

 
Рисунок 14

– Как вы догадались, что это лиса?

– На нашем занятии Колобок и от лисы убежал домой.

– Куда надо идти?

– Проведите дорожку коричневым фломастером.

V. Итог занятия.

– Вот и закончилось наше путешествие по сказке.

– С какими героями мы встретились?

– Как называется сказка?

– Какие геометрические фигуры нам помогали в путешествии?

– Где мы встретили эти фигуры?