Цели урока:
- Познакомить учащихся с особенностями угольной кислоты;
- С основными её природными соединениями;
- Повторить понятия: кислые и средние соли на примере карбонатов и гидрокарбонатов и их техническими названиями;
- Изучить химические свойства солей угольной кислоты и основными областями их применения;
- Закрепить практические навыки при выполнении лабораторных опытов.
Оборудование:
- Реактивы к Л/О (на столах уч-ся);
- Плакат «Применение карбонатов»;
- Видео «Сталактиты и сталагмиты»;
- Табл. «Растворимость солей»;
- Коллекция «Минералы»;
- Тесты (на столах уч-ся).
Знать:
- Химические свойства кислых и средних солей угольной кислоты.
- Качественную реакцию на карбонат-ион
- Природные соединения угольной кислоты
- Технические названия солей угольной кислоты и их практическое применение.
Уметь:
- давать характеристику угольной кислоте;
- записывать формулы кислых и средних солей и их называть;
- записывать уравнения реакций, подтверждающие основные химические свойства солей в молекулярном и ионном виде;
- практически определять наличие анионов СО32- и НСО3- в растворе;
- объяснять взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов в природе.
Ход урока
Учитель: В романе Г.Г. Хаггарда «Клеопатра» читаем: «… она вынула из уха одну из 3-х огромных жемчужин и опустила жемчужину в … ? Наступило молчание, потрясённые гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется, Вот от неё не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая, и выпила всё до последней капли».
Объяснить растворение жемчужины мы сможем в ходе урока, изучив свойства солей самой распространённой в природе кислоты: угольной.
Тема нашего урока: «Угольная кислота и её соли».
Учитель: А как вы думаете, почему это самая распространенная кислота в природе?
Ученики: Так как образуется в результате взаимодействия СО2 с водой (Н2О занимает ¾ поверхности Земли, а СО2 – обязательный компонент атмосферы).
Учитель: Вспомним, как получают СО2:
- в промышленности;
- в лаборатории (упр. №3 Д/З), Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия» 9 класс.
Ученик: Записывает на доске уравнения реакций:
- СаСО3 = СаО + СО2
- 2NaHCO3 = Na2CO3 + H2O + CO2.
Учитель: Упр. №4 проверяем вместе.
Физико-химическая характеристика реакции взаимодействия СО2 с водой: см. запись на доске:
СО2 (г) + Н2О (ж) ↔ Н2СО3 (ж) + Q
Ученик:
|
|
Учитель: А теперь выполняем упр. №5 стр. 123 из рабочей тетради. Дайте характеристику угольной кислоте
Ученик:
- кислородосодержащая
- двухосновная
- слабая
- нестабильная
Учитель: т.к. кислота нестабильная в ионных уравнениях записываем:
Н2СО3 ↔ Н2О + СО2 Запомни!
Т.к. кислота двухосновная, какие типы солей может образовывать?
Ученик: Кислые и средние
Учитель: Как их называют? Какие ионы входят в их состав?
Ученик: Карбонаты и гидрокарбонаты. Ион СО32 и НСО3-
Учитель: Заполняем вместе схему в Раб. тетради формулами солей.
2 ученика у доски:
|
|
Учитель: Проверяем. Есть ли ошибки? Технические названия солей: сода кальцинированная и питьевая, поташ, доломит.
Федоровский в своей поэме «О Минералах » писал:
«По формуле как ни смотри
они не отличаются никак,
Всё те же кальций це о три
Как мрамор, мел и известняк».
Демонстрация: Коллекция минералов.
Учитель: А ещё такую же формулу имеет и жемчуг, ракушечник, скорлупа яиц.
НРК: У нас на Кольском п/ве в Ковдорском массиве широко распространены карбонатные породы. Поступающие на поверхность воды растворяют и выносят их из горной породы. В виде каких химических соединений? И на этот вопрос мы сможем ответить, изучив химические свойства солей угольной кислоты.
Этап: Закрепление
А сейчас посмотрите на свои записи и ответьте на вопросы.
– Почему Н2СО3 образует 2 ряда солей?
– Как называются эти соли?
– Назовите формулу мела?
– Мрамора?
– Жемчуга?
– Питьевой соды?
Учитель: Чтобы ответить ещё на один вопрос:
«В чём же растворила жемчужину Клеопатра?», мы должны изучить химические свойства солей Н2СО3, выполнив лабораторные опыты согласно инструкции (на столах учащихся).
Соблюдайте правила по ТБ. Обращайтесь за помощью к консультантам.
3 ученика записывают ур-я р-ций на доске
Во время записи спросить на местах – результаты Л.О.
Ученики:
1 ряд. При добавлении НСL к кристаллической соли СаСО3 и раствору питьевой соды NаHСО3 происходит бурное «вскипание» в обеих пробирках за счёт выделения СО2. В 1-ой пробирке соль СаСО3 растворилась. Поэтому эти реакции можно считать качественными.
2 ряд. При добавлении к Nа2СО3 (р-р) ВаСl2 и КСl, только в первой пробирке образовался осадок за счёт того, что получилась нерастворимая соль BаСО3
3 ряд. При пропускании СО2 через известковую воду, она сначала помутнела за счёт образования нерастворимой соли СаСО3, а при дальнейшем пропускании СО2 муть исчезла, т.к. соль растворилась и получился растворимый гидрокарбонат кальция.
Учитель: А теперь проверьте ваши записи и уравнения реакций, записанные на доске.
Ученики проверяют и делают выводы:
- Качественная реакция на карбонаты и гидрокарбонаты – взаимодействие их с кислотами. Признак реакции – «вскипание» за счёт выделения СО2.
- Реагируют с солями, если образуется осадок.
- Взаимопревращаются
Учитель: А вот как выглядят эти взаимопревращения в природе!
Видеофрагмент: Сталактиты и сталагмиты. После просмотра ответьте на вопрос: в виде каких соединений природные воды выносят на поверхность карбонатные породы и что с ними в дальнейшем происходит?
Ученики: В виде растворимых гидрокарбонатов кальция и магния. Эти соли под действием тепла разлагаются на карбонаты.
Учитель: При значительном нагревании могут разлагаться и карбонаты. Так вот это ещё одно свойство солей: разлагаются при нагревании. Исключение составляют карбонаты металлов I А группы.
А теперь сделаем общий вывод по химическим свойствам солей угольной кислоты.
Схема на доске:
- Разлагаются при нагревании
- Взаимодействуют с кислотами – это качественная реакция на ионы СО32- и НСО3-. Признак – «вскипание» за счёт выделения СО2.
- Соль СО32- (р) + Соль(р) = Соль↓ + соль
- Взаимопревращаются.
Учитель: Я думаю, сейчас вы сможете ответить на вопрос, прозвучавший в начале урока: «В чём же растворила жемчужину Клеопатра?»
Ученики: В кислоте.
Учитель: В какой? Соляной, серной? В пищевой, ведь она потом выпила полученный раствор.
Ученики: В уксусной.
Учитель: Правильно. Она продемонстрировала качественную реакцию на карбонаты.
Учитель: Большинство солей угольной кислоты имеют практическое применение. Слушаем сообщение учащегося: «Применение солей угольной кислоты»
Учитель: Посмотрите внимательно на свои записи. Проверить и оценить свои знания, полученные на уроке, вы сможете, выполнив тестовую работу. Текст у каждого на парте.
На тест отводится 5 минут. Предлагается 1 вариант теста. После чего учащиеся, сидящие за одной партой, меняются тестами и проверяют друг друга. Ответы учитель может выписать на доске или проговорить устно.
Д/З: §30, упр. 10, рабочая тетрадь, 125.