В ходе изучения лексической темы «Животные» при наличии времени целесообразно провести индивидуальную или командную лингвистическую игру «В мире животных». Учащимся предлагается выполнить ряд заданий. Эти задания являются разноуровневыми по степени сложности и предполагают наличие у учеников определенного лексического запаса по данной теме. Как показывает практика, иногда бывает достаточно так называемой «лингвистической догадки», когда ребенок путем логических размышлений и по аналогии с русским языком может самостоятельно выйти на значение того или иного выражения.
В конце разработки приведены методические рекомендации по выполнению некоторых заданий (к сожалению, рамки статьи не позволяют указать все ответы, но, думается, преподаватель сумеет найти их самостоятельно). Задания представлены в определенной логической последовательности, однако учитель вправе использовать данный материал по своему усмотрению. Например, на основе понравившихся заданий он может «сконструировать» свой урок в соответствии с дидактическими целями, уровнем обученности класса, степенью владения языком, собственными предпочтениями и т.д. Система оценивания результатов также может быть установлена самим преподавателем (например, можно начислять балл за каждый правильный ответ).
Предложенный материал способствует расширению лексического запаса учащихся, развитию их лингвистической зоркости и догадки, формированию навыка корректного использования идиоматических выражений в устной и письменной речи. Возможно, данная разработка, как образец для составления аналогичных заданий и игр, заинтересует и преподавателей других иностранных языков.
Задание № 1: «Зоологический алфавит». Назовите представителей животного мира, названия которых начинаются на соответствующую букву алфавита (указаны возможные ответы учащихся).
A: asino, agnello, anatra, aquila, ariete, ape …
B: bufalo, bruco, bue, balena, berta, boa …
C: cane, criceto, cavia, coccodrillo, cavallo, coniglio, cammello …
D: daino, dromedario, delfino, ditisco, dugongo …
E: elefante, ermellino, emù …
F: foca, farfalla, falco, formica, faina, folaga …
G: gallina, gallo, gatto, gabbiano, giraffa, ghepardo …
I: impala, istrice, ippopotamo, ibis, iguana …
L: lepre, lupo, lumaca, lucertola, leopardo, leone …
M: martora, mucca, mosca, merlo, montone, marmotta …
N: nandù, nibbio ...
O: oca, orso, otarda, orca …
P: passero, pipistrello, porco, pecora, pettirosso, pappagallo …
R: rana, ragno, renna, riccio, ramarro, rospo, rondine …
S: scoiattolo, stambecco, struzzo, scimmia, scarabeo, scorpione …
T: tartaruga, tigre, talpa, topo, tacchino, toro, trota …
U: usignolo, upupa, ululone …
V: verme, volpe, vespa, vipera…
Z: zanzara, zecca, zebra, zigena …
Задание № 2: «Кто есть кто». Распределите названных животных (задание № 1) в соответствующие колонки.
Звери (animali) | Птицы (uccelli) | Рыбы (pesci) | Насекомые (insetti) |
Задание № 3:«Моя семья». Соедините стрелками названия животных и названия групп, в которых они живут. Переведите слова из второго столбика на русский язык.
Api, vespe | Stormo |
Cani | Gregge |
Elefanti, lupi, scimmie | Mandria |
Mucche, bufali, cavalli | Sciame |
Pecore, capre | Muta |
Pesci | Branco |
Uccelli | Banco |
Задание № 4: «Найди пару». Из приведенных ниже списков слов сформируйте подходящие по смыслу пары.
Fuco, vacca, maiale, capra, pecora, toro, ape, montone, caprone, scrofa
________ e ___________
________ e ___________
________ e ___________
________ e ___________
________ e ___________
2) Cavallo, ittico, pecora, maiale, equino, ovino, pesce, suino
_________ - __________
_________ - __________
_________ - __________
_________ - __________
Задание № 5: «Как мы общаемся». Ниже приведен ряд глаголов, которые обозначают звуки, издаваемые различными животными. Заполните таблицу, подставив соответствующие глаголы в нужной форме.
Zanzara _________________ | Canarino ________________ | Pipistrello _______________ |
Asino ___________________ | Pecora __________________ | Leone __________________ |
Mucca __________________ | Cicala __________________ | Colomba ________________ |
Gatto ___________________ | Merlo __________________ | Gallina _________________ |
Cavallo _________________ | Serpente ________________ | Cervo __________________ |
Elefante _________________ | Cane ___________________ | Oca ____________________ |
Stridere, ronzare, gracidare, nitrire, bramire, gorgheggiare, frinire, fischiare, belare, ruggire, barrire, tubare, ragliare, miagolare, chiocciare, abbaiare, sibilare, muggire.
Задание № 6: «Где мы живем». Напишите места проживания животных и укажите переносное значение вписанных слов.
- Pecore, agnelli, capre - ________________ (ovile)
- Uccelli, insetti - ______________________ (nido)
- Animali selvatici - ____________________ (tana)
- Galli e galline - _______________________(pollaio)
- Cavalli, bovini - ______________________ (stalla)
- Cane - ______________________________ (cuccia)
- Api - _______________________________ (alveare)
- Formica - ___________________________ (formicaio)
- Piccioni - ___________________________ (piccionaia)
- Vespa - _____________________________ (vespaio)
- Ragno - _____________________________ (ragnatela)
Задание № 7: «Ложные друзья». Известно, что иногда при использовании уменьшительно-ласкательного или увеличительного суффикса слово полностью меняет свое первоначальное значение (это так называемые falsi diminutivi ed accrescitivi). В каждой паре или тройке слов подчеркните названия животных и укажите значение других слов.
- aquila – aquilone
- merlo – merletto – merluzzo
- cavallo – cavalletto – cavallino
- tacco - tacchino
- mulo – mulino
Задание № 8. «Скороговорки». Произнесите быстро, четко и без ошибок следующие скороговорки:
- Sopra la panca la capra campa,
sotto la panca la capra crepa. - In una conca nuotano a rilento
tre trote, cinque triglie e tinche cento. - Qua qua: l’acqua sciacqua l’oca,
qua qua: l’acqua non è poca,
qua qua: l’acqua è proprio tanta,
qua qua: l’oca all’acqua canta.
Люди или животные?
Часто в повседневной речи мы используем названия животных для того, чтобы подчеркнуть какие-то черты характера, физические характеристики, манеру поведения людей, определенные ситуации и т.п.
Задание № 9. С какими животными ассоциируются в итальянском языке следующие качества людей? Найдите, если возможно, их соответствия в русском языке.
- Noioso come …
- Nudo come …
- Muto come …
- Grasso come …
- Solo come …
- Lento come …
- Curioso come …
- Sano come …
- Coraggioso come …
- Cieco come …
- Testardo come …
- Furbo come …
- Pazzo come…
Задание № 10. Соедините стрелками действия людей (левый столбик) и возникающие по ассоциации с ними названия животных (правый столбик). Укажите русские эквиваленты получившихся выражений.
Mangiare come | Un grillo |
Mangiare come | Un usignolo |
Piangere come | Un ghiro |
Bere comeCorrere come | Un bueUn cammello |
Saltare come | Un uccellino |
Cantare come | Un vitello |
Dormire come | Una lepre |
Обратите внимание, что с глаголом mangiare существуют два выражения!
Задание № 11. Отметьте знаком «+» в левой колонке фразы, относящиеся к физическим характеристикам человека, и в правой колонке - фразы, описывающие определенные черты характера.
Физическая характеристика | Фразы | Черта характера |
Non mi piace quella ragazza: è un’acciuga | ||
Non mi piace quella ragazza: è una viperetta | ||
Ho incontrato quel pavone di tuo cognato | ||
Non parlo mai con quell’istricedi tuo cugino | ||
Non mi pare che si siano comportati da leoni | ||
Lei è una cavallona e il suo amichetto è uno scorfano | ||
La signora Camillini è proprio una balena | ||
In quella famiglia sono tutti pecorini | ||
Credimi, quell’uomo è un agnello | ||
Tuo cugino è un mastodonte |
Задание № 12: «Иметь или не иметь?». Объясните значения выражений с глаголом AVERE:
- Avere la pelle d’oca
- Avere la pulce nell’orecchio
- Avere grilli per la testa
- Avere il tatto di un elefante
- Avere i denti da coniglio
- Avere una vista d’aquila
- Avere un cervello da gallina
- Avere sette vite come i gatti
- Avere una fame da lupi
- Avere un occhio di lince
- Avere uno stomaco da struzzo
Задание № 13: «Быть или не быть?». Объясните значения следующих выражений с глаголом ESSERE:
- Essere un orso
- Essere una bufala
- Essere una volpe
- Essere una pecora nera
- Essere una mosca bianca
- Essere un asino calzato e vestito
Задание № 14: «Что делать?». Объясните значения следующих идиоматических выражений с глаголом FARE:
- Fare l’oca giuliva
- Fare la parte del leone
- Fare il pappagallo
- Fare la gatta morta
- Fare il camaleonte
- Fare come lo struzzo
- Fare come i gamberi
- Fare come la volpe con l’uva
- Fare da cavia
- Fare saltare la mosca al naso
- Fare una vita da cani
- Fare un pesce d’aprile
Задание № 15. Объясните значения следующих идиоматических выражений:
- Entrare nella fossa dei leoni (nella tana del lupo)
- Contare le pecore
- In bocca al lupo! - Crepi il lupo!
- Buttarsi a pesce
- Ingoiare il rospo
- Muoversi con la grazia di un elefante
- Prendere il toro per le corna
- Prendere due piccioni con una fava
- Prendere un granchio
- Prendere una papera
- Qui casca l’asino
- Salvare capra e cavoli
- Stare pigiati come le acciughe/le sardine
- Trattare a pesci in faccia
- Versare lacrime di coccodrillo
- Vestirsi della pelle del leone
Задание № 16. Объясните значения следующих поговорок, переведите их на русский язык и придумайте ситуации, в которых они могли бы использоваться в повседневной жизни.
- Una rondine non fa primavera
- A caval donato non si guarda alla bocca
- Ad ogni uccello il suo nido è bello
- Raglio d’asino non sale al cielo
- Meglio un asino vivo che un dottore morto
Задание № 17: «Буриме». Составьте четверостишия, используя одну из предложенных рифм:
- Raglio – ventaglio, cicala – regalo
- Cane – pane, vitello – anello
- Pappagallo – maresciallo, tacchino – fascino
- Ermellino – peperino, pipistrello – cammello
- Orso – corso, gatto – patto
Задание № 18. Вставьте в нужные строчки подходящие по смыслу слова из приведенного ниже списка:
Mia zia Assunta
Ha un gatto tutto matto,
La mattina __________(bussa),
La sera _____________(russa),
Di giorno fa il ________(gradasso),
Di notte dorme come un ______(sasso),
D’estate __________(barcolla)
D’inverno salta come una ______(molla).
Domanda: mia zia lo deve _________(ammaestrare)
O se ne deve ____________(sbarazzare)?
Sasso, sbarazzare, bussa, molla, gradasso, russa, barcolla, ammaestrare.
Методические рекомендации по выполнению заданий
Задание № 1. Данное задание целесообразно предложить учащимся заранее в качестве домашнего задания. В этом случае ребята по очереди быстро и уверенно называют слова на соответствующие буквы алфавита. Задание не случайно поставлено первым, поскольку для дальнейшей игры ученикам понадобится большой лексический запас по данной теме. Желательно, чтобы слова, а также изображения называемых животных, появлялись на доске или экране.
Задание № 2 является логическим продолжением задания № 1. Оно нацелено на отработку умения классифицировать изучаемый материал.
Задание № 4. Первая часть задания может быть использована при изучении темы «Род имен существительных», а вторая - при изучении темы «Прилагательные».
Задание № 5. Глаголы должны стоять в форме третьего лица единственного числа, например: pecora bela.
Задание № 6 частично дано с ответами для того, чтобы было легче ответить на второй вопрос. Переносное значение слов несложно понять, зная их перевод на русский язык. Например, «ульем» мы часто называем группу людей, шумящих в закрытом помещении, или густонаселенный многоквартирный дом, «конурой» - маленькую тесную квартиру и т.д. Выражения «нора», «осиное гнездо», «муравейник», «паутина» также имеют переносное значение в русском языке.
Задание № 9 целесообразно использовать при отработке качественных прилагательных. Его можно оформить в виде следующей таблицы:
Выражения на итальянском языке | Эквивалентные выражения на русском языке |
Задание № 10 также может быть оформлено в виде вышеуказанной таблицы.
Задания №№ 11-15 могут быть модифицированы самыми разными способами. Во-первых, это поиск эквивалентов в русском языке. Во-вторых, более подготовленным учащимся можно предложить для перевода отрывки из фильмов или литературных произведений, в которых употребляются эти выражения. В-третьих, можно обратиться к личному жизненному опыту ребят и попросить их вспомнить ситуации, которые можно было бы охарактеризовать с помощью этих фраз.
Задание № 18 приведено с ответами (это слова, данные в скобках).
Использованная литература
- Dall’Armelina R., Turolla M. Luisa e Gori G. Giocare con la fonetica. Corso di pronuncia con attività e giochi. – Alma Edizione, Firenze, 2005.
- Dizionario per immagini. A cura di Corrada Picchi e Maria Teresa Corizza. – Antonio Vallardi Editore s.u.r.l., Milano, 2005.
- Per modo di dire. Dizionario dei modi di dire italiani. – Eli, Recanati, 2002.
- Roselli R., Eynard R. Dizionario di base della lingua italiana. – S.E.I. Società Editrice Internazionale, Torino / Edizioni Remo Sandron, Firenze, 1996.
- Stefanich G. Cose d’Italia. Tra lingua e cultura. 2° edizione. – Bonacci Editore, Roma, 1998.
- Stefanich G. Tracce di animali nell’italiano tra lingua e cultura. – Bonacci Editore, Roma, 2000.