Цели урока:
- Формировать у учащихся знания о назначении светофора, о видах светофора их значении в дорожном движении; знакомство учащихся с сигналами транспортного и пешеходного светофоров;
- Воспитывать нравственные качества и интерес к изучению ПДД;
- Развивать внимание и внимательность.
Оборудование: модели светофоров (показ презентации – у автора), дорожные знаки, кроссворд.
Литература: учебник «Азбука дорожной науки» 2 класс, стихи: Я. Пишумов «Регулировщик» и др; С.Михалков «Бездельник светофор»
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
– Мы с вами разгадаем кроссворд, вспомним понятия с которыми мы знакомились на прошлых уроках и узнаем тему урока.
По горизонтали:
- 1.Как называются люди, которые находятся на дороге, но не в транспорте и не выполняют на ней работу? (пешеход)
- 2.Человек, управляющий каким-либо транспортным средством (водитель)
- Как называется место пересечения дорог и улиц? (перекресток)
- 4. Как называется любая используемая для движения улица, проспект, включающая тротуары, обочины? (дорога)
- 5. Чем освещают дороги автомобили? (фары)
- 6. Часть дороги, предназначенная для движения пешеходов? (тротуар)
- 7.Человек, который регулирует движение на перекрестке и дорогах? (регулировщик)
- 8. Место ожидания транспорта? (остановка)
– Какое слово получилось по вертикали? (светофор)
3. Сообщение темы и целей урока.
– Мы поговорим о светофорах, об их видах, какие бывают светофоры. Но, обратите внимание, в кроссворде встретилось слово регулировщик.
4. Работа над новым материалом.
1)– Кто такой регулировщик? (человек, который управляет движением на дороге, перекрестке)
Чтение стихотворения « Регулировщик» Я. Пишумов (читает ученик):
Посмотрите:
Постовой!
Встал на нашей мостовой.
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Вы видали, вы видали?
Все машины ловко встали,
Дружно встали в три ряда.
И не едут никуда.
Не волнуется народ,
Через улицу идет.
И стоит на мостовой
Как волшебник – постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему.
– У нас тоже есть свой регулировщик (переодетый ученик). А что у него в руке? (….)
– Это специальная палочка, называется жезл, белая с черными полосками. Ночью используют жезл со светящимся кругом на конце. Регулировщик показывает нам сигналы. Какие сигналы, ответим хором (красный, желтый, зеленый).
Ученик-регулировщик показывает сигналы, ученики отвечают.
– Если регулировщик стоит повернувшись к тебе грудью или спиной, его поза означает «Путь закрыт!» Это означает…..(красный цвет светофора)
– Если регулировщик стоит с поднятым вверх жезлом, его поза означает «Внимание! Выходить на перекресток запрещено, надо подождать моего разрешения». Это означает…….(желтый)
– Если регулировщик стоит к тебе боком в положении «смирно» «путь открыт, переходи улицу!» Это означает……(зеленый)
– Спасибо тебе, регулировщик. Ребята, кого же надо слушаться, если есть и светофор и регулировщик? (регулировщика, потому что светофор действует автоматически, он может сломаться, а обстановка на дороге требует вмешательства человека).
2) Стихотворение о светофоре (читает ученик):
С виду грозный и серьезный, –
Очень важный светофор.
С перекрестка, с перекрестка
На меня глядит в упор.
Все, что хочет он сказать,
Я умею, я умею по глазам его читать,
Различать ты должен ясно
Цвет зеленый, желтый, красный.
Учитель прикрепляет на доску слово – СВЕТОФОР.
– Почему светофор называют светофором?
– Светофор состоит из двух слов СВЕТ и ФОР (от греческого форос – носитель, несущий). Значит, светофор – носитель света.
3) Инсценировка «Бездельник светофор» С.Михалков (см. в приложении).
– Для чего нужны светофоры?
– Светофор управляет движением на дорогах. Повинуясь его сигналам пешеходы могут переходить улицы и перекрестки, не мешая движению. Сигналы светофора помогают водителю избежать аварий. Их устанавливают на перекрестках, пешеходных переходах и железнодорожных переездах.
4) – Сейчас мы познакомимся с видами светофоров. По ходу рассказа показ презентации (если дети могут назвать виды светофора, то они рассказывают сами).
– Светофоры делятся:
-
– транспортные, предназначенные для транспорта;
– пешеходные; -
1) односекционные
2) двухсекционные
3)трехсекционные
4) светофор с дополнительной секцией
-
Железнодорожный светофор, он находится у переездов
-
Светофоры могут быть с вертикальными горизонтальным расположением сигналов
-
Пешеходный со звуковым сигналами (зеленый скоро загорится красный).– Повторим, какие светофоры бывают?
– Чаще всего какие светофоры можно встретить? (3-секционные, с вертикальным расположением сигналов).
– О том, что «говорит» пешеходу каждый свет мы узнаем из стихотворения (читает ученик)
Вот сигналы светофора,
Подчиняйся им без спора.
Красный свет нам говорит:
«Стой! Опасно! Путь закрыт!»
Желтый свет – предупрежденье
«Жди сигнала для движения».
На зеленый дети могут
Зашагать через дорогу.
– Повторим, что обозначают сигналы светофора?
Красный – движение запрещено!
Желтый – предупреждает о смене сигналов светофора.
Зеленый – разрешает движение транспорта и пешеходов.
5. Физкультминутка.
(движения под музыку «Зеленый свет»)
6. Продолжение работы над новым материалом.
Нужно слушаться без спора
Указаний светофора!
Нужно правила движения
Выполнять без исключения!
1) – Вы никогда не попадете в беду при переходе дороги на перекрестках со светофором, если будете соблюдать следующие правила (каждое правило говорит 1 ученик):
- Дождитесь зеленого сигнала светофора!
- Убедитесь, что все машины на дороге, которую вы переходите, остановились.
- Внимательно посмотрите, нет ли поблизости транспортных средств, сворачивающих на твою дорогу.
- Если есть машины, то убедитесь, что они уступают тебе путь.
- Дойдя до середины дороги, еще раз убедитесь, что все транспортные средства стоят и пропускают пешеходов.
– Молодцы! Соблюдайте эти правила! На прошлом уроке мы говорили, что 3 «помощника» нам помогают переходить дорогу. Что это за помощники?
- светофор;
- регулировщик;
- дорожные знаки.
2) Игра «Угадай!» (учитель кидает кубик с дорожными знаками, какой знак попадет ученик рассказывает об это знаке).
7. Закрепление, обобщение темы урока.
- Выполняется письменная работа (нарисованы светофоры разных видов, стрелками соединить их с названиями).
- Решение задачек (устно объяснить, доказать):
– Шмыгнул Колобок с окна и побежал по тротуару. Добежал до перекрестка и увидел регулировщика, который держал жезл вверх. Что сделал Колобок?
– Волк гнался за Зайцем. Вот-вот догонит, но впереди оказался перекресток, регулируемый светофором. Заяц успел перебежать, а Волка остановил инспектор. На какой сигнал светофора бежал Волк?
8. Итог урока. Оценивание ответов учеников.
– Что нового узнали на уроке?
– Что понравилось на уроке? Что не понравилось?
Домашнее задание. Нарисовать по памяти виды светофоров.
Выполняй закон простой:
– Красный свет зажегся – Стой!
– Желтый вспыхнул – Подожди!
– А зеленый свет – Иди!
– Спасибо за урок!