Цели:
- пробудить в ребёнке «духовное зрение», позволяющее видеть природу «другими глазами»;
- заложить понятие неразрывной связи человека и природы.
Задачи:
- раскрытие значения слов «красота», «вдохновение», «радость», «тайна»;
- ознакомление детей с произведениями великих художников, поэтов, музыкантов.
Оформление класса: у доски – выставка книг с цветными иллюстрациями: «Душа моя, все мысли мои о России» (И.С. Тургенев в Спасском – Лутовинове); « Течение Мелиховской жизни» (о А.П. Чехове); «В лета моей юности» (о Н.В. Гоголе); Гейченко С.С «Приют, сияньем муз одетый» и «Пушкиногорье» (о А.С. Пушкине); И. Толстой «Свет Ясной Поляны» (о Л.Н. Толстом); «Волшебные места, где я живу душой» (о А.С. Пушкине).
На доске: фотографии пейзажей, репродукции картин о природе, портреты композиторов, писателей, художников.
На плакате эпиграф:
«Природа есть родина всех талантов, начиная от росинки – солнца, сверкнувшей всеми огнями, кончая талантами, переходящими в историю культуры».
М.Пришвин
Ход занятия
Учитель. Ребята, здравствуйте! У меня сегодня настроение необычное, приподнятое, и мне хочется стать волшебницей и сотворить какое-нибудь, пусть маленькое, чудо. А вы чудеса любите? (Ответы детей.)
Учитель. Тогда закройте глаза, и мы перенесёмся в удивительный мир (звучит фонограмма – звуки леса, голоса птиц), имя которому… (Лес).
Учитель. Чудесный мир природы… Это всё то, что окружает нас: растения и животные, моря и океаны, полноводные реки и крошечные ручейки, могучие горы – исполины и обычные каменные глыбы, лежащие на нашей земле, как пришельцы из далёкой страны.
Многие писатели и поэты воспевали природу. Писал о ней и известный педагог В.А Сухомлинский. Послушайте его рассказ, который называется «Красота, Вдохновение, Радость, Тайна». (Чтение рассказа.)
Учитель. Какие чувства вы испытывали, слушая рассказ? Скажите, ребята, в чём, по-вашему, Тайна? (Ответы детей.)
Учитель. Да, красота вечна… А что такое Красота?
Учитель. В нашей стране много красивых мест, Одно из них – это Пушкинские горы в Псковском крае. Кто из вас бывал там? Что вам особенно запомнилось? Почему это место имеет такое название? (Ответы детей.)
Учитель. Имя А.С Пушкина знакомо вам с раннего детства. Под его сказки вы засыпали вечерней порой, его стихи учите в школе. И, конечно, вы знаете, что свои лучшие произведения поэт написал в этом своём имении – Михайловском (показ иллюстраций), вдохновлённый красотой деревенской природы. Именно деревню Пушкин называл своим «кабинетом», где лучше всего думается и пишется. С.С. Гейченко (показывает портрет), бывший хранитель музея – усадьбы, пишет: «Деревня – это природа. Деревья, травы, кусты, птицы и звери. Он ходил по лесу без сюртука, в рубашке, часто на босу ногу в ветер, и дождь, и прохладу, а не только когда было тихо и жарко. Он видел, что красота природы вечна. И наша жизнь по сравнению с долгой жизнью природы – мгновенье».
Природа Михайловского имеет своих стражей. О них Пушкин писал в стихотворении «Домовому».
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой
И скромную семьи моей обитель!
Да не вредят полям опасный хлад дождей
И ветра позднего осенние набеги;
Да в пору благотворны снеги
Покроют влажный тук полей!
Останься, тайный страж, в наследственной сени,
Постигни робость полуношного вора
И от недружественного взора
Счастливый домик Сохрани!
Ходи вокруг его заботливым дозором,
Люби мой малый сад, и берег сонных вод,
И сей укромный огород
С калиткой ветхою, с обрушенным забором!
Люби зелёный скат холмов,
Луга, измятые моей бродящей ленью,
Прохладу лип и клёнов шумный кров-
Знакомы вдохновенью.
Учитель. Что вы почувствовали? Как поэт относится к своей усадьбе? (Беседа по содержанию стихотворения, акцентирование внимания на мыслях и чувствах; затем дети рассматривают иллюстрации: мельницу, аллеи, остров уединения и др.)
Учитель. «Каждый день деревья, кусты, луга и поляны Михайловского проявляют свой характер по-новому,- пишет Гейченко.- Каждое утро природа заменяет показанную вчера картину другой и как бы говорит нам: «Всё это видел и любил Пушкин. Посмотрите и вы. Станьте лучше».
Съездите в Михайловское. Пойдите как-нибудь вечером на околицу усадьбы, встаньте лицом к маленькому озеру и крикните громко «Александр Сергеевич!» И он обязательно ответит: «А – у - у! Иду - у!»
Что поможет нас почувствовать Пушкина живым, рядом с нами там, в Михайловском? (Природа.)
Учитель. Да, природа. Природа помогла Пушкину написать прекрасные стихи, подарила ему вдохновенье и сохранила о нём память.
Откроем тетради, запишем тему и цитату М. Пришвина. Затем следующее: «Александр Сергеевич Пушкин. Михайловское. Память и Вдохновенье».
Учитель. Какого бы писателя мы ни назвали, в жизни каждого есть уголки природы, благодаря которым они приобрели свою индивидуальность, неповторимость. А.П. Чехов (показ фотографии), писатель, автор знакомой вам «Каштанки», тоже несколько лет жизни провёл в своём деревенском имении «Мелихово» (показ фотографии).
В письме Чехова, написанном в апреле 1892г., мы читаем:
«Да, в деревне теперь хорошо. Не только хорошо, но даже изумительно. Весна настоящая, деревья распускаются, жарко. Поют соловьи и кричат на разные голоса лягушки. У меня ни гроша, но я рассуждаю так : богат не тот, у кого много денег, а тот, кто имеет средства жить теперь в роскошной обстановке, какую даёт ранняя весна».
Явно, не живи Чехов в Мелихове, он был бы совсем другим писателем. Здесь же он наслаждался природой, познавал жизнь простых людей, крестьян из средних деревень, для которых был доктором.
Сам много трудился : «Я посадил 60 вишен и 80 яблонь. Выкопал новый пруд, который по весне наполнится водой на целую сажень. В головах кишат планы. Коли деды и прадеды жили в деревне, то внукам безнаказанно нельзя жить в городе».
Брат Антона Павловича, знаменитый актёр Михаил Павлович Чехов, писал: «Мать рассказывала нам обо всех насилиях помещиков над крестьянами и внушала любовь и уважение не только ко всем, кто был ниже нас, но и к маленьким птичкам и животным и вообще ко всем беззащитным существам». От того – то, по-видимому, в произведениях Чехова столько человечности и доброты. Недаром во всем мире читают, чтобы познать и понять душу русского человека.
Запишем в тетрадях: Мелихово. Антон Павлович Чехов. Душа русского человека.
Учитель. В сельце Спасское – Лутовиново прошло детство другого знаменитого писателя – И.С. Тургенева (показ фотографии). Здесь он учился слушать сказки, разгадывать загадки, запоминал пословицы и поговорки. У крепостных охотников учился распознавать птиц по голосу, различать породы деревьев, узнавать цветы и травы. Всю жизнь он неразрывно был связан с этим местом. Описания природы Спасского – Лутовинова часто встречаются в произведениях писателя. В повести «Дневник лишнего человека» читаем: «О мой сад, о заросшие дорожки возле мелкого пруда! О песчаное местечко под дряхлой плотиной, где я ловил пескарей и гольцов! И вы, высокие берёзы, с длинными висячими ветками, из – за которых с просёлочной дороги, бывало, неслась унылая песенка мужика, неровно прерываемая толчком телеги – я посылаю вам моё последнее прости!.. Расставаясь с жизнью, я к вам одним простираю мои руки. Я бы хотел ещё раз надышаться горькой свежестью полыни, запахом сжатой гречихи на полях моей родины». (Рассуждение с детьми.)
Учитель. Каждый писатель или поэт черпал вдохновение у природы. Значит, природа – это то, что даёт вдохновение, хранит память об ушедшем от нас человеке, помогает нам понять его душу.
Запишем: Спасское – Лутовиново. Иван Сергеевич Тургенев. Чувство родины.
Учитель. Ребята, сегодня часто звучало слово «Вдохновение». Как вы думаете, что оно обозначает? (Ответы детей.)
Учитель. Скажите, получилось ли моё маленькое чудо, ведь я так хотела быть сегодня волшебницей? В чем это чудо? (Ответы детей.)
Домашнее задание. Напишите рассказ о природе, о том её уголке, где вы любите бывать чаще всего. Рассказ можно проиллюстрировать. Ответьте на вопрос: «Какие чувства испытываете, посещая любимые места?»
(Примечание. В случае, если осталось свободное время, желательно посмотреть выставку книг.)