Цели:
1) закрепить знания таблицы для случаев вида +3, - 3, закрепить знание соответствующих случаев состава чисел; совершенствовать умения составлять и решать простые задачи;
2) развивать мышление, внимание, речь учащихся;
3) воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и умение дорожить дружбой.
Оборудование: учебник “Математика”. 1-й класс М. И. Моро, С. И. Волкова.
У учащихся разрезные цифры, знаки арифметических действий.
У учителя карточки с примерами, картинки с изображением снеговика, Мороза, Кая и Герды, ели, кружочки-игрушки, кукла Снежная королева, дворец, снежинки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Зазвенел звонок веселый,
Наш учитель у стола.
Все садимся мы за парты,
Нам урок начать пора.
Ок-ок-ок начинается урок.
Учитель. Да, начинается урок. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Все мы здоровы. Глубоко вдохните свежесть морозного утра. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2. Сообщение темы и целей урока.
Ребята, сегодня на уроке мы должны закрепить сложение и вычитание числа 3, а также состав чисел. А урок необычный. К нам пришла одна девочка. (Показываю рисунок девочки). У неё в руке письмо: “Здравствуйте, ребята! Я Герда . Помните меня? Я из сказки “Снежная королева”. Выпал снег, наступила зима, а я всё ищу своего друга Кая. Вот отдохну у вас немного и пойду дальше”.
Ребята, а может мы поможем Герде. Давайте, мы сегодня совершим путешествие к Снежной королеве. Но этот путь трудный и долгий, с большими преградами и трудностями. Не испугаетесь? Преграды преодолеем?
3. Устный счет.
1) Вот уже первая преграда. Кто это на пути?
Загадка: “На дворе зима, белый снег лежит,
Наш весёлый человек на снегу стоит”. (Снеговик)
(Появляется картина с изображением снеговика.)
Учитель. Снеговик хочет узнать, из чего он состоит.
Сосчитайте, сколько тут кругов?
Сколько четырёхугольников?
Ещё какие фигуры имеются?
Снеговик предлагает решить примеры. У него есть карточки с примерами. Если мы правильно решим примеры, то получится предложение. Ответы показываем разрезными цифрами.
2+2 3+1 8-2 2+3 6+1 9-2 5+1 10-2 7-3 5-3 4+2 3+3 6-6 8-3 6+3 7+3
(Дети решают примеры, переворачивают карточки и получают предложение.)
Учитель. Читаем предложение.
Дети: Счастливого пути!
2) “Засели домики”.
Ученик. Снеговик пожелал вам счастливого пути. Но перед вами опять преграда.
Загадка: “Что за звездочки сквозные на пальто, на рукаве, все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке”. (Снежинки)
Если мы выполним задания снежинок, то они помогут нам в пути. А они хотят, чтобы вы “Заселили домики”.
3 человека работают у доски. За правильное выполнение получают снежинки *.
С остальными учениками ведется фронтальная работа.
- Считаем от 1 до 10 через одно, через два.
- Обратный счет от 10 до 5, от 8 до 3, от10 до 1.
- Продолжите ряд: 0, 2, …, … !0, 7, …, …. 1, 4, …, … 9, 7, …, …
- Какое число лишнее? 2, 3, 5, 7 , 10
4. Физкультминутка.
Снежинки предлагают нам отдохнуть.
Мы снежинки, мы пушинки
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
5. Работа над пройденным материалом.
3) “Укрась ёлку”.
Мы можем идти дальше. Но на нашем пути опять кто-то стоит. Кто это?
Загадка: “У избы побывал – всё окно разрисовал.
У реки погостил – во всю реку мост мостил!”. (Мороз)
Не хочет дедушка Мороз нас просто так пропустить. Он уже готовится к какому-то празднику. Какому же? Он готовит ёлку и хочет узнать, а сможем ли мы украсить её. Для этого нам нужно показать ,как мы умеем решать задачи. Откройте учебники на с. 100. На верхнем левом рисунке что видим?
- Новогодние маски.
а) Сколько масок вырезали? (Показывают разрезными цифрами.)
Сколько масок нужно вырезать?
Какой вопрос можно поставить?
Напишите решение разрезными цифрами. 5 + 2 =7
Теперь число 7 найдем на кружочке и повесим на ёлку.
б) Смотрим на рисунок справа. Придумаем задачу.
- Было 8 маленьких подарков и 2 больших. Сколько всего подарков? 8 + 2 = 10
Найдем число 10 и кружочек повесим на елку.
в) Работа над задачами № 5.
1 вариант придумывает задачу по левому рисунку; 10 – 3 =7
2 вариант придумывает задачу по правому рисунку. 6 – 3 =3
Кружочки с ответами вешаем на ёлочку.
Добрый Дедушка Мороз
Нам подарки приготовит
У него большие пакеты
В них же вкусные предметы:
Пять конфет в бумажках синих
Два яблока рядом с ними
Плитка шоколада – вот была я рада.
Сколько же предметов? (8)
Находим ответ на кружочках и вешаем на елку.
4) “Вихрь”.
- Молодцы, ребята. Дедушка Мороз вами очень доволен и желает нам найти Кая.
Снежная королева узнала, что мы помогаем Герде, и послала вихри и метели.
Давайте, побыстрее выполним следующее задание, и метель утихнет.
(Включается магнитофонная запись.)
Правильно поставьте знаки и числа.
7 * 8 10 – 3 * 10 2 + 4 * 4
* > 8 * - 3 = 4 * + 3 = 8
Вот и метель утихла.
Мы прошли все преграды и подошли к дворцу Снежной королевы, но его окружают горы. Для того чтобы узнать, из чего они сделаны, отгадайте загадку.
“В огне не горит и в воде не тонет”. (Лёд)
Чтобы эти ледяные горы расступились, выполним следующее задание по тетради.
Откройте на страницу 28 и найдите “Какие карточки перевёрнуты?”
Наконец, мы дошли до дворца. Посмотрите, нас встречает сама Снежная королева.
(Появляется кукла.)
Снежная королева отпустит Кая, если вы найдете ключ к его ледяному сердцу. Подумайте, какие знаки арифметических действий надо поставить вместо звёздочек, чтобы равенство стало верным. 3 * 3 * 3 = 9
6. Итог урока.
Итак, мы освободили Кая. Растаяло его ледяное сердце. Они опять вместе с Гердой.
- Ребята, а вам понравилась Герда?
- Она для Кая кто?
- Можно ли назвать её настоящим другом?
Я вам тоже желаю иметь такого друга и дорожить дружбой. Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
- Преодолевая разные преграды, мы что повторили?
За то, что вы не испугались трудностей, стойко преодолели все преграды, вам Снежная королева дарит снежинки и просит не терять друзей.
(Звучит песня “Настоящий друг”.)