Тема урока: «Еще об одной опасности письма».
Цели:
- Ознакомление с новой орфографической трудностью (орфограммой), на месте которой возникает необходимость двойного выбора (слышим [ца], а обозначать можем -ца, или -тся, или -ться). Знакомство со способом ее решения и первичное закрепление.
- Развивать мышление, умение логически рассуждать, опираясь на имеющиеся знания, памяти, внимания, умение действовать по алгоритму, орфографической зоркости.
- Воспитывать уважение к мнению одноклассника, умение отстаивать своё мнение, положительной мотивации на учение.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (Приложение, слайд № 1 на интерактивной доске).
2.Словарная работа
– По значению назовите слово. Запишите его в тетрадь, отметьте орфограммы.
1). Возводить, создавать какое-нибудь
сооружение, здание. (Строить.)
2). Бурлить, клокотать, испаряясь от сильного
нагрева. (Кипеть.)
3). Причинить несправедливое оскорбление,
огорчение. (Обидеть.)
4). Делать прыжки. (Прыгать.)
5). Рассыпать семена в почву. (Сеять.)
6). То же самое, что простить. (Извинить.)
7). Изображать предметы на листе бумаги. (Рисовать.)
8). Обращаться в жидкое состояние под действием
тепла. (Таять.)
9). Изготовлять, скрепляя клеем. (Клеить.)
– Что объединяет все эти слова? (Это глаголы,
неопределенной формы, словарные слова.)
– Проверьте, правильно ли написаны ваши слова (Приложение, слайд № 2 со
словарными словами).
– Вы сказали, что это глаголы неопределенной
формы. Докажите. (Отвечают на вопросы что
делать? что сделать?)
– Что еще вы знаете о неопределенной форме
глагола? (Оканчивается на -ть, -ти,
-чь.)
3. Выход на тему
Из 1-го слова возьмите букву ударного гласного
звука (о),
из 2-го слова – букву второго мягкого согласного
звука (п),
из 3-го слова – букву безударного гласного в
корне (о),
из 4-го – букву, стоящую в суффиксе (а),
из 5-го – букву мягкого согласного перед гласным
(с),
из 6-го – букву непарного звонкого согласного (н),
из 7-го – букву парного глухого твердого
согласного звука (с),
из 8-го – повторяющуюся букву (т),
из 9-го – букву, не обозначающую звука (ь).
На слайде №2 называемые буквы выпадают из слов.
– Из этих букв составьте слово. (Опасность.) (Приложение, слайд № 2)
– Как вы думаете, почему я загадала именно это
слово?
– Мы сегодня будем говорить «Еще об одной
опасности письма» (Приложение,
слайд № 3).
4. Постановка учебной задачи (проблемы)
На слайде №3 строки из стихотворения
С.Лукьянова (те же строки у детей в задачнике
стр. 56 № 379).
– Прочитайте строки из произведения С.Лукьянова.
К какому литературному жанру они относятся? (Стихотворение.)
– Какие звуки вы слышите на конце недописанных
слов? ([ца]). (На слайде № 3 появляются эти
звуки.)
– Это задание есть в ваших задачниках на стр. 56 №
379. Выполняем его вместе.
– Как обозначить звуки буквами в первом слове, вы
должны решить сами. (Объяснения детей.) (На
слайде № 3 появляется слово правильно
записанное.)
– Что говориться о двух других словах в вашем
задачнике? (Задание под квадратом.)
– Спросите у меня. (Вопрос детей.)
– Я вам только покажу, как пишутся эти слова. (На
слайде №3 появляются слова правильно
записанные.) А почему так пишутся, будем
разбираться вместе, рассуждая.
5. Рассуждение и решение поставленной задачи
– И так. (Приложение,
слайд № 4.) Слышим [ца], а что можем написать? (-ца,
-тся, -ться)
Дети параллельно работают в задачниках с.57 №
380.
– На свободных строчках запишите слова, в
которых встретились эти сочетания. (Комментирование
детей.)
– Чем различаются эти слова? (Разные части
речи: им.сущ. и гл.)
– Как сочетания [ца] обозначили в глаголах?
Подчеркните сочетания.
– Чем они (сочетания) различаются?
– Можете ли определить, в какой форме
употреблены глаголы? (Сверху подписываем
форму.)
– Что мы знаем о написании глаголов
неопределенной формы?
– Обведите в кружок Ь.
6. Физминутка
Вот когда я взрослым стану
И купаться захочу,
Влезу сам в большую ванну,
Оба крана откручу.Сам потру живот, и спинку,
И веснушки на носу,
Заверну себя в простынку
И в кроватку отнесу.
(В.Приходько)
7. Обобщение выводов (Приложение, слайд № 5.)
– А теперь давайте обобщим все наши
рассуждения и выводы. Составим для себя памятку
«Как решать новую орфографическую
задачу».(Задачник с.57 № 381.)
– Какой частью речи было слово, в котором
сочетание звуков [ца] обозначено буквами ЦА? (Им.
сущ.)
– Сверим теперь свои выводы со сведениями
предлагаемыми авторами учебника. (Учебник с. 16 №
382.)
8. Первичное закрепление
Выполнение № 383 с.58 в задачнике с комментариями
по памятке.
В учебнике с. 17 № 384 первую загадку записываем
вместе, объясняя написание новой орфограммы.
Вторую загадку дети записывают самостоятельно,
обсудив в парах. С дальнейшей проверкой.
9. Итоги урока. Инструктаж выполнения домашнего задания.
– Почему на месте сочетания звуков [ца] есть
орфограмма (опасность)?
– Какие рассуждения надо провести, чтобы не
допустить ошибки при письме?
– Пользуясь нашей памяткой, дома вы выполняете №
385 с. 17.