Развлечение для подготовительной группы "Путешествие в волшебную страну красивой речи"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: продолжать развивать речь детей, являющуюся важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов и творчества.

Задачи:

  • Совершенствовать речь детей как средство общения, помогать употреблять формулы словесной вежливости (обращение, просьба, благодарность, извинение, неодобрение и т.п.).
  • Формировать представление о предложениях, их структуре, навыки правильного построения сложноподчиненных предложений.
  • Развивать умение составлять рассказы и выразительно пересказывать литературные тексты, совершенствовать связную речь.
  • Учить вести координированный диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; быть доброжелательными и корректными собеседниками.

Оборудование: замок построенный из детского конструктора, полянка из зеленой ткани, цветки с заданиями, мягкие подушки по количеству детей, искусственное дерево, яблоки с рифмами. Столы-трансформеры, синяя ткань для реки, мягкий модуль «крокодил», цветки с сюрпризами-шоколадками, воздушное сердечко для игры, магнитофон, кассеты с музыкой звуков леса, воды, веселой танцевальной.

Словарная работа: слова-противоположности, слова-рифмы, ласковые слова (добрый, ласковый, надежный, прекрасный, нежный, красивый, умный, обаятельный).
Заучивание стишка со звуком «ж»

Раздаточный материал:

1. Карточки с картинками по составлению рассказов на каждого ребенка.
2. Карточки – картинки с путаницами на каждого ребенка.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Дети под музыку входят в зал, где на переднем плане возвышается замок из конструктора, с вывеской «Страна красивая речь», подальше расположена полянка из зеленой ткани с цветами, рядом мягкие подушки по количеству детей, а также, река из синей ткани с модулем – крокодилом, яблоня с яблоками, столы-трансформеры.

Ведущий. Далеко-далеко на земле есть прекрасная страна, где все друг другу улыбаются, говорят комплименты, приветствуют друг друга вежливыми словами, разговаривают негромко и ласково и страна эта называется «Красивая речь».
Ребята, а вы бы хотели побывать в этой стране? (Ответы детей)
А, вы знаете, именно сейчас к нам прилетела, фея волшебных слов из этой страны и мы её попросим, чтобы она нас сопровождала.

Входит Фея волшебных слов.

Фея волшебных слов. Я рада Вас приветствовать, дорогие ребята!

Ведущий. Здравствуй, милая Фея! Мы очень рады, что ты прилетела в наш детский сад «Звездочка» ребята проведут тебя по нашим группам, познакомят тебя с ребятами, но и мы бы хотели познакомиться с жителями твоей страны и посмотреть, как вы живете, как общаетесь, что у вас интересного. Не могла бы ты перенести нас в свою страну?

Фея. Да, конечно, мне очень хочется, чтобы вы побывали в моей стране, но в нее не так-то просто попасть, мы опасаемся неграмотных, невежественных людей: ведь слова так быстро распространяются, сказал один неправильно, и вот уже другие люди повторяют сказанное. Нас защищают реки, озера, леса и поля, они не пропускают к нам людей, которые говорят громко, неправильно и поэтому, чтобы к нам попасть, надо выполнить много трудных заданий, которые вам приготовили мои помощники, волшебная полянка, звонкая реченька и яблонька с золотыми яблочками.

Ведущий. Наши ребята будут очень стараться, ведь они шесть лет ходят в детский сад, где учат стихи, скороговорки, отгадывают загадки, составляют рассказы и сказки, изучают азбуку, учатся правильно разговаривать, чтобы быть грамотными и вежливыми.

Фея. Ну, хорошо тогда вперед, в нашу страну, и у меня для вас будет много заданий по развитию правильной речи. В Добрый путь, мои маленькие друзья!

Дети с ведущей и Феей проходят в зал под музыку звуков леса.

Фея: Ребята, а вот и первое задание для вас. Слышите, жужжат пчелы, стрекочут кузнечики, радостно поют птицы, свежий запах трав наполняет наше дыхание, видите волшебная полянка, на которой растут замечательные цветы, и на каждом из них задание, я вам их сейчас прочитаю. Вы должны выполнить задания на каждом цветочке, и тогда полянка нас пропустит дальше.

Задание на цветах.

1. Расскажи стишок так, чтобы все услышали звук «ж» [1]

Жук – жучок отвечал урок,
Вместо слов «ручей журчит»
Написал «жучей жужжит»

2. Кто быстрее произнесет скороговорку [2]

Шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мышки поплоше несли два гроша.

3. Рассказать стишок вначале громко, затем тихо, а потом снова громко (стишок на выбор ребенка)

4. Рассказать скороговорку быстро – медленно – быстро [1]

Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

5. Найти очень разные слова в стишке [1]

Скажу я слово высоко, а ты ответишь (низко).
Скажу я слово далеко, а ты ответишь (близко).
Скажу я слово трус, а ты ответишь (храбрый).
Теперь начало я скажу, ну отвечай (конец).

6. Закончите предложение [2]

– Миша пошел гулять (когда?)…;
– Мише стало грустно (отчего?)…;
– Миша обрадовался (когда?)…;

Фея. Ребята, а чтобы нашей полянке было приятно, мы сейчас для неё сделаем цветы из наших пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Цветок» [4]

Сомкнутые и чуть округлые ладони – бутон цветка. Утром, когда восходит солнце, лепестки цветка медленно начинают раскрываться, (пальцы начинают расходиться в стороны). Цветок распустился, смотрит на солнце, лишь его лепестки слегка трепещут от легкого ветерка, (пальцы расходятся полностью, даже немного прогибаются; чуть- чуть шевелятся кончики пальцев).

Вечером, когда на землю начинают опускаться сумерки, цветок медленно закрывает лепестки и засыпает (пальцы вновь медленно смыкаются). Каждый раз можно представлять себя новым цветком – ведь ромашка, роза или тюльпан раскрываются, по разному. Сейчас мы с вами будем выполнять пальчиковую гимнастику со стихами.

Наши красные цветки
Расправляют лепестки
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши красные цветки
Закрывают лепестки
Головой качают,
Тихо засыпают.

Фея. Ну, вот ребята и закончились цветочки с заданиями на нашей волшебной полянке, я очень довольна, как вы справились с этими заданиями и в благодарность за это, я хочу преподнести вам вот это волшебное сердечко, это сердечко вы будете передавать друг другу и говорить ласковые слова.

Игра «Назови друг друга ласково» [3]

Все встают в круг так, чтобы видеть глаза друг друга, и, передавая надувное сердечко, говорят какое-нибудь ласковое слово своему соседу.

Фея. Ребята, после ваших ласковых и добрых слов в зале стало радостнее, веселее и теплее, спасибо вам за эти слова. Ну, а нам надо продолжать наше путешествие. У нас на пути разлилась глубоководная река, и в этой реке догадайтесь, кто живет

Загадка [1]

По реке плывет бревно,
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил
Нос откусит ... (крокодил).

Ребята, и этот крокодил будет до тех пор злым, и не пропустит вас дальше, пока вы не выполните все, что он приготовил, в его заданиях заблудилась одна буква, и из-за этого поменялось слово, вам его надо изменить, вставив подходящую букву.

Игра «Буква заблудилась» [1]

Неизвестно, как случилось.
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Закричал охотник:
Ой! Двери гонятся за мной! (Звери)
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
– Там ползет зеленый лук
С длинными усами (Жук)
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом (Сом)
Посмотрите-ка, ребятки:
Раки выросли на грядке (Маки)
Тает снег, ечет ручей.
На ветвях полно врачей (Грачей)
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву (Лес)
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом (На коне)
На волке – сметана,
Творог, молоко,
И рад бы поесть,
Да достать нелегко (На полке)
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села (С дочками)
Жучка будку не доела
Неохота. Надоело (Булку)
Миша дров не напилил
Печку кепками топил. (Щепками)
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (Чайки)
Врач напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном (Капель)
Мы собирали васильки,
На головах у нас – щенки. (Венки)
На болоте нет дорог.
Я по кошкам – скок да скок. (По кочкам)

Фея. Молодцы, и с этим заданием вы очень хорошо справились, а теперь один за другим давайте перейдем через мостик по этому крокодилу, он уже подобрел и доволен как, вы выполнили его задания и пропустит нас дальше. Мы все ближе к моей стране.
Следующее задание будет на картинках. Давайте пройдем к столам, вы видите карточки, на которых изображены отдельные картинки, нужно составить как можно больше связных, красивых предложений.

Дети составляют предложения по предложенным картинкам. [2]

Фея. Я очень довольна как, замечательно вы умеете составлять предложения, а теперь нам надо отдохнуть, чтобы продолжить путь дальше.
Предлагаю вам игру «Попроси вежливо». (Автор С.Ю.Бубнова)
Вы возьмете все по одной игрушке и под веселую музыку, будете выполнять любые плясовые движения, которые вы знаете, когда музыка остановится, вам нужно поменяться игрушками, но сначала нужно подойти и сказать вежливое слово, например: «Пожалуйста, давай поменяемся игрушками», или «Можно твою игрушку, пожалуйста», и только после этого передать, другому игрушку. (Игра повторяется 3-4 раза).

Фея. Вот теперь можно продолжать наш путь! [2]

Есть сладкое слово – конфета
Есть быстрое слово – ракета.
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ёж.
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово упрямое – цель.
Есть слово зеленое – ель.
Есть каждое слово – страница.
Есть слово лесное – синица.
Есть слово пушистое – снег.
Есть слово веселое – смех.

– А вы умеете подбирать рифмы? Сейчас мы это узнаем, впереди у нас чудесная яблонька с золотыми яблочками, на которых слова – рифмы. Вы срываете яблочки с яблони со словом и к нему нужно придумать рифму.

Кто больше подберет слов рифм [1]

Сидел – глядел
Осень – восемь
Медведь – реветь
Ручей – ничей
Скалка – палка
Аня – баня
Ложка – ножка
Кочка – ночка
Лисичка – сестричка
Минута – каюта
Кепка – щепка
Ножки – сережки
Мяч – вскачь

– Следующее задание очень интересное и смешное. [2]

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить, коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
Крыши испугались, сели на ворон.
Лошадь подгоняла мужика кнутом.

Фея. Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей). Да, правильно, это – путаница. Я вам предлагаю путаницы на картинках, посмотрите на эти картинки и скажите, что здесь перепутано, все остальные смотрят и добавляют.

Дети выполняют задание с карточками. [5]

Фея. Мы все ближе и ближе к моей стране и я хочу спросить, как вы думаете
почему появились такие слова?
(Дети отвечают) Наверное, из-за звуков… [2]

Пыхтеть (тесто пых-пых) Икать (человек ик-ик)
Жужжать (жук ж-ж-ж) Гавкать (собака гав – гав)
Шуршать (листы – ш-ш-ш) Мяукать (кошка мяу)
Кукарекать (петух ку-ка-ре-ку) Крякать (утка кря)
Каркать (ворона кар) Шипеть (змея ш-ш)
Чирикать (воробей чирк-чирк) Шаркать (человек шарк)
Хохотать (человек хо-хо-хо) Цокать (лошадь цок-цок)
Рычать (собака р-р-р-р) Пищать (Мышь пи-пи)
Снегирь (зимняя птица снег) Капать (кап-кап)
Рябчик (рябой) Хрюкать (хрю-хрю)
Синица (грудка синяя) Ухать (филин ух-ух)
Кукушка (ку-ку-ку) Храпеть (храп хр-хр)
Мама (первые звуки ребенка) Кудахтать (курица куд-куд-куд)
Подушка (кладем под ушко) Чавкать (есть неприлично чавк-чавк)
Подоконник (под окном) Хрумкать (при еде хрум-хрум)

Фея. Ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями, и мои помощники пропускают вас в нашу замечательную страну «Красивой речи». [5]

Красиво, чисто, ясно,
Старайтесь говорить
Чтобы было всем понятно
Не картавить, шепелявить
Звуки все произносить.

Фея. Ребята, а вот полянке так понравились ваши ответы, на все ее задания, что она прислала вам, вот эти цветы, но уже не с вопросами, а сюрпризами. Посмотрите сзади на цветочке для вас шоколадки.

Ведущий. Спасибо дорогая Фея, за такое интересное и увлекательное путешествие, нам так понравилось в вашей стране Красивой речи, что мы обязательно еще придем и выполним все задания.

А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся,
И какие же слова,
Говорим мы, уходя?....

Дети сами находят слова прощания.

Литература:

1. Ильина. В.А. «Игры, конкурсы, развлечения». – Волгоград, Издательство «Учитель-АСТ», 2001 г.
2. Фесюкова Л.Б. «От трех до семи», Ростов на Дону «Феникс».
3. Князева.О.Л. «Я-Ты-Мы». Программа социально – эмоционального развития дошкольников. – М: Мозаика – Синтез, 2005 г.
4. Рузина. М.С. «Страна пальчиковых игр». Развивающие игры для детей и взрослых. – СП.: ООО «Издательский Дом «Кристалл», 2000 г.
5. Шорохова. О.А «Играем в сказку». Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007 г.