Цели:
- Познакомить учащихся с особенностью болот, с растениями и животными болот, а также значением болот в жизни человека.
- Развивать у учащихся наблюдательность, память, мышление, речь.
- Воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование: аудиозаписи; плакаты: «Болото», «Птицы болот», «Растения болот»; коллекции природных ископаемых; гербарий болотных растений; компас; кроссворд; клюква и голубика.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний, постановка цели
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда вы должны мне сейчас сказать сами. Закройте глаза и послушайте, в какую местность мы с вами попали. (Аудиозапись – звуки болота.)
Все обходят это место,
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи …
Нет опоры для ноги.
(Болото)
– Что бы вы хотели узнать об этой местности?
(Как образуются болота? Какие растения растут
на болоте? Кто обитает в этой местности?
Необходимы ли болота людям?)
– Сегодня мы с вами и должны будем узнать на
уроке, как образуются болота, кто является их
обитателями.
– Как вы понимаете, что такое болото? (Болото
– это участки суши, на которых скапливается
и застаивается вода.)
– Что мы возьмем с собой в путешествие? (сапоги,
палку, при помощи которой мы будем передвигаться
по болоту (слега – толстая жердь))
– Какой прибор возьмем с собой?
– Отгадайте загадку.
На ладонь он ляжет весь.
Не часы, а стрелка есть.
Он в дороге пригодится,
С ним нигде не заблудиться.
(Компас)
Компас – это прибор для ориентирования на местности, определения сторон горизонта.
Задание № 1, с.16 – самостоятельно (Взаимопроверка.)
Лена и Миша собираются с мамой и папой на болото за клюквой. Обведи предметы, которые им понадобятся.
– Когда люди научились осушать болота, они
стали это делать, не задумываясь о последствиях.
И неудивительно: ведь люди считали болота
ненужной и даже вредной частью природы. Люди
думали, что, осушая болота, они улучшают природу.
– Вот и сегодня мы должны будем в конце
путешествия, ответь на вопрос: Надо ли
охранять болота? Почему?
III. Совместное открытие знаний.
1. Как образуются болота (плакат «Болото»)
Вода всегда течет вниз. Потому на плоских и
пониженных участках равнин часто образуются
болота – участки суши, в которых скапливается и
застаивается вода.
На болоте всегда сыро. Стоит только войти на
болото, чувствуешь, как ноги утопают в мягкий мох.
Поднимешь ногу, чтобы сделать шаг, и тут же в след
набирается вода. Возьмешь в руки мох, сожмешь его,
и из комка мха вытекает вода.
– Болота – замечательные природные
хранилища воды, в них берут начало многие реки. К
тому же болота, словно огромные фильтры, очищают
воду. Проходя через густые заросли мхов и трав,
через толстый слой торфа, вода в болотах
освобождается от пыли, вредных веществ,
болезнетворных микробов. В реки из болот
поступает чистейшая вода.
– Так что же полезного делают болота? (Очищают
воду)
– Болото – это место многих видов растений и
животных.
2. Растения болот
– На болотах растут особые растения, которые
приспособились к избытку влаги.
– Одно из этих растений мох сфагнум.
– Давайте прочитаем о нем в учебнике.
(Показ учителем торфа.)
– Прочитайте об образовании каменного угля.
(Показ учителем каменного угля.)
– Так что образуют болота из остатков отмерших
болотных растений?
(Торф и каменный уголь)
– Как люди используют эти полезные ископаемые?
(Они хорошо горят, поэтому их используют как
топливо)
– Какие еще растения, живущие на болотах, вы
знаете? Расскажите о них.
(Доклады учащихся.)
Росянка. На болоте можно встретить удивительное хищное растение – росянку. Ее листья покрыты волосками, на концах которых блестят капельки клейкого сока, похожие на капельки росы. Это привлекает насекомых. Насекомые садятся на лист и приклеиваются. Лист закрывается, и насекомое превращается в добычу. Жидкость, которую выделяют волоски, растворяют прилипшее к листу животное. Так росинка получает дополнительное питание.
– На болотах растет множество ягодных растений: клюква, черника, голубика, морошка. Они съедобны и очень полезны.
3. Животные болот
– Животными болота не так богаты, как леса и
луга. Здесь много комаров, слепней. Из птиц живут
кулики, цапли, журавли, чибисы и выпи.
Иногда на болота прилетают утки.
Физминутка
– Давайте отдохнем и станцуем танец маленьких
утят.
– На иллюстрации вы видите болотных птиц: серую
цаплю, кулика, выпь.
Что общего во внешнем виде птиц?
(У всех длинные ноги, чтобы удобнее ходить по
болоту, хорошие длинные клювы – для того, чтобы
доставать пищу из воды, все они хорошо летают)
– Кулик и чибис питаются насекомыми; аист,
журавль, цапля – головастиками, лягушками,
мальками, крупными насекомыми, ягодами болотных
растений.
– Каких еще болотных птиц вы знаете? Расскажите о
них. (Доклады учащихся.)
4. Болота на территории Исилькульского района
– Как вы думаете, а на территории
Исилькульского района есть болота?
– Нам сейчас Наташа расскажет, о
болотах Исилькульского района.
(Сообщение учащийся)
Несмотря на значительную сухость климата,
болота на территории Исилькульского района
встречаются достаточно часто. Их образование
идёт двумя путями: зарастанием озёр и
заболачиванием суши. При ограниченном стоке
воды, в результате накопления влаги на
поверхности почв происходит заболачивание суши.
Образованию болот способствует и близкий
уровень грунтовых вод. Особенно много озёр и
болот на территории района было в прошлом.
В настоящее время болот на территории района
стало меньше. Наиболее характерны низинные
болота, с травянистой растительностью (осоки,
камыши, пушица и др.) Заболоченность
территории затрудняет её хозяйственное
освоение.
В природе болота играют важную роль. Они являются
местом обитания водоплавающих птиц, животных,
участвуют в круговороте воды, питают грунтовые
воды.
IV. Закрепление пройденного материала
1. Разгадывание кроссворда. (Групповая работа)
– Сегодня на уроке мы с вами познакомились с
очень интересной местностью, в которой
разнообразные обитатели.
– Что это за местность? (Болота) Вы сейчас
должны будете разгадать кроссворд, в котором
зашифрованы обитатели болот.
- Один из видов кулика. (Бекас)
- Растение, которое раньше использовали вместо ваты. (Мох)
- Болотная целебная ягода, которую собирают люди и варят из нее варение. (Клюква)
- Часто встречающееся кровососущее насекомое на болотах. (Комар)
- Полезное ископаемое, образуемое из отмершего мха. (Торф)
- Птица, обитающая на болоте и питающаяся лягушками. (Цапля)
2. Выполнение задания № 3, с. 17(коллективно)
Соедини стрелкой рисунок, изображающий болото, с рисунками, на которых показано, как человек использует природные богатства болот. Расскажите об этом.
3. Игра «Обитатели болот»
– Я называю вам растения, а вы хлопаете, если они обитатели болот.
Клюква, малина, черника, морошка, смородина, земляника, мох сфагнум, голубика, камыш.
– Я называю вам животных, а вы топаете, если они не обитают на болотах.
Медведь, кулик, цапля, ворона, лягушка, комар, куропатка, воробей, синица, аист, журавль.
V. Итог урока
– Надо ли охранять болота? Почему?
1. Очищают воду.
2. Дают полезные ископаемые, торф и каменный
уголь, которые хорошо горят, поэтому их
люди используют как топливо.
3. Болота – это места жизни, многих видов растений
и животных.
– Вы сегодня очень хорошо работали, и обитатели болот передали вам гостинец. Это – клюква и голубика. Попробуйте, какие вкусные и полезные ягоды растут на болотах.
Оценки за работу на уроке и домашнее задание.
Литература:
- География Исилькульского района: Учебное пособие \ А.А. Кузьменко, Г.И.Некрасова, Е.В.Шубина – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. – 160 с. (с. 28 – 29)
- Окружающий мир. Учебник для 2-го класса «Наша планета Земля». В 4-х частях. Часть 2 \ Авт. А.А.Вахрушев. Изд. 2-е перераб. – М.: Баласс, 2006. – 80 с., ( с.15 – 17) (Образовательная система «Школа 2100»)
- Сборник загадок. Составитель: Гаврина А.П.
- Энциклопедии, используемые учащимися при составлении докладов о растениях и животных болот.