Урок окружающего мира "Болота и их обитатели" в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить учащихся с особенностью болот, с растениями и животными болот, а также  значением болот в жизни человека.
  • Развивать  у учащихся наблюдательность, память, мышление, речь.
  • Воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование: аудиозаписи; плакаты: «Болото», «Птицы болот», «Растения болот»; коллекции природных ископаемых; гербарий болотных растений; компас; кроссворд; клюква и голубика.

ХОД УРОКА

I. Организационный  момент

II. Актуализация знаний, постановка цели

– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда вы должны мне сейчас сказать сами. Закройте глаза и послушайте, в какую местность мы с вами попали. (Аудиозапись – звуки болота.)

Все обходят это место,
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи …
Нет опоры для ноги.
                                               (Болото)

– Что бы вы хотели узнать об этой местности?
(Как образуются болота? Какие растения растут на болоте? Кто обитает в этой местности? Необходимы ли болота людям?)
– Сегодня мы с вами и должны будем узнать на уроке, как образуются болота, кто является их обитателями.
– Как вы понимаете, что такое болото? (Болото – это участки суши, на которых скапливается и застаивается вода.)
– Что мы возьмем с собой в путешествие? (сапоги, палку, при помощи которой мы будем передвигаться по болоту (слега – толстая жердь))
– Какой прибор возьмем с собой?
– Отгадайте загадку.

На ладонь он ляжет весь.
Не часы, а стрелка есть.         
Он в дороге пригодится,
С ним нигде не заблудиться.
                                         (Компас)

Компас – это прибор для ориентирования на местности, определения сторон горизонта.

Задание № 1, с.16  – самостоятельно   (Взаимопроверка.)

Лена и Миша собираются с мамой и папой на болото за клюквой. Обведи предметы, которые им понадобятся.

– Когда люди научились осушать болота, они стали это делать, не задумываясь о последствиях. И неудивительно: ведь люди считали болота ненужной и даже вредной частью природы. Люди думали, что, осушая болота, они улучшают природу.
– Вот и сегодня мы должны будем в конце путешествия, ответь на вопрос:  Надо ли охранять болота? Почему?

III. Совместное открытие знаний.

1. Как образуются болота (плакат «Болото»)

Вода всегда течет вниз. Потому на плоских и пониженных участках равнин часто образуются болота – участки суши, в которых скапливается и застаивается вода.
На болоте всегда сыро. Стоит только войти на болото, чувствуешь, как ноги утопают в мягкий мох. Поднимешь ногу, чтобы сделать шаг, и тут же в след набирается вода. Возьмешь в руки мох, сожмешь его, и из комка мха вытекает вода.
–  Болота – замечательные природные хранилища воды, в них берут начало многие реки. К тому же болота, словно огромные фильтры, очищают воду. Проходя через густые заросли мхов и трав, через толстый слой торфа, вода в болотах освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. В реки из болот поступает чистейшая вода.
– Так что же полезного делают болота? (Очищают воду)
– Болото – это место многих видов растений и животных.

2. Растения болот

– На болотах растут особые растения, которые приспособились к избытку влаги.
– Одно из этих растений мох сфагнум.
– Давайте прочитаем о нем в учебнике.
(Показ учителем торфа.)
– Прочитайте  об образовании каменного угля.
(Показ учителем каменного угля.)
– Так что образуют болота из остатков отмерших болотных  растений?
(Торф и каменный уголь)
– Как люди используют эти полезные ископаемые?
(Они хорошо горят, поэтому их  используют как топливо)
– Какие еще растения, живущие на болотах, вы знаете? Расскажите о них.
(Доклады учащихся.)

Росянка.  На болоте можно встретить удивительное хищное растение – росянку. Ее листья покрыты волосками, на концах которых блестят капельки клейкого сока, похожие на капельки росы. Это привлекает насекомых. Насекомые садятся на лист и приклеиваются. Лист закрывается, и насекомое превращается в добычу. Жидкость, которую выделяют волоски, растворяют прилипшее к листу животное. Так росинка получает дополнительное питание.

– На болотах растет множество ягодных растений: клюква, черника, голубика, морошка. Они съедобны и очень полезны.

3. Животные болот

– Животными болота не так богаты, как леса и луга. Здесь много комаров, слепней. Из птиц живут кулики, цапли, журавли, чибисы и выпи.
Иногда на болота прилетают утки.

Физминутка

– Давайте отдохнем и станцуем танец маленьких утят.
– На иллюстрации вы видите болотных птиц: серую цаплю, кулика, выпь.
Что общего во внешнем виде птиц?
(У всех длинные ноги, чтобы удобнее ходить по болоту, хорошие длинные клювы – для того, чтобы доставать пищу из воды, все они хорошо летают)
– Кулик и чибис питаются насекомыми; аист, журавль, цапля – головастиками, лягушками, мальками, крупными насекомыми, ягодами болотных растений.
– Каких еще болотных птиц вы знаете? Расскажите о них.  (Доклады учащихся.)

4. Болота на территории Исилькульского района

 Как вы думаете, а на территории Исилькульского района есть болота?
Нам сейчас Наташа расскажет, о болотах Исилькульского района.

(Сообщение учащийся)

Несмотря на значительную сухость климата, болота на территории Исилькульского района встречаются достаточно часто. Их образование идёт двумя путями: зарастанием озёр и заболачиванием суши. При ограниченном стоке воды, в результате накопления влаги на поверхности почв происходит заболачивание суши. Образованию болот способствует и близкий уровень грунтовых вод. Особенно много озёр и болот на территории района было в прошлом.
В настоящее время болот на территории района стало меньше. Наиболее характерны низинные болота, с травянистой растительностью (осоки, камыши, пушица и др.)  Заболоченность территории затрудняет её хозяйственное освоение.
В природе болота играют важную роль. Они являются местом обитания водоплавающих птиц, животных, участвуют в круговороте воды, питают грунтовые воды.

IV. Закрепление пройденного материала

1. Разгадывание кроссворда. (Групповая работа)

– Сегодня на уроке мы с вами познакомились с очень интересной местностью, в которой разнообразные обитатели.
– Что это за местность? (Болота) Вы сейчас должны будете разгадать кроссворд, в котором зашифрованы обитатели болот.

  1. Один из видов кулика.  (Бекас)
  2. Растение, которое раньше использовали вместо ваты. (Мох)
  3. Болотная целебная ягода, которую собирают люди и варят из нее варение. (Клюква)
  4. Часто встречающееся кровососущее насекомое на болотах. (Комар)
  5. Полезное ископаемое, образуемое из отмершего мха.  (Торф)
  6. Птица, обитающая на болоте и питающаяся лягушками. (Цапля)

 

2. Выполнение задания № 3, с. 17(коллективно)

Соедини стрелкой рисунок, изображающий болото, с рисунками, на которых показано, как человек использует природные богатства болот. Расскажите об этом.

3. Игра «Обитатели болот»

– Я называю вам растения, а вы хлопаете, если они обитатели болот.

Клюква, малина, черника, морошка, смородина, земляника, мох сфагнум, голубика, камыш.

– Я называю вам животных, а вы топаете, если они не обитают на болотах.

Медведь, кулик, цапля, ворона, лягушка, комар, куропатка, воробей, синица, аист, журавль.

V. Итог урока

– Надо ли охранять болота? Почему?

1. Очищают воду.
2. Дают полезные ископаемые, торф и каменный уголь, которые  хорошо горят, поэтому их  люди используют как топливо.
3. Болота – это места жизни, многих видов растений и животных.

– Вы сегодня очень хорошо работали, и обитатели болот передали вам гостинец. Это – клюква и голубика. Попробуйте, какие вкусные и полезные ягоды растут на болотах.

Оценки за работу на уроке и домашнее задание.

Литература:

  1. География Исилькульского района: Учебное пособие \ А.А. Кузьменко, Г.И.Некрасова, Е.В.Шубина – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001.  – 160 с. (с. 28 – 29)
  2. Окружающий мир. Учебник для 2-го класса «Наша планета Земля». В 4-х частях. Часть 2 \ Авт. А.А.Вахрушев. Изд. 2-е  перераб. – М.: Баласс, 2006. – 80 с., ( с.15 – 17) (Образовательная система «Школа 2100»)
  3. Сборник загадок. Составитель: Гаврина А.П.
  4. Энциклопедии, используемые учащимися при составлении докладов о растениях и животных болот.