С "Гармонией" в душе

Разделы: Начальная школа


В настоящее время в системе школьного образования появилось множество новых технологий, авторских программ, концепций, учебников. В жизни современной школы прочно обосновалось понятие развивающего обучения.
Что вмещает в себя это понятие? Каким должно быть содержание образования? Какими способами, средствами и формами организации учебной деятельности необходимо владеть учителю, чтобы в практике реализовать идеи развивающего обучения?
Ответ на эти вопросы нашли авторы учебно-методического комплекта “Гармония”. Он включает в себя комплект по математике (автор Н.Б.Истомина), по русскому языку (М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко), по литературному чтению (О.В.Кубасова), по ознакомлению с окружающим миром (О.Т.Поглазова), по трудовому обучению (Н.М.Конышева).
В комплексе данные учебники представляют собой систему обучения, нацеленную на усвоение понятий и способов действий. Система учебных заданий построена с учетом психологических особенностей младших школьников. Это создает условия для активного включения всех учащихся в познавательную деятельность. Приоритетной является самостоятельная практическая и теоретическая деятельность. Обучение строится в форме общения, направляемого учителем.
Дети приходят в школу с разным уровнем развития психических процессов, с разным жизненным опытом. Как, учитывая эти различия, создать на уроке комфортные условия для активного включения в работу всех детей, помочь им адаптироваться к школьной обстановке, научиться общаться друг с другом и с учителем?
Специфичны в этом плане задания учебника математики. Их формулировка предполагает различные способы выполнения, что и позволяет учесть разницу в степени подготовленности детей. Чем похожи и чем отличаются предметы? Что изменилось? Что не изменилось? Постановка общего вопроса предоставляет каждому ребенку возможность “увидеть” то, что он способен увидеть на данном этапе. Создается ситуация успеха, а от этого напрямую зависит мотивация учения.
Отличный от традиционного, в данном курсе используется новый методический подход к обучению решению задач. В соответствии с этой методикой учащиеся знакомятся с текстовой задачей только после того, как у них сформированы знания, умения и навыки, необходимые для овладения обобщенным умением решать текстовые задачи. Это навыки чтения; усвоение конкретного смысла сложения и вычитания, отношений “больше на”, “меньше на”, разностного сравнения; приобретение опыта в соотнесении предметных, вербальных, схематических и символических моделей; сформированность приемов умственной деятельности; умение складывать и вычитать отрезки; знакомство со схемой как способом моделирования. Овладев вышеперечисленными умениями, учащиеся находят нестандартные способы решения задач.

Приведу один пример.

Задача: В одной клетке 8 попугаев, а в другой в 2 раза больше. Сколько попугаев в двух клетках?

По традиционной схеме задача решается так:

8 * 2 = 16 (п.)
16 + 8 = 24 (п.)

Использование же схематической модели позволяет найти нестандартный способ ее решения:

Практика обучения показывает, что процесс обучения решению задач направлен на развитие мышления младших школьников. Разумеется, в силу индивидуальных особенностей, не каждый ребенок находит этот способ, но схема как модель задачи позволяет большинству учащихся найти верное решение.
Требования к математической подготовке к концу каждого года обучения предъявляются на двух уровнях: развивающем и уровне стандарта. Таким образом решается задача дифференциации и индивидуализации обучения.
Уроки математики всегда являются одними из самых любимых учащимися. Но какой учитель не испытал бы счастья, услышав от своих питомцев признание в любви к другому уроку – русского языка? Мне довелось испытать такое чувство. И это благодаря учебнику “К тайнам нашего языка” (авторы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко). Своим названием и названием многих разделов, логикой и способами подачи материала подчеркивается непрерывное движение ребенка от практического пользования языком к изучению его устройства и осознанному владению им.
Одними из любимых являются речевые уроки. Дети обучаются созданию текстов различных жанров: записки, кулинарного рецепта, письма, поздравления, загадки, инструкции, словесной зарисовка, дневниковых записей. Они соответствуют условиям их реального общения. На уроках создается атмосфера творческого подъема и уверенности в своих действиях.
Одному из моих второклассников нужно было сделать всего несколько шагов в комнату, чтобы сообщить бабушке о своем уходе. Но он оставил на столе записку.

Мотивация использования приобретенных на уроке знаний оказалась выше всех других действий. А ведь именно она является одним из факторов успеха в познавательной деятельности.
Мотивирующим также является желание учащихся безошибочно выражать мысли на родном языке. Именно с целью формирования орфографических умений в данной программе предусмотрена система обучения письму с “окошками”. Этим и обусловлена такая форма написания записки. Ребенок оставил “окошки” в тех местах, где он пока еще не знает правил написания. Воспитание любви и уважения к родному языку и к себе, как его носителю, – одна из главных воспитательных задач курса. А умение действовать осмысленно при решении учебной задачи – это отличительная черта школьника, обучающегося по программе “Гармония”.
Четвертый год мы учимся по учебникам комплекта “Гармония”. Говорю мы, потому что обучение строится в форме общения: ребенок не объект научения, а субъект собственной деятельности. Я и мои дети – мы учим друг друга. За эти годы я приобрела немалый опыт организации продуктивного общения на уроках. Своим содержанием, названием и ярким дизайном учебников программа “Гармония” завоевала наши сердца. И хочется от своего имени и от имени своих учеников выразить авторам слова благодарности:

Мы авторов “Гармонии” за все благодарим.
За книжки эти добрые спасибо говорим!
За то, что яркой радугой вошли они в наш класс,
За то, что эта радуга живет в душе у нас.