В настоящее время в системе школьного образования появилось множество новых
технологий, авторских программ, концепций, учебников. В жизни современной школы
прочно обосновалось понятие развивающего обучения.
Что вмещает в себя это понятие? Каким должно быть содержание образования? Какими
способами, средствами и формами организации учебной деятельности необходимо
владеть учителю, чтобы в практике реализовать идеи развивающего обучения?
Ответ на эти вопросы нашли авторы учебно-методического комплекта “Гармония”. Он
включает в себя комплект по математике (автор Н.Б.Истомина), по русскому языку
(М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко), по литературному чтению (О.В.Кубасова),
по ознакомлению с окружающим миром (О.Т.Поглазова), по трудовому обучению (Н.М.Конышева).
В комплексе данные учебники представляют собой систему обучения, нацеленную на
усвоение понятий и способов действий. Система учебных заданий построена с учетом
психологических особенностей младших школьников. Это создает условия для
активного включения всех учащихся в познавательную деятельность. Приоритетной
является самостоятельная практическая и теоретическая деятельность. Обучение
строится в форме общения, направляемого учителем.
Дети приходят в школу с разным уровнем развития психических процессов, с разным
жизненным опытом. Как, учитывая эти различия, создать на уроке комфортные
условия для активного включения в работу всех детей, помочь им адаптироваться к
школьной обстановке, научиться общаться друг с другом и с учителем?
Специфичны в этом плане задания учебника математики. Их формулировка
предполагает различные способы выполнения, что и позволяет учесть разницу в
степени подготовленности детей. Чем похожи и чем отличаются предметы? Что
изменилось? Что не изменилось? Постановка общего вопроса предоставляет каждому
ребенку возможность “увидеть” то, что он способен увидеть на данном этапе.
Создается ситуация успеха, а от этого напрямую зависит мотивация учения.
Отличный от традиционного, в данном курсе используется новый методический подход
к обучению решению задач. В соответствии с этой методикой учащиеся знакомятся с
текстовой задачей только после того, как у них сформированы знания, умения и
навыки, необходимые для овладения обобщенным умением решать текстовые задачи.
Это навыки чтения; усвоение конкретного смысла сложения и вычитания, отношений
“больше на”, “меньше на”, разностного сравнения; приобретение опыта в
соотнесении предметных, вербальных, схематических и символических моделей;
сформированность приемов умственной деятельности; умение складывать и вычитать
отрезки; знакомство со схемой как способом моделирования. Овладев
вышеперечисленными умениями, учащиеся находят нестандартные способы решения
задач.
Приведу один пример.
Задача: В одной клетке 8 попугаев, а в другой в 2 раза больше. Сколько попугаев в двух клетках?
По традиционной схеме задача решается так:
8 * 2 = 16 (п.)
16 + 8 = 24 (п.)
Использование же схематической модели позволяет найти нестандартный способ ее решения:
Практика обучения показывает, что процесс обучения решению задач направлен на
развитие мышления младших школьников. Разумеется, в силу индивидуальных
особенностей, не каждый ребенок находит этот способ, но схема как модель задачи
позволяет большинству учащихся найти верное решение.
Требования к математической подготовке к концу каждого года обучения
предъявляются на двух уровнях: развивающем и уровне стандарта. Таким образом
решается задача дифференциации и индивидуализации обучения.
Уроки математики всегда являются одними из самых любимых учащимися. Но какой
учитель не испытал бы счастья, услышав от своих питомцев признание в любви к
другому уроку – русского языка? Мне довелось испытать такое чувство. И это
благодаря учебнику “К тайнам нашего языка” (авторы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко). Своим названием и названием многих разделов,
логикой и способами подачи материала подчеркивается непрерывное движение ребенка от практического
пользования языком к изучению его устройства и осознанному владению им.
Одними из любимых являются речевые уроки. Дети обучаются созданию текстов
различных жанров: записки, кулинарного рецепта, письма, поздравления, загадки,
инструкции, словесной зарисовка, дневниковых записей. Они соответствуют условиям
их реального общения. На уроках создается атмосфера творческого подъема и
уверенности в своих действиях.
Одному из моих второклассников нужно было сделать всего несколько шагов в
комнату, чтобы сообщить бабушке о своем уходе. Но он оставил на столе записку.
Мотивация использования приобретенных на уроке знаний оказалась выше всех
других действий. А ведь именно она является одним из факторов успеха в
познавательной деятельности.
Мотивирующим также является желание учащихся безошибочно выражать мысли на
родном языке. Именно с целью формирования орфографических умений в данной
программе предусмотрена система обучения письму с “окошками”. Этим и обусловлена
такая форма написания записки. Ребенок оставил “окошки” в тех местах, где он
пока еще не знает правил написания. Воспитание любви и уважения к родному языку
и к себе, как его носителю, – одна из главных воспитательных задач курса. А
умение действовать осмысленно при решении учебной задачи – это отличительная
черта школьника, обучающегося по программе “Гармония”.
Четвертый год мы учимся по учебникам комплекта “Гармония”. Говорю мы, потому что
обучение строится в форме общения: ребенок не объект научения, а субъект
собственной деятельности. Я и мои дети – мы учим друг друга. За эти годы я
приобрела немалый опыт организации продуктивного общения на уроках. Своим
содержанием, названием и ярким дизайном учебников программа “Гармония” завоевала
наши сердца. И хочется от своего имени и от имени своих учеников выразить
авторам слова благодарности:
Мы авторов “Гармонии” за все благодарим.
За книжки эти добрые спасибо говорим!
За то, что яркой радугой вошли они в наш класс,
За то, что эта радуга живет в душе у нас.