Повторение деепричастий. Урок русского языка в 8-м классе

Разделы: Русский язык


Сейчас учитель получил большую свободу в выборе методов, приемов и средств обучения. Вместе с тем, это не освобождает его от глубокого, систематического пополнения своих знаний, использования накопленного методической наукой и практикой опыта прошлого.
При подготовке преследую такую цель: чтобы уроки были интересными и полезными для учащихся. Для достижения желаемого находишься в постоянном поиске.
В последние годы отмечалось, что использование компьютерной техники открывает широкие возможности для оптимизации процесса обучения русскому языку. Опыт показывает, что применение компьютера дает положительный эффект и при изучении морфологии.
Благодаря сочетанию традиционного и компьютерного методов, ученики попадают в ситуацию, при которой они вынуждены действовать, проявлять активность в момент объяснения, быть внимательным.
Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребёнка, активность его пытливого, ищущего ума. Занимательность на уроке – это отнюдь не синоним, а, наоборот напряженный труд и постоянный поиск. Учащиеся должны научиться  грамотно писать, легко запоминать правила и уверенно их применять.
«Голые» правила не только не вызывают живого интереса у детей, но порой могут и заглушать его, отпугивая своей научностью, сложностью.
«Заучивание грамматики,  –  писал К. Д. Ушинский,  –  есть такая же нелепость, как заучивание логики или математики». Зарифмованные правила помогут облегчить детям усвоение трудных лингвистических понятий. Рифма привлекают учащихся забавной игрой слов созвучиями их формы, облегчает их запоминание.

Непроизносимые согласные.
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву  Т писать напрасно.
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно.

Урок  был проведён в 8 классе с целью развития речи учащихся, проверки и совершенствования умений употребления деепричастий совершенного вида, несовершенного вида и деепричастных оборотов в устной и письменной речи.

Оборудование: плакаты с высказываниями перфокарты; текст упражнения 315; стенд по теме «Деепричастие»; компьютерные задания.

ХОД УРОКА

1. Вступительная часть

Учитель. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на планету Морфология, в королевство Глаголия. Там мы ещё раз сможем встретиться с Деепричастиями. Давайте выполним работу с перфокартами, а для этого вспомним, как образуются деепричастия совершенного вида и несовершенного вида.

Деепричастие.

НСВ

СВ

Что делая? Что сделав?
-а  (-я),  -учи -в, -вши, ши, -а (-я)
Глядят – глядя
Кричат – крича
Улыбаются – улыбаясь
Быть – будут  –  будучи
Выскочить – выскочив
Услышать – услышав
Прочитать  –  прочтя

Задание. Дополнить перфокарты правильно разграничив деепричастия СВ и НСВ.

Изучив, удивляясь, написавши, любуясь, изображая, вычисляя, радуясь, посадив, начавши.

(Учитель подводит итоги по проделанной работе.)

Учитель. От какой части речи образуются деепричастия?
Ученик. Деепричастия образуются от глаголов, обозначают добавочное действие.
Учитель. Как выделяются деепричастия на письме и в речи?
Ученик. На письме – запятыми, а в речи – интонацией и паузой.

Индивидуальные задания на карточках

1 группа. Списать предложение, расставить знаки препинания, указать деепричастный оборот.

Не научившись выразительно говорить, не стоит соглашаться на публичные выступления. (В. Маяковский.)

2 группа. Списать пословицы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые, указать деепричастия и деепричастные обороты.

(Не)зная броду (не)суйся в воду. (Не)поглядев на пирог (не)говори что сыт.(Не)работая сыт (не)будешь.

2. Закрепление

Учитель. Выполним упражнение № 315 по нашим учебникам. Образуйте от глаголов деепричастия НСВ, СВ обозначьте суффиксы. (Упражнение выполняется устно.)

Образуйте деепричастия НСВ.

Образец:

Замирать  –  замирают – замирая;
Чувствовать (чувствуют  –  чувствуя)
Наслаждаться (наслаждаются – наслаждаясь)

Образуйте деепричастия СВ.

Образец:

Построить – построив – построивши;
Услышать (услышав – услышавши)
Растаять (растаяв – растаявши)

3. Физминутка

Компьютерное задание 1 группа. Тест

1. Деепричастие обозначает:

а) основное действие
б) добавочное действие (+)

2. Найти словосочетание с деепричастием:

а) потерянное время
б) посматривая по сторонам  (+)

3. Найти предложение с деепричастным оборотом:

а) скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь
б) не узнав горе, не узнаешь и радости (+)

4. Найти деепричастие НСВ:

а) увидев мать
б) постепенно замирая  (+)

Компьютерное задание 2 группа. Тест

1. Укажите, в каком примере деепричастие входит в состав фразеологического оборота:

а) положив вещи в чемодан
б) положив руку на сердце (+)

2.  Укажите правильный деепричастный оборот:

а) охраняешь природу и защищаешь родину
б) охраняя природу, ты защищаешь родину (+)

3. Укажите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие НСВ:

а) кричат
б) ждут

4. Укажите какой глагольный признак имеет деепричастие:

а) время
б) вид

(Проверяется выполненное компьютерное задание первой и второй группы. Проводятся итоги по проделанной работе.)

Индивидуальные задания на карточках  (пишут словарный диктант с комментированием.)

Не опаздывая в гимназию, не отказываясь от поручений, ненавидя ложь, не подсказывая на уроке, не откладывая на завтра, не обидев отказом.
–  Закончили. Проведем взаимопроверку по готовым записям и поставим оценки друг другу.

(Учитель вывешивает правильный вариант словарного диктанта.)

4. Подведение итогов

Учитель. Как образуется деепричастие НСВ?
Ученик. Деепричастие НСВ образуется обычно от основы настоящего времени глаголов НСВ путём прибавления суффиксов -а, -я. Например, входи – входят – входя.
Учитель. Как образуется деепричастия СВ ?
Ученик. Деепричастия СВ образуется  обычно от основы неопределённой формы глаголов СВ путём прибавления суффиксов -в, -вши, -ши. Например, понять  –  поняв.
Учитель подводит итоги урока: оценивает ответы учеников, задаёт домашнее задание.

 –  Ребята, пожалуйста, дома напишите сочинение на тему «Зимний лес» используя деепричастный оборот, деепричастие СВ и НСВ. Наш урок подошёл к концу. Всем спасибо. Молодцы!