Цели:
- сформировать представление о средневековых городах Западной Европы;
- выяснить причины появления и быстрого роста городов;
- ознакомить с типами средневековых городов;
- ознакомление с социальным составом средневекового города, описание быта и проблем горожан.
Оборудование:
- карта «Ремесло и торговля в XIV в.
- учебник: Ведюшкин В. А. История Средних веков: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений – 6-е изд.– М.: Просвещение, 2007. – §12 с. 115-119.
- рабочая тетрадь: Ведюшкин В.А., Е.АКрючкова История Средних веков: рабочая тетрадь для 6 кл. – 6-е изд.– М.: Просвещение, 2009.– c.41, с.44
- документы: а) отрывок из документа о возникновении города Брюгге (IХв.); б) отрывок из документа о правах, дарованных германским императором Фридрихом II одному из городов (Приложение 1);
- тестовые задания (Приложение 1);
- таблички: городской совет, рядовые бюргеры, небюргеры; смайлики, фотографии;
- бланки – групповые задания (Приложение 1);
- мультипроектор;
- презентация в MS Power Point.
Эпиграф: «Городской воздух делает свободным».
Шестиклассникам было предложено сделать выбор: « Что для каждого из вас лучше, быть голодным, но свободным или быть сытым, но в рабстве? Проголосуем, у каждого из вас на столе два смайлика, один улыбается, другой огорчён, улыбающийся – за голодную свободу, огорченный – за сытое рабство, сделайте выбор, прикрепив соответствующий смайлик на город, который «построили» вы».
Урок проходил под музыкальный аккомпанемент.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Деление класса на три группы.
- Запись в тетрадь даты и темы урока.
II. Постановка целей
На прошлом уроке мы знакомились с нелёгкой жизнью средневекового крестьянина, сегодня наша задача на уроке, составить проект средневекового города, познакомиться с горожанами, выявить проблемы города и горожан. Чтобы успешно справиться с поставленными задачами необходимо, прежде всего, выяснить причины роста городов и то общее без чего не мог обойтись ни один западноевропейский город.
III. Объяснение новой темы
Прочитайте эпиграф урока: «Городской воздух делает свободным». К нему мы вернемся в конце урока, но прежде с помощью документа на с.125 выясним, как возник г. Брюгге? В результате чего появился этот город?
Какие ещё причины появления и роста городов
выделяет автор учебника? Почему начали расти
прежние города и стремительно стали появляться
новые? Выясним это, с.115 наших учебников поможет
нам.
Ознакомимся с типами средневековых городов
Западной Европы.
Как видим, появление, и типы городов стали
возможны благодаря процессу отделения ремесла
от сельского хозяйства.
Запись в тетради. Учитель даёт пояснения об особенностях портовых и университетских городов.
Вижу, что все готовы отправиться на прогулку по
средневековому городу. Впереди нас ждёт много
интересного, а на некоторых средневековых
улочках нас подстерегают опасности! В путь,
синьоры и синьорины.
Непременным атрибутом любого средневекового
города является рынок, точнее базарная площадь,
если вы оказались там, а практически все улочки
ведут туда, значит, где-то рядом находится
центральный городской собор и городская ратуша (туда
мы сегодня ненадолго заглянем) – сегодня мы бы
сказали – администрация города. Нередко городам
удавалось свергнуть власть сеньоров и обрести
самоуправление, так возникали коммуны.
Вот нам навстречу идёт старушка несущая выпечку,
она, вероятно, спешит на базарную площадь, чтобы
успеть выгодно продать то, что испекла ранним
утром, проследуем и мы за ней.Сегодня на рынке
немноголюдно, а может быть мы слишком рано пришли?
Видите городской собор, значит где-то рядом
ратуша. А вот и она, обычно в средневековом городе
на здании ратуши находились единственные на весь
город часы!
Кем и как управляется коммуна, чем занимается
городской совет? Об этом мы узнаем прямо сейчас! Запись
в тетрадь.
Группе 1 – Городской совет 6 класса «А», по ходу
нашей экскурсии будет над чем подумать, чтобы
облегчить жизнь горожанина (вручение таблички:
«Городской совет»).
На время выйдем из центра и познакомимся с
городом и его обитателями ближе…Узкие улочки,
некоторые даже не мощеные булыжником. Осторожнее!
Того и гляди на голову нерадивая хозяйка выльет
нечистоты!
А почему улочки такие узкие(?), строили хаотично,
без какого-либо плана, да и городские стены не
позволяли строительству развернуться, и ещё
учтём, что многие когда-то стремились попасть под
защиту синьора.
Что мы видим?! Это больные чумой, эпидемии –
настоящий бич средневекового города! Вот что
происходит от нечистот на улочках и убеждений
средневекового горожанина, что баня это
рассадник болезней! А это что?! Пожар! – ещё один
бич средневекового города! Скорей же отсюда!!!
Кажется, мы попали в средневековый цех, об этом у
нас разговор будет на следующем уроке, а пока
понаблюдаем, чем занимались горожане: красильня,
бойня, ткачество, а вот и средневековые строители
возводят, судя по всему, очередной храм…уличные
бродяги-музыканты добывают на хлеб игрой на
инструментах, не скупитесь же, мои юные
путешественники.
И вновь мы в центре, ратуша, а это заседает
городской совет, это, судя по одежде и жилью
преуспевающий купец, а вот ещё двое, но, вероятно,
дела у них похуже.
С кем же мы встречались на узких средневековых
улочках и широкой базарной площади?.
Под запись в тетрадь. Выдаются таблички группам 2, 3 (бюргеры, небюргеры).
Итак, друзья, мне нужно вас оставить на некоторое время (по спецзаданию Его Королевского Величества), но я должен быть уверен, что вы достаточно хорошо ориентируетесь в средневековом городе, для полной уверенности я предлагаю вам выполнить задание 1 (Приложение 1) в течение звучания музыкального фрагмента.
По завершению муз. фрагмента проверка выполнения задания.
С первым заданием вы справились успешно! Теперь я уверен, что в средневековом городе вы ориентируетесь хорошо, но горожанами вы себя считать ещё не можете. Те кто, выполнит задание 2 (Приложение 1), может считать себя полноправным средневековым горожанином. Окончание музыкального фрагмента – сигнал кто стал, а кто нет жителем города!
По завершению муз. фрагмента проверка выполнения задания.
Поздравляю новоиспеченных жителей
средневекового города!
Я вас покидаю на время звучания очередного
музыкального фрагмента и ставлю задачу (Приложение 1, задание
3) всем группам, составьте рассказ от лица
указанного в нём и кроме перечисления проблем
попытайтесь решить хотя бы одну в соответствии с
вашим статусом горожанина. Подумайте, пока
звучит музыка.
Выслушав выступления, предлагаем на доске (схеме-рисунке средневекового города) с помощью фотографий, руководителям групп спроектировать город под названием: «Город, который построил 6-й «А»».
Вернёмся к эпиграфу урока: «Городской воздух делает свободным». Что для каждого из вас лучше, быть голодным, но свободным или быть сытым, но в рабстве? Проголосуем, у каждого из вас на столе два смайлика, один улыбается, другой огорчён, улыбающийся – за голодную свободу, огорченный – за сытое рабство, сделайте выбор, прикрепив соответствующий смайлик на город который «построили» вы.
IV. Подведение итогов
Посмотрите на эти лица. Ребята, главное достояние любой исторической эпохи – человек, человек со своими слабостями, сильными сторонами характера, на нас смотрят люди, которые когда-то любили, радовались, но главное, эти люди оставили после себя то, чем восхищаемся мы и будут восхищаться наши потомки.
V. Домашнее задание: §12 с.115-119, мини-сочинение «Каким я увидел(а) средневековый город» или тест (Приложение 1, задание 4, при наличии времени тест решается на уроке).
Примечание: Учитель обязательно должен сказать ребятам, что в ходе урока звучали музыкальные фрагменты следующих исполнителей и композиторов: Альбинони, Баха, Вивальди, Гребенщикова, Рондо Венициано, Стинга, Шуберта.