Подготовка детей к обучению в начальной школе – одна из наиболее актуальных проблем российского образования. О подготовке к школе написано и сказано немало. Л.А.Венгер писал: “Быть готовым к школе – не значит уже сейчас уметь делать все то, что потребуется для школьной жизни. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться”. Подготовка к школе многогранный и последовательный процесс воздействия на ребенка. Главной целью подготовки к школе является всестороннее развитие ребенка: умственное и эстетическое, нравственное и физическое. Неоценимое значение для всестороннего развития имеет изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов. Она способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, кроме того, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля. На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Иными словами, изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует решению ряда задач подготовки детей к школе. Изобразительная деятельность с ее традиционными и нетрадиционными способами изображения имеет неоценимое значение для подготовки дошкольников к школе. Специалисты выделяют несколько направлений, по которым осуществляется подготовка детей к школе: всестороннее развитие личности ребенка, его психологическая и специальная подготовка.
Исследования психологов показывают, что большое значение для овладения деятельностью учения имеет сформированность у детей образных представлений, которые наиболее успешно формируются в процессе изодеятельности.
Подготовка к школе осуществляется и тогда, когда в процессе художественно-творческой деятельности формируются компоненты деятельности учебной.
Предметная подготовка детей к школе, осуществляемая в процессе изодеятельности, заключается в том, что они овладевают разными художественно-творческими деятельностями, приобретая знания о произведениях изобразительного, музыкального (использование звукозаписей) искусства, детской литературы, и таким образом подготавливаются и психологически и содержательно к овладению учебными предметами в начальной школе.
В процессе изодеятельности совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Начинать работу в этом направлении следует с таких техник как рисование ладошкой, пальцами, обрывании бумаги, а в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополняет художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии. Нетрадиционных техник изодеятельности великое множество: оттиск (пробкой, поролоном, печатками из картофеля, ластика, листьями и др.); акварель + восковые мелки, свеча; черно-белый и цветной граттаж; кляксография с трубочкой, с ниточкой; набрызг; пластилинография; тычок (жесткой кистью, полусухой, веником);акварельные мелки, сангина; монотипия пейзажная; рисование разноцветной пеной, картоном; батик; поантелизм; изонить; с использованием различной основы (бумага, манка, оргстекло). Познакомившись с этими техниками я выбрала наиболее интересные и доступные для детей нашей группы. Предлагаю вашему вниманию конспекты занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник и материалов, проводимых с детьми разного возраста.
Конспект открытого занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения на тему “Веселый щенок” в 1 младшей группе.
Программное содержание:
- Образовательные задачи:
Познакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью; Учить правильно (чуть выше железного наконечника, тремя пальцами) держать кисть при рисовании; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки. - Развивающие задачи:
Расширять представления о животных; развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук; обогащать словарь: щенок, желтая шерстка, пушистый, тычком. - Воспитательные задачи:
Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.
Материал: гуашь желтая, жесткая кисть, подставка, доска, влажная салфетка, игрушка, силуэт щенка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением животных, чтение художественной литературы о животных.
Дети сидят полукругом вокруг стола.
Ход занятия
– Ребята, сядьте ровно, ноги поставьте на пол, руки положите на колени.
Я сегодня сбилась с ног,
У меня пропал щенок.
Может быть, его украли?
На веревке увели?
Может он в лесу дремучем
Под кустом сидит колючим?
А может быть, он в группе спрятался?
Давайте мы его поищем. (Дети ищут щенка, находят, садятся на стулья, осанка, здороваются).
– Нашли щенка. Особые приметы:
Он весь оранжевого цвета,
Четыре лапы и пушистый хвост,
Широкий лоб и очень малый рост,
Два круглых глаза, черный нос.
Какой хорошенький Барбос. (Предлагаю погладить щенка).
– Ребята, что-то наш щенок совсем грустный. Наверное, ему не с кем поиграть. Давайте мы его развеселим, нарисуем веселых друзей. (Предлагаю подойти к столу).
– Посмотрите, у меня есть щенок (показываю силуэт), но ему надо нарисовать шерстку. Мы будем рисовать шерстку новым способом – тычком жесткой кистью. Я беру кисть в правую руку тремя пальцами чуть выше железного наконечника, набираю на нее желтую краску, лишнюю снимаю о край баночки, левой рукой придерживаю щенка и тычком рисую желтую шерстку. Кисть держу прямо. Вот какая пушистая шерстка получается. Нарисовала. Теперь кладем кисть на подставку. Если руки испачкались – вытираем их влажной салфеткой.
– Артем, покажи щенку, как ты будешь рисовать шерстку. Каким цветом Артем рисует шерстку? (Показ выполняют 2–3 ребенка). А теперь проходите за столы. (Дети садятся, осанка).
– Берем кисточку в правую руку, набираем желтую краску, левой рукой придерживаем щенка и тычком рисуем шерстку. (Индивидуальная работа с каждым ребенком – прием рука в руке. Напоминаю, что по окончании работы, кисть надо положить на подставку, руки вытереть влажной салфеткой).
– Ребята, пока мы с вами рисовали, щенок заскучал.
Вот собачка лает: гав, гав, гав.
Нас она пугает: гав, гав, гав.
Ты собаченька не лай
Лучше с нами поиграй.
(Предлагаю выйти из-за столов, сесть на стулья и поиграть со щенком).
В уголке щенок сидит
На ребяток он глядит. (Показываю щенка).
Наши детки дружно встали
И собачке так сказали: (Встают, подходят к щенку).Ты собачка вставай
И ребяток догоняй. (Убегают на стулья).
– А теперь щенок хочет посмотреть, каких веселых друзей вы ему нарисовали. (Предлагаю принести рисунки на стол и встать полукругом).
Анализ работ проводит щенок: у(...имя ребенка) весь желтый щенок получился, ...оставил щенку белые уши, у... щенок в белых пятнах, у... очень пушистый щенок и т.д. Как я рад, что вы мне таких веселых и пушистых друзей нарисовали.
– Спасибо.
– Ребята, мы сегодня с вами постарались, научились рисовать пушистую шерстку методом тычка и развеселили щенка. Молодцы! Наше занятие окончено. (Предлагаю детям показать щенку игрушки в группе).
Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе на тему “Ночной город”
Программное содержание:
- Образовательные задачи:
учить детей рисовать свечой, копировать изображение путем сгибания пополам – отражение; учить использовать в работе все оттенки синего цвета для передачи ночного неба. - Развивающие задачи:
продолжать учить детей рисовать дома различных размеров, передавать связь между объектами, изображать предметы ближнего и дальнего плана; развивать фантазию, воображение, художественный вкус; активизировать словарь: свеча, отражение, растирание рисунка, копировать. - Воспитательные задачи:
воспитывать аккуратность во время работы.
Предварительная работа: экскурсия по городу, постройка улиц города из строительного материала, рассматривание фотографий с изображением ночных городов.
Материал: бумага, тонированная серым цветом, свечи, акварель, кисть, баночки с водой, подставки, салфетки, ложка.
Дети сидят полукругом.
Краткий ход: Предлагаю детям послушать стихотворение: Города.
Есть особая прелесть в ночных городах –
Городах, и великих, и малых.
Это света квадраты на темных домах.
Это фары машин запоздалых.
Это блещут брильянты ночных фонарей,
Отражаясь на шелке проспекта…
Города! Вы меня покорили своей
Тайной солнечно – лунного спектра.
– Как вы думаете, что мы сегодня будем рисовать? (Ответы детей)
Посмотрите, какой ночной город у меня получился – рассматривание образца: высота домов, их расположение, деревья, фонари, река, здания в ней отражаются в перевернутом виде. Физминутка.
А как вы думаете, как и чем я рисовала? Сообщаю, что рисовала свечой и акварелью. Предлагаю научиться рисовать в этой технике.
Частичный показ последовательности выполнения работы с объяснением(согнуть тонированный серым цветом лист бумаги пополам; нарисовать над линией сгиба широкую полоску, на ней в верхней части рисуем здания, деревья, уличные фонари, луну, звезды; снова складываем лист пополам, изображением внутрь и растираем ложкой, копируя таким образом рисунок на вторую половину бумаги; разворачиваем бумагу и закрашиваем верхнюю часть темно-синей акварелью, нижнюю немного светлее; дополняем рисунок цветом – луна, звезды, фонари), закрепление последовательности.
Самостоятельная работа детей. Индивидуальная работа с детьми. (Дети приносят рисунки и раскладывают их на ковре с одной стороны, сами девочки садятся на колени с другой стороны, мальчики встают за ними.)
По окончании рассматривание ночных улиц: закрепление названий улиц, на которых живут дети; самооценка: что получилось, что нет.
Итог: доброжелательная оценка всех работ, закрепление техники исполнения, используемых материалов, цветовой гаммы.
Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие жизненные ситуации требуют наличие именно этих качеств. Я считаю, что в дошкольных учреждениях необходимо много внимания уделять фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач, чему способствуют занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник.