Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основные задачи воспитания – формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Для успешного решения этих задач необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю, который является основным звеном связи горизонтали “дети – родители – учителя”.
В таком взаимодействии все участники образовательного процесса выступают как равноправные партнеры, а цель такого взаимодействия – установление личностного взаимопонимания по определенному кругу задач и проблем.
Проблему взаимодействия классного руководителя с учителями-предметниками нельзя назвать новой, хотя всегда ошибки и просчеты, допущенные в межличностных отношениях той или иной стороной, осложняли учебно-воспитательный процесс.
Эта проблема актуально и для нашей гимназии, так как все классные руководители являются и учителями-предметниками, т.е. совмещают две профессиональные роли. Вот поэтому два года назад на методическом объединении классных руководителей было принято решение о разработке алгоритма взаимодействия в системе “классный руководитель – учителя-предметники”.
Для актуализации проблемы и уточнения взаимных ожиданий была разработана и проведена анкета для классных руководителей, при обработке которой были получены следующие результаты:
– классные руководители при выполнении своих обязанностей испытывают
положительные эмоции чаще, чем отрицательные;
– в системе взаимоотношений “классный руководитель – учителя-предметники”
классные руководители определили для себя решающую роль;
– по мнению классных руководителей хорошо себя зарекомендовали такие
организационные формы работы, как приглашение учителей-предметников на
родительские собрания и индивидуальные беседы с учителями-предметниками;
– ссылаясь на нехватку времени, классные руководители делают выводы об
успешности обучающихся по предметам только на основании оценок в классном
журнале, т.е. не всегда объективно оценивают способности учеников;
– классные руководители отметили следующие моменты:
учителя-предметники очень часто не владеют полной информацией об особенностях
класса, негативных и позитивных тенденциях, о влиянии семьи на обучающегося,
портфолио ученика, о взаимоотношениях в классе. Таким образом, выбранная
проблемная группа оценивала сложившуюся практику взаимного информирования как не
регулярную, а межличностные взаимоотношения классных руководителей и
учителей-предметников как недостаточно продуктивные.
В состав временной проблемной группы были включены заместители директора по воспитательной работе, психолог, руководители методических объединений классных руководителей, а так же наиболее активные классные руководители и учителя-предметники.
Временная проблемная группа предложила для корректировки сложившейся практики работы и разработки организационных схем, поддерживающих изменения, провести педагогический совет с постановкой следующих задач:
– актуализировать существующие проблемы в профессиональном взаимодействии
классных руководителей и учителей-предметников;
– содействовать формированию своеобразной профессиональной системы “Классный
руководитель – учителя-предметники”.
В результате длительной подготовительной работы был проведен педагогический совет по данной проблеме, который не оставит равнодушным ни одного учителя.
В ходе данного педагогического совета директором гимназии были актуализированы обозначенные проблемы для жизни образовательного учреждения. Заместителем директора по воспитательной работе оптимизация взаимоотношений в системе “Классный руководитель – учителя-предметники” была рассмотрена как необходимый ресурс всей воспитательной деятельности в гимназии.
Выступление психолога гимназии представляло собой анализ результатов
анкетирования. Задача этого выступления состояла в том, чтобы охарактеризовать
положение дел и обозначить наиболее существенные проблемы взаимодействия,
зафиксировать имеющийся положительный опыт.
Руководитель методического объединения классных руководителей остановилась на
наиболее актуальных направлениях содержания профессионального взаимодействия.
Выступающие классные руководители и учителя-предметники говорили о том, что оптимизация взаимодействия позволит не только обеспечить единство педагогических взглядов и подходов к разрешению проблем классного сообщества, но и актуализировать в сознании учителей-предметников вопросы их собственной воспитательной деятельности, подвигнуть их к личностно-профессиональному совершенствованию, а классному руководителю освободиться от стереотипов “воспитательной работы”.
В проекте решения педагогического совета было отмечено, что одной из функций классного руководителя является организация взаимодействия с учителями-предметниками, работающими в классе. От этого во многом зависит состояние учебной и внеучебной работы в классе, успеваемость обучающихся, уровень психо-эмоционального комфорта для каждого ученика.
Педагогический совет решил, что в практике гимназии сложились не достаточно продуктивные межличностные взаимоотношения классных руководителей и учителей-предметников. Существующие в гимназии организационные формы обмена информацией между классными руководителями и учителями-предметниками малоэффективны, однако, перспективы создания классного сообщества педагогов (команды) во главе с классным руководителем реальны для большей части классов.
Педагогический совет сделал вывод, что к наиболее распространенным формам взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников (индивидуальные беседы и приглашения учителей-предметников на родительские собрания) необходимо обязательно добавлять такие как: посещение классным руководителем уроков и совещание-консилиум классного руководителя с учителями-предметниками. Годовой цикл взаимодействия должен учитывать адекватные проблемы, завершение учебных триместров (гимназия работает по триместрам), начало и конец учебного года.
Каждый классный руководитель должен самостоятельно определять периодичность, с которой он встречается с учителями и получает информацию о классе (каждую неделю, раз в две недели, раз в месяц). При каждой возникающей проблемной ситуации учителя информируют классного руководителя при прямом контакте, по телефону или через записку в классном журнале. В данный момент в гимназии вводятся электронные дневники, поэтому классный руководитель следит за тем, чтобы учителя-предметники регулярно проставляли оценки не только в классный журнал, но и в специальные бланки.
Многие наши гимназисты активно и результативно участвуют в предметных олимпиадах, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях различного уровня, поэтому классный руководитель и учителя-предметники совместно осуществляют поиск средств и способов, обеспечивающих успешность в самореализации обучающихся, а классный руководитель является инициатором создания индивидуальных образовательных траекторий для наиболее успешных гимназистов.
Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей. Именно к классному руководителю они идут со своими вопросами, тревогами, опасениями. И задача классного руководителя – снять напряжение, вовремя информировать коллег о состоянии учеников, особенностях семей; организовать встречу родителей с учителями-предметниками, беседы, консультации; отрегулировать посещение родителями открытых уроков, проводимых в классе; приглашать учителей-предметников на родительские собрания или групповые встречи.
В нашей гимназии определен день открытых дверей. Это суббота, но если есть острая необходимость, то классный руководитель готов в любой момент помочь родителям обучающихся.
Хочется сказать несколько слов о совещаниях классного руководителя с учителями-предметниками, работающими в классе. Сейчас они приобретают форму педагогического консилиума. Здесь может идти речь, как о классном коллективе, так и об отдельном ученике. Классный руководитель дает целостную характеристику обучающегося, а все, кто работает с ним, получают информацию о психическом, физиологическом и умственном развитии ребенка. Учителя анализируют результаты наблюдений, обмениваются информацией, договариваются о совместном решении возникшей проблемы и распределяют функции при работе с учеником.
Мы считаем, что педагогический консилиум – одна из наиболее результативных форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов в воспитании и обучении.
Очень активно подключают наши классные руководители учителей-предметников к планированию и организации внеклассной работы, приглашают на мероприятия, проводят совместные акции и социально-значимые мероприятия, т.е. используют творческий потенциал учителей-предметников как резерв воспитательной деятельности.
Таким образом, оптимизация взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников – это результат целенаправленной и длительной работы профессионального сообщества, в котором каждая из сторон является и объектом, и субъектом одновременно. Полноценное взаимодействие основывается на таких критериях, как доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность. Определенную роль играют взаимозависимость и взаимопонимание, поскольку успех одного из субъектов взаимодействия обусловлен усилиями и действиями другого.