Использование мультимедийного оборудования на уроках математики в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Сегодня появились новые технические средства, которые увеличивают возможности организации учебного процесса.

В процессе применения компьютерных технологий происходит развитие обучаемого, в том числе:

- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, творческого видов мышления;

- эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

- развитие коммуникативных способностей.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а удобство, экономия, необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Известно, что для младших школьников очень важно наглядное изображение материала, поэтому – особенно на уроках математики в период знакомства с цифрами и числами первого десятка – необходимо иметь множество предметных картинок, счетный материал.

Раньше я использовала ПК как помощь в изготовлении традиционных полиграфических наглядных пособий. Предметные картинки я находила в Интернете, печатала на принтере для дальнейшего традиционного применения на наборном полотне. Нередко найденную картинку я обрабатывала в программе Paint. Например, у матрешки я очистила фон, сделала ярче изображение, у помидора пририсовала квадрат для удобства при демонстрации его на наборном полотне:

Рисунок 1

Компьютер помогает при проведении уроков как наборное полотно в электронном виде, как электронная доска и это более удобно. Достаточно сохранить картинку у себя на компьютере, затем на электронном носителе информации принести на занятие.

С октября прошлого учебного года я стала активно использовать мультимедийное оборудование, в том числе и на уроках математики в 1-м классе.

С чего я начала? Сначала создавала документы в программе “Word”, сохраняла их в данных интерактивной доски (или просто на компьютере) с дальнейшим использованием на уроках.

Обобщая мой небольшой пока опыт работы с Интерактивной доской, я хочу привести примеры использования ее с целью дать детям первые навыки обращения с компьютером, научить детей элементарной ориентации в инструментах доски.

Например, я сканировала из различных пособий сюжетные или другие картинки с целью дальнейшего их предъявления на экране или на интерактивной доске:

Рисунок 2

Рисунок 3

Иногда я сканировала изображения из нашего учебника математики для общей демонстрации. Это дает возможность показывать на доске иллюстрации из учебника в увеличенных размерах. Например, они составляли задачи по рисункам:

Рисунок 4

Применение доски помогло мне в увеличении размеров демонстративных материалов и их количестве.

В методическом пособии к учебнику математики картинки не цветные, некоторые я сначала раскрашивала, используя ту же программу Paint. Например, было:

Рисунок 5

Я сделала для предъявления на Интерактивной доске или экране:

Рисунок 6

Для активного использования инструментария самой доски использовала такие интерактивные задания:

Рисунок 7

Ребята соединяли, испоьзуя маркер доски. Сначала картинки раскрашивала, используя ту же программу Paint.

Или такое задание, при изучении приема прибавления и вычитания 2:

Рисунок 8

“Цепочка” для устного счета:

Рисунок 9

Ребята не просто, как обычно, устно считали, но и заполняли кружочки на доске.

Вставляли правильно знак, используя маркер:

6 … 1> 5 8 … 1 = 7 9 … 1 < 10 6 … 1 = 7

Составляли примеры по рисункам и записывали – кто-то индивидуально, на карточках, а кто-то – на интерактивной доске:

Рисунок 10

Вставляли цифру в часы:

Рисунок 11

На уроках я так же использую возможность смены цвета на ручке, например:

Рисунок 12

Использовала и задания на развитие логического мышления, где дети вписывали подходящие цифры:

Рисунок 13

В-общем, дидактический материал я брала из разных источников: электронных или бумажных и использовала как демонстрацию или как интерактивные задания.

Электронная доска экономит время на уроке. Конечно, все эти задания можно и написать на доске. Но нажать на кнопку и просто сменить экран – быстрее.

Доска еще позволяет оставлять то, что написали на уроке дети. В будущем это можно использовать в работе. Например, классифицируя ошибки.

Так же удобно использовать отрывки из мультфильмов, детских фильмов, специальные развивающие программы. На уроке математики, при введении темы “Сантиметр - единица измерения длины”, я показывала отрывок из мультфильма “38 попугаев”; на уроке ОБЖ – смотрели фильм про опасные ситуации; на уроке “Окружающий мир” фильмы о природе.

Ребята с удовольствием работают на доске, уроки эти запоминаются и многие отметили в интервью, отвечая на вопрос:

- Что тебе нравится на уроке математики?

- Специальная доска.

- Доска, информация с которой сводится на компьютере.

- Доска со специальной электрической ручкой.

В этом году я применяю мультимедийные и компьютерные технологии на всех уроках.

Помогает мне мультимедийное учебное пособие “Уроки Кирилла и Мефодия, 2-й класс” на уроках математики, русского языка и “Окружающий мир”.

Планирую изучить и использовать возможность контроля знаний с помощью ИД.

Использование компьютерных технологий преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.