Тип урока: урок получения новых знаний.
Цели: формировать умение работать с текстом произведения; обогащать читательский опыт детей; формировать читательские умения; знакомить с литературоведческими понятиями; обогащать речь обучающихся выразительными средствами языка (эпитеты, сравнения), расширять словарный запас детей; пробуждать видение красоты природы.
Оборудование: карточки со словами, музыкальные фрагменты из произведений М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Ф. Шопена, фрагмент из кинофильма “Морозко”, телевизор, магнитофон, учебник: Литературное чтение. 2 класс. Авт.-сост.Л.А. Ефросинина
Ход урока
I. Организационный момент:
Весело звенит звонок,
Начинаем наш урок.
II. Проверка домашнего задания:
- Ребята, давайте послушаем стихотворение З. Александровой “Зима”, которое вы учили наизусть (опрос 3 учеников).
III. Постановка целей:
Ребята, отгадайте мою загадку:
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке румяный,
Под луною голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает нам с тобой.
Он и белый, и мохнатый,
И пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой,
Назови его, ответь!
- Правильно это снег. А какие слова, сравнения вам помогли отгадать загадку.
- Посмотрите, как по–разному можно сказать о снеге. Мы можем увидеть снег на картине, в кино, на улице. И каждый раз нас восхищает красота снега, его неповторимость. Давайте посмотрим отрывок из фильма “Морозко”, и полюбуемся красотой зимнего леса.
- Оказывается снег можно не только нарисовать или увидеть, его можно представить, слушая произведения писателей и поэтов, настолько яркие картины возникнут перед вашими глазами.
- И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением С. Иванова и узнаем много интересных сравнений и эпитетов, о том каким бывает снег. Постарайтесь запомнить их, и тогда ваша речь станет богаче и ярче.
IV. Изучение нового материала.
1) Первичное восприятие:
- С. Иванов. Каким бывает снег (читает учитель).
- Понравился ли вам рассказ?
- О чём рассказал нам автор?
- Одинаково ли автор описывает снег в октябре, январе, феврале и апреле?
2) Работа над первой частью.
- Давайте начнём знакомиться с описанием снега в первой части, но перед этим узнаем значение нескольких слов.
- Словарно-лексическая работа:
Бороздки – канавки, на какой-либо
поверхности, проведённые каким – либо предметом. Притаился – спрятался и притих. Свежо сверкает – чистый, новый ярко блестит, сияет. Озимое поле – поле, засеянное осенью зерновыми. |
- Чтение текста по цепочке.
- Беседа после чтения:
- О каком снеге идёт речь в первой части? (О первом снеге, об октябрьском).
- Как автор говорит о первом снеге? Найдите ответы в тексте. (Он робок и тих, извиняется, белый и лёгкий, для красоты)
- Слушание музыкального фрагмента
- Прослушайте музыкальный фрагмент, который как бы подчёркивает робость и лёгкость, невесомость первого снега. (Звучит первый фрагмент: П. И. Чайковский Рождество)
- Увидели ли вы первый снег, представили его.
- В этой части мы встречаем такое выражение поле, освещённое солнцем жизни. Это образное выражение. Как вы думаете, что за жизнь светит, сияет в этом поле. ( Это молодые ростки)
- Как бы вы назвали первую часть.
- На доске появляется название 1 части, эпитеты и сравнения.
3) Работа над второй частью.
- А теперь мы повстречаемся с другим снегом. Давайте вновь узнаем секреты слов.
Гнёт – тяжесть, груз, давящий на
что-нибудь. Бездонно – не имеющее дна, чрезвычайно глубокое. Дух захватывает – испытывать волнение (фразеологизм) Сыпучее – состоящее из очень мелких частиц и легко рассыпающееся, сыплющееся. Натужно (тянет) – напрячь все силы, медленно и протяжно |
- Чтение по абзацам.
- Беседа после чтения.
- О каком снеге рассказал С. Иванов во второй части? (О январском)
- Каким изображён январский снег? Найдите в тексте. (Силён и спокоен, гнёт, сломает, сыпучий)
- Что говорится о солнце? (Выглянет утром и загорится, как лампочка: светит и не греет)
- Какое небо в январе? (Синее и бездонное)
- Почему автор сравнивает январский снег с сыпучим болотом? (Потому что в нём можно провалиться как на болоте)
- Ещё раз прочитайте, как автор описал январский снег. (На доске)
- А сейчас послушайте и почувствуйте в музыке мощь и силу январского снега. ( Музыкальный фрагмент П. И. Чайковского Бородино)
- Так как же мы назовём вторую часть.
- На доске появляется название 2 части, эпитеты и сравнения
V. Физминутка.
Снегурочка – подпрыгнули, снежки – лепим, снеговик – присели, снежинки – кружимся.
VI. Изучение нового произведения.
1) Работа над третьей частью.
- Продолжим раскрывать описание снега в рассказе С. Иванова “Каким бывает снег”. И перейдём к третьей части.
- Словарно-лексическая работа.
- Познакомимся с некоторыми словами.
Колючий – имеющий колючки, способный
колоть. Метель – сильный ветер со снегом. Мглистое небо – непрозрачное от чего-либо. Нахлобучив – надвинув низко на лоб. Лютует – быть злым, свирепым, беспощадным, причиняющим мучения |
- Чтение про себя.
- Беседа после чтения
- Какой снег описывает автор в третьей части? (Февральский)
- Какие слова, выражения, эпитеты нашёл С. Иванов для февральского снега? (Злой, колючий, злодей, ведьмин сын, колдун)
- Почему люди идут, нахлобучив шапку на лоб? (Снег не даёт поднять голову)
- Автор олицетворяет февральский снег, наделяя его человеческими чертами характера: лупит, злиться.
- И читать эту часть надо напряжённо, жестко, отрывистыми фразами, передавая настроение путника и характер снега. Но чтобы ещё лучше понять интонацию чтения давайте послушаем музыкальный фрагмент. (Музыкальный фрагмент М. Мусоргского “Избушка на курьих ножках”)
- Интонационное чтение
- А теперь давайте вместе хором попробуем прочитать третью часть и передать характер февральского снега. (Интонационное чтение)
- Как можно озаглавить третью часть? (Февральский снег)
- На доске появляется название 3 части, эпитеты и сравнения
2) Работа над четвёртой частью.
- Итак, мы подошли к последней четвёртой части и снова обратимся к словарику.
- Словарно-лексическая работа.
Оспинки – неровности в виде маленьких углублений. |
- Чтение по цепочке.
- Беседа после чтения.
- О каком снеге мы прочитали? (О апрельском)
- Какой апрельский снег? (Он плотный и липкий, словно белый пластилин, дырявый)
- Скажите, апрельский снег всё так же чист? (Нет, берёзы уже белее снега)
- Много ли снега осталось? (Нет, он в проталинах дырявый)
Прочитайте последнее предложение. Что автор хотел нам сказать? (Что закончилась зима, и скоро исчезнет весь снег)
- Ещё раз прочитаем какой же апрельский снег.
- Как озаглавим четвёртую часть. (Апрельский снег)
- На доске появляется название 4 части, эпитеты и сравнения
VII. Обобщение
- О чём мы сегодня говорили? ( О том, какой бывает снег)
- Какой же первый снег?
- Какой снег в январе, феврале, апреле? Назовите сравнения, эпитеты.
- Выполните задание в литературной тетради на странице 57 №1.
- Какой же вывод мы можем с вами сделать, о том какой бывает снег? ( Он разный в разные месяцы и для него подходят разные описания и сравнения)
- Выставление оценок.
- Задание на дом.
- Дома подготовьте пересказ близко к тексту одной понравившейся части.
- Сложите альбомный лист бумаги 2 раза, разделив его на 4 части. Подпишите каждую часть по названию снега в произведении и зарисуйте, попытайтесь передать при помощи карандаша характер снега.