Цель:
- Формирование представлений о значении добра для гармонии и счастья;
- Поддержание психического здоровья детей;
- Привитие ценности духовных качеств.
Задачи:
- Побудить в детях желание относиться к людям позитивно, ценить их уже за то, что они живут рядом с нами;
- Развить способность помогать и сочувствовать людям, развить чувство сопереживания и любви к окружающим;
- Укрепить доверительные отношения друг к другу;
- Помочь каждому почувствовать себя комфортно;
- Научить ребенка оценивать свои нравственные качества;
- Развить позитивное самовосприятие;
- Активизировать личную позицию;
- Приобщить детей к народному творчеству, используя пословицы для понимания эмоционально-ценностного смысла общекультурных норм и правил;
- Обогатить развитие эмоционально-волевой сферы детей, используя музыку.
Цель теста “Добро, зло и я”
- Получить представление о характере усвоения ребенком нравственных категорий, а также о степени его невротизации и тревожности.
Цель теста “Дом доброты”
- Определение самооценки детей.
Предварительная работа:
- Познакомить детей с понятиями: театр, сцена.
- Научить детей ориентироваться на листе бумаги, привить умение использовать для рисования весь лист.
- Сформировать представление о комплиментах, привить детям умение и желание делать комплименты себе и другим.
- Ознакомить детей с характеристиками добра и зла.
Оборудование:
- Бумажный мешочек;
- Спички, свеча, металлический поднос;
- Медальоны-сердечки;
- Фишки для расселения в дом;
- Рисунок дома для заселения;
- Магнитная доска.
Психолог
Здравствуйте ребята! Я рада, что мы сегодня встретились с вами! (дети здороваются)
В этом зале вдруг грустью завеяло,
И печальный дождь моросит.
И не пахнет здесь ласкою, нежность,-
Видно кто-то о чем-то грустит.
Кто грустит? У кого обида в глазах? (грустит девочка)
Девочка
Я ушла в свою обиду,
И сказала, что не выйду.
Вот не выйду никогда!
Буду жить в ней все года!
И в обиде я не вижу
Ни цветочка, ни куста.
И в обиде я не слышу
Ни словечка вашего.
Психолог
Как зовут тебя девочка? (знакомятся). Как тяжело и грустно живется с обидой и грустью в сердце. Ребята, может, поможем Кате жить без печали? (девочка пожимает плечами, вздыхает)
Как помочь? (дети предлагают свои варианты). Попробуем один способ – вот так!
“Мешочек обид”
В мешочек соберем все обиды.
Как или чем можно обидеть человека? (Варианты детей собираются в мешочек, а девочка постепенно становится радостной и веселой)
Психолог
Потяжелел наш мешочек. А чтобы обид стало меньше в нашей жизни – сожжем его. (Сжигают мешочек)
Психолог
Посмотри-ка из-за туч,
Показался солнца луч
И просохли глазки.
На людей обиду не стоит копить,
И обиду бывает лучше простить.
Тогда настроение быстро улучшится
И все в жизни сразу получится.
Любовь – единственный ответ на любую нашу проблему. А чтобы уметь любить – надо уметь прощать. Прощение растворяет любую обиду. Хотите научиться прощать?
Тренинг “Прощение”
Психолог
Закройте глаза. Представьте, что вы в затемненном театре и перед вами - сцена, освещенная ярким светом. Поставьте на сцену человека, который вас обидел когда-то, его надо простить…Он улыбается, глаза искрятся светом, он счастлив, все в жизни у него хорошо…Пусть он исчезнет…Теперь на сцене вы. С вами происходит только хорошее. Вы счастливы, и улыбаетесь. Знайте: во Вселенной достаточно добра для всех нас. И как хорошо, что мы живем на этой Земле. Откройте глаза.
Это упражнение растворяет облака накопленной обиды.
Я вижу, что наши глаза светятся радостью, мы стали добрее, все обиды исчезли. Из наших ощущений можно построить высокую пирамиду добра “Добрый человек скорее дело делает, чем сердитый”
“Пирамида добра”
Психолог
“Если я буду добрая, то всегда буду стараться помогать людям, попавшим в беду”
(вместе с ответами педагог и дети накладывают руки друг на друга, создавая пирамиду)
Чувствуете тепло, которое исходит от пирамиды добра. Пусть каждый из нас поместит кусочек добра в своё сердце “Добро делать спешить надо”.
Теперь я точно знаю, что в жизни нас ждут только добрые дела.
Тест “Добро, зло и я”
Психолог
Представьте, что этот лист бумаги – это вся ваша жизнь, все, что вас окружает. Синим кругом – вы будите рисовать себя; красным – добро и черным кругом – обозначьте зло.
(Дети работают индивидуально, во время рисования тихо звучит инструментальная музыка)
Какие замечательные у вас синие и красные круги, так и хочется вас похвалить. Молодцы! Вы самые добрые дети! А вы умеете себя хвалить?
“Я люблю себя за то, что…”
Психолог
Я люблю себя за то, что я умею быть веселой (наградить себя медальоном-сердцем).
Дети хвалят себя и разбирают медальоны.
Не забывайте, что даже для самого себя “Хорошее слово – половина счастья!”
А нравится, когда к вам обращаются по-доброму и ласково. Интересно узнать, как вас ласково называют?
“Клубочек ласковых имен”
Психолог
Мне нравится, когда мама называет меня – доченька. (Каждый участник высказывает свои мысли и наматывает нитку из клубочка на палец)
Эта волшебная нить объединила нас в одно целое. Пусть по ниточке сейчас пройдет волна нежности и любви. Помните – “Доброе слово лечит, а худое калечит”.
Мне, кажется, что мы знаем добрую песню. (Поют песню “Если добрый ты…”
Психолог
Да, если мы добрые, то всегда легко. Особенно легко живется в “Доме доброты”. На верхнем этаже живут самые добрые люди. На нижнем этаже живут люди, у которых доброты мало. На каком этаже можете жить вы?
Тест “Дом доброты”
(Дети выбирают себе этаж, размещая свои сердечки-медальоны. Звучит инструментальная музыка)
Психолог
В этом доме очень уютно, все в нем живут дружно. Конечно, ведь “Доброму все друзья”. Но, чтобы в доме доброты всегда было хорошо, надо соблюдать правила доброты. Какие это могут быть правила? Как вы думаете?
(Дети перечисляют правила доброты, последнее правило называет педагог)
- можно сделать приятное, подарив кому-то подарок. В нашем доме доброты есть день подарков.
“Подарки друг другу”
Мы можем помечтать и представить какие подарки можно подарить друг другу.
Я подарю Кате цветок, он замечательно пахнет.
(Дети воображают, и дарят подарки друг другу. Обратить внимание, чтобы “подарки” оказались у всех детей)
Психолог
Сколько доброты и любви в ваших душах. Давайте поделимся добром, любовью со всеми людьми. Сядьте в удобную позу. Расслабьтесь, сделайте спокойный вдох. В каждую сторону направьте пожелания.
Упражнение “Мир, любовь и добро”
“Мир, любовь, добро – всем, кто слева
от меня”
“Мир, любовь, добро – всем, кто справа от меня”
“Мир, любовь, добро – всем, кто впереди меня”
“Мир, любовь, добро – всем, кто позади меня”
Психолог
Мир так огромен и прекрасен, что любви и добра хватит всем. Посмотрите, у девочки (называет по имени) глаза сверкают искорками добра.
Посмотрите, как вокруг – все преобразились!
Нашей общей радостью – заразились!
Мысли чудесные кругом витают,
Нежными лучиками нас задевают.
Теперь мы знаем, что доброта
Спасет наш мир от насилья и зла.
Вносите в мир свою частичку добра,
И будете духом сильны вы всегда.
Сейчас у нас есть возможность внести свою частичку добра в наш мир.
Упражнение “Солнышко добра”
Представьте, что у вас в руках находится волшебное солнышко добра. Ваши руки чувствуют удивительную теплоту, оно согревает вас, ваше тело, вашу душу. Мысленно поместите все добро этого солнышка внутрь. Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вашу душу, доставляет радость. У вас появляются силы, силы здоровья, счастья и радости.
Это солнышко может одарить всех людей добротой. Но для этого надо отпустить солнышко вместе с пожеланиями.
(Каждый ребенок “отпускает солнышко” со своим пожелание людям)
Психолог
Пусть наш мир наполнится любовью, добром и радостью. В наших руках сделать жизнь добрее и радостнее.
Делайте добрые дела,
Чтобы сердце пело всегда.
До новых встреч!
Литература
- Ветрова В.В. “Уроки психологического здоровья”
- Рахматжаева В.А. “Грамматика общения”
- Фисюкова Л.Б. “Год перед школой”
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. “Учим детей общению”
- Кряжева Н.Л. “Развитие эмоционального мира детей”
- Чистякова М.И. “Психогимнастика”
- Урунтаева Г.А., Афонькина “Как я расту: Советы психолога родителям”
- Вачков И.В. “Психология для малышей, или Сказка о самой “душевной” науке”
- Киселева М.В. “Арт-терапия в работе с детьми”
- Кожохина С.К. “Путешествие в мир искусства”