Цель урока:
Формировать представление о разнообразии природы Земли.
Задачи урока:
- Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира.
- Расширять кругозор, работать над развитием словарного запаса, умением сопоставлять и анализировать.
- Воспитывать любознательность, потребность в поиске новых знаний.
Оборудование:
Отрывок из сказки В.Катаева “Цветик-семицветик”
Отрывок из фильма ВВС “Ребятам о зверятах”
Карточки-картинки животных
Глобус
Сказка В.Даля “Старик-годовик”
Отрывок из рассказа В.Леденцова “Страна загадок и чудес”
Ход урока
1. Организационный момент.
– Сегодня к нам на урок, ребята, пришли гости, посмотрите, пожалуйста. Это завуч нашей школы Елена Владиславовна и учителя из других школ города.
– Давайте покажем нашим гостям, чему мы уже научились в 1 классе, и, конечно, узнаем на уроке непременно что-то новое и интересное.
2. Повторение пройденного.
(На доске – рисунок Муравьишки и Мудрой Черепахи)
– Наш герой Муравьишка-Вопросик на прошлом уроке задавал Мудрой Черепахе вопрос КОГДА?
(Учитель прикрепляет на доску рядом с героями учебника карточку с вопросом КОГДА?)
– На какие вопросы мы вместе с героями учебника получили ответы?
(Когда наступит суббота? и Когда придёт лето?)
– Мудрая Черепаха приготовила задания для вас. Кто пойдёт их выполнять?
Индивидуальные задания:
– Послушайте задания.
– Здесь записаны названия месяцев (июнь, март, май, сентябрь, февраль, апрель).
Подчеркните названия только весенних месяцев.
Здесь записаны названия дней недели. Расставьте числа в пустые квадратики от 1 до 7, чтобы получилась правильная последовательность.
Суббота
Понедельник
Среда
Воскресенье
Вторник
Пятница
четверг
Здесь записана группа слов. Нужно зачеркнуть лишнее слово. (осень, зима, весна, март, лето).
– Когда вы выполните свои задания, садитесь на места и включайтесь работу вместе со всем классом.
Фронтальная работа с классом.
– Пока ребята выполняют задания, Мне хочется прочитать вам одну очень занимательную сказку-загадку. Я буду читать её 2 раза. Сначала внимательно прослушайте.
“Вышел Старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.
Махнул старик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
– Кто догадался, какие птицы полетели? (Это три зимних месяца – декабрь, январь, февраль)
Махнул Старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять и на полях показались цветы.
– Что за птицы полетели? (Весенние месяцы – март, апрель, май)
Махнул Старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
– Что за птицы третьей тройки? (Летние месяцы – июнь, июль, август)
Махнул Старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, заалели туманы.
– Какие это птицы? (Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь).
А птицы были не простые. У каждой птицы по 4 крыла. В каждом крыле по 7 перьев. Каждое перо тоже со своим именем.
– Почему у птицы 4 крыла? (В месяце 4 недели)
– Почему в крыле 7 перьев и как они называются? (7 перьев – это дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).
– Молодцы, ребята. Я думаю, что Муравьишка вместе с нами повторил эти знания.
Проверка индивидуальной работы.
– А теперь проверим работу ребят у доски. Если они отвечают верно, мы им, как всегда аплодируем.
(Идет проверка заданий на доске).
– Молодцы, ребята. Я думаю, Мудрая Черепаха осталась довольна вашими ответами и приготовила сегодня загадки о животных.
В чёрных фраках,
В белых майках круглый год
Ходит этот
Удивительный народ. (Пингвины)
(Учитель вывешивает на доску картинку пингвина)
Среди снега и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет.
Густая белая шерсть спасает
И от морозов его согревает. (Белый медведь)
(Учитель вывешивает на доску картинку белого медведя)
3. Объявление темы урока. Постановка цели.
– Ребята, а Муравьишке-Вопросику стало интересно узнать, а где же живут эти животные? Кто знает?
(Выслушиваются ответы детей)
– Итак, сегодня мы должны ответить на вопрос: Где живут белые медведи?
(На доске открывается тема урока)
– А поможет нам узнать об этом волшебный цветок Цветик-семицветик.
(Учитель показывает цветок)
4. Работа над новым материалом.
– Мы с вами отправляемся в путешествие вместе с девочкой Женей из сказки Валентина Катаева “Цветик – семицветик”.
Повторяйте за мной.
Физкультминутка.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Будь по-моему вели. (2 раза)
– Вели оказаться там, где живут белые медведи.
(Ученики садятся за парты)
– “Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась ночь. Женя, как была, в летнем платьице, с голыми ногами, одна– одинёшенька оказалась здесь, а мороз-то 100 градусов. “Ай, мамочка, замерзаю, -закричала Женя и стала плакать, но слёзы тут же превратились в сосульки и повисли на носу. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямёхонько к девочке, один другого страшнее”.
– Где же оказалась Женя?
– Где же оказались мы, ребята?
– Кругом снег, лёд, здесь очень холодно.(на Севере, на Северном полюсе)
(Учитель прикрепляет на доску рисунки с изображением севера)
– Покажите север на глобусе. Что вы знаете о Северном полюсе? (там холодно, там нет городов, там никто не живёт)
– Нам нужно срочно вооружиться всем необходимым.
– Откройте Рабочие тетради по закладке на странице 31. Найдите задание №1. Рассмотрите рисунок. Обведите простым карандашом в кружок то, что понадобится на севере.
(Идёт самостоятельная работа учащихся).
– Проверяем. Что нам понадобится на севере?
(Ответы учащихся: шапка, лыжи, шуба, варежки, снегоход)
– Закрыли Рабочие тетради, убрали их на краешек парты.
– На Земле есть очень холодный район – это Северный Ледовитый океан.
(Учитель показывает на глобусе). Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс.
– Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить животные? (да)
– Откройте учебник по закладке на странице 72. Внимательно рассмотрите. Прочитайте, кто нас встречает на Северном полюсе? (поморник, белый медведь, треска, морж, тюлень).
– Но всё-таки хозяин на Северном полюсе – это, конечно, белый медведь. Вот какие сведения о белом медведе приготовила для вас Мудрая Черепаха.
Белые медведи обитают на Северном полюсе, среди вечных льдов и снегов. Это самое большое, самое сильное животное из семейства медвежьих. Он весит примерно 700 кг, а длина его туловища достигает 3-х метров. Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела, поэтому им не страшны даже самые лютые морозы.
Белые медведи – отличные пловцы, могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому они всегда остаются сухими.
Излюбленная пища белых медведей – тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца.
– Сейчас я прочитаю вам рассказ о жизни белого медведя, а потом задам вопрос. Слушайте внимательно.
Куда ни погляди – везде лёд, лёд, лёд. И всюду белым-бело. Здесь и живёт белый медведь. Вот высоко на вершину ледяной глыбы взобрался. Как с капитанского мостика, поглядывает вокруг. Ага, тюленя заметил. Насторожился. Теперь одна задача: незаметно подкрасться к нему. Шуба, конечно, не выдаст. Белая она, на фоне снега и льда неприметная. Только нос чёрный – ох уж этот уголёк! Но медведь догадлив. Нос лапой прикрыл. И получился не медведь, а сугроб. Искусно замаскировался… “Сугроб” осторожно пополз к добыче. Но вдруг край льдины хрустнул под ним. И неудивительно: полтонны весит медведь. Услыхал тюлень тот хруст и был таков: в воду соскользнул… Не повезло медведю!
– На кого охотился белый медведь? (на тюленя)
– Как замаскировался медведь? (прикрыл нос лапой)
– Удалось ли медведю поймать добычу? Почему? (нет, хрустнул лёд)
– Итак, ребята, где же живут белые медведи? Покажите на глобусе. (на Северном полюсе)
– Посмотрите на глобус. Что мы видим на противоположной от Северного полюса стороне? ( Южный полюс)
– Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой. Отправимся туда в путешествие? (да). Тогда достаём наш волшебный цветок и произносим волшебные слова.
Физкультминутка.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Будь по-моему вели.
Вели, чтобы оказались мы с ребятами на Южном полюсе.
– Итак, мы с вами на Южном полюсе, в Антарктиде. Как вы думаете, надо ли снимать здесь тёплую одежду? (нет, потому что здесь тоже холодно)
– Посмотрите, каким цветом обозначена Антарктида на глобусе? (белым) Это участок суши, покрытый толстым слоем льда. В этом районе Земли расположен Южный полюс.
– Посмотрите в учебнике на следующую страницу, страницу 73. Прочитайте, какие животные живут в Антарктиде? (Альбатрос, пингвины, морской леопард, ледяная рыба)
– Самый яркий представитель животного мира Антарктиды – это, конечно, пингвины. Об этих и других удивительных животных рассказывает серия журналов для детей “Ребятам о зверятах”, которые продаются сейчас у нас в городе в киосках Информпечати. И вот как раз первый номер этого журнала был посвящён пингвинам. Посмотреть журнал вы можете на перемене, а я предлагаю вашему вниманию небольшой отрывок из фильма о пингвинах.
(Просмотр отрывка на DVD)
– О каком животном говорилось в фильме? (об императорских пингвинах)
– Кто запомнил рост и вес пингвина, какой он? (1 м, 30 кг)
– Для чего нужны пингвинам крылья? (чтобы быстро плавать)
– Ну, что ж ребята, наше путешествие подходит к завершению и пора возвращаться домой. А поможет нам в этом…(Цветик-семицветик)
Физкультминутка
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы мы оказались в 1 б классе школы №43.
– Вот снова мы оказались в нашем гостеприимном классе. Давайте повторим то, что мы сегодня вместе с нашим Муравьишкой узнали.
5. Итог урока.
– На доске – схематический рисунок глобуса (или карта полушарий?)
– В каких самых холодных районах Земли мы сегодня побывали? (Северный Ледовитый океан и Антарктида)
– Покажите на глобусе.
– Какие полюса здесь расположены? Прикрепите карточки на доску.
(дети прикрепляют на рисунок глобуса: “Северный полюс”, “Южный полюс”)
– Чем похожи эти районы? (здесь холодно, много снега и льда)
– Одни и те же или разные животные встретятся в этих районах? (разные)
– Ребята, а теперь давайте ответим на вопрос Муравьишки-Вопросика и правильно прикрепим фигурки животных туда, где они обитают.
(Учащиеся прикрепляют с помощью магнитов на схематический рисунок глобуса на доске карточки с животными: белые медведи и пингвины к Северному и Южному полюсу соответственно)
– А Мудрая Черепаха приготовила для вас очень интересный вопрос.
– Подумайте, охотятся ли белые медведи на пингвинов? (нет, потому что они живут в разных районах Земли).