"Где живут белые медведи?" Урок окружающего мира в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

Формировать представление о разнообразии природы Земли.

Задачи урока:

  1. Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира.
  2. Расширять кругозор, работать над развитием словарного запаса, умением сопоставлять и анализировать.
  3. Воспитывать любознательность, потребность в поиске новых знаний.

Оборудование:

Отрывок из сказки В.Катаева “Цветик-семицветик”
Отрывок из фильма ВВС “Ребятам о зверятах”
Карточки-картинки животных
Глобус
Сказка В.Даля “Старик-годовик”
Отрывок из рассказа В.Леденцова “Страна загадок и чудес”

Ход урока

1. Организационный момент.

– Сегодня к нам на урок, ребята, пришли гости, посмотрите, пожалуйста. Это завуч нашей школы Елена Владиславовна и учителя из других школ города.

– Давайте покажем нашим гостям, чему мы уже научились в 1 классе, и, конечно, узнаем на уроке непременно что-то новое и интересное.

2. Повторение пройденного.

(На доске – рисунок Муравьишки и Мудрой Черепахи)

– Наш герой Муравьишка-Вопросик на прошлом уроке задавал Мудрой Черепахе вопрос КОГДА?

(Учитель прикрепляет на доску рядом с героями учебника карточку с вопросом КОГДА?)

– На какие вопросы мы вместе с героями учебника получили ответы?

(Когда наступит суббота? и Когда придёт лето?)

– Мудрая Черепаха приготовила задания для вас. Кто пойдёт их выполнять?

Индивидуальные задания:

– Послушайте задания.

– Здесь записаны названия месяцев (июнь, март, май, сентябрь, февраль, апрель).

Подчеркните названия только весенних месяцев.

Здесь записаны названия дней недели. Расставьте числа в пустые квадратики от 1 до 7, чтобы получилась правильная последовательность.

Суббота
Понедельник
Среда
Воскресенье
Вторник
Пятница
четверг

Здесь записана группа слов. Нужно зачеркнуть лишнее слово. (осень, зима, весна, март, лето).

– Когда вы выполните свои задания, садитесь на места и включайтесь работу вместе со всем классом.

Фронтальная работа с классом.

– Пока ребята выполняют задания, Мне хочется прочитать вам одну очень занимательную сказку-загадку. Я буду читать её 2 раза. Сначала внимательно прослушайте.

“Вышел Старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.

Махнул старик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

– Кто догадался, какие птицы полетели? (Это три зимних месяца – декабрь, январь, февраль)

Махнул Старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять и на полях показались цветы.

– Что за птицы полетели? (Весенние месяцы – март, апрель, май)

Махнул Старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

– Что за птицы третьей тройки? (Летние месяцы – июнь, июль, август)

Махнул Старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, заалели туманы.

– Какие это птицы? (Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь).

А птицы были не простые. У каждой птицы по 4 крыла. В каждом крыле по 7 перьев. Каждое перо тоже со своим именем.

– Почему у птицы 4 крыла? (В месяце 4 недели)

– Почему в крыле 7 перьев и как они называются? (7 перьев – это дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).

– Молодцы, ребята. Я думаю, что Муравьишка вместе с нами повторил эти знания.

Проверка индивидуальной работы.

– А теперь проверим работу ребят у доски. Если они отвечают верно, мы им, как всегда аплодируем.

(Идет проверка заданий на доске).

– Молодцы, ребята. Я думаю, Мудрая Черепаха осталась довольна вашими ответами и приготовила сегодня загадки о животных.

В чёрных фраках,
В белых майках круглый год
Ходит этот
Удивительный народ. (Пингвины)

(Учитель вывешивает на доску картинку пингвина)

Среди снега и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет.
Густая белая шерсть спасает
И от морозов его согревает. (Белый медведь)

(Учитель вывешивает на доску картинку белого медведя)

3. Объявление темы урока. Постановка цели.

– Ребята, а Муравьишке-Вопросику стало интересно узнать, а где же живут эти животные? Кто знает?

(Выслушиваются ответы детей)

– Итак, сегодня мы должны ответить на вопрос: Где живут белые медведи?

(На доске открывается тема урока)

– А поможет нам узнать об этом волшебный цветок Цветик-семицветик.

(Учитель показывает цветок)

4. Работа над новым материалом.

– Мы с вами отправляемся в путешествие вместе с девочкой Женей из сказки Валентина Катаева “Цветик – семицветик”.

Повторяйте за мной.

Физкультминутка.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Будь по-моему вели. (2 раза)

– Вели оказаться там, где живут белые медведи.

(Ученики садятся за парты)

– “Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась ночь. Женя, как была, в летнем платьице, с голыми ногами, одна– одинёшенька оказалась здесь, а мороз-то 100 градусов. “Ай, мамочка, замерзаю, -закричала Женя и стала плакать, но слёзы тут же превратились в сосульки и повисли на носу. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямёхонько к девочке, один другого страшнее”.

– Где же оказалась Женя?

– Где же оказались мы, ребята?

– Кругом снег, лёд, здесь очень холодно.(на Севере, на Северном полюсе)

(Учитель прикрепляет на доску рисунки с изображением севера)

– Покажите север на глобусе. Что вы знаете о Северном полюсе? (там холодно, там нет городов, там никто не живёт)

– Нам нужно срочно вооружиться всем необходимым.

– Откройте Рабочие тетради по закладке на странице 31. Найдите задание №1. Рассмотрите рисунок. Обведите простым карандашом в кружок то, что понадобится на севере.

(Идёт самостоятельная работа учащихся).

– Проверяем. Что нам понадобится на севере?

(Ответы учащихся: шапка, лыжи, шуба, варежки, снегоход)

– Закрыли Рабочие тетради, убрали их на краешек парты.

– На Земле есть очень холодный район – это Северный Ледовитый океан.

(Учитель показывает на глобусе). Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс.

– Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить животные? (да)

– Откройте учебник по закладке на странице 72. Внимательно рассмотрите. Прочитайте, кто нас встречает на Северном полюсе? (поморник, белый медведь, треска, морж, тюлень).

– Но всё-таки хозяин на Северном полюсе – это, конечно, белый медведь. Вот какие сведения о белом медведе приготовила для вас Мудрая Черепаха.

Белые медведи обитают на Северном полюсе, среди вечных льдов и снегов. Это самое большое, самое сильное животное из семейства медвежьих. Он весит примерно 700 кг, а длина его туловища достигает 3-х метров. Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела, поэтому им не страшны даже самые лютые морозы.

Белые медведи – отличные пловцы, могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому они всегда остаются сухими.

Излюбленная пища белых медведей – тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца.

– Сейчас я прочитаю вам рассказ о жизни белого медведя, а потом задам вопрос. Слушайте внимательно.

Куда ни погляди – везде лёд, лёд, лёд. И всюду белым-бело. Здесь и живёт белый медведь. Вот высоко на вершину ледяной глыбы взобрался. Как с капитанского мостика, поглядывает вокруг. Ага, тюленя заметил. Насторожился. Теперь одна задача: незаметно подкрасться к нему. Шуба, конечно, не выдаст. Белая она, на фоне снега и льда неприметная. Только нос чёрный – ох уж этот уголёк! Но медведь догадлив. Нос лапой прикрыл. И получился не медведь, а сугроб. Искусно замаскировался… “Сугроб” осторожно пополз к добыче. Но вдруг край льдины хрустнул под ним. И неудивительно: полтонны весит медведь. Услыхал тюлень тот хруст и был таков: в воду соскользнул… Не повезло медведю!

– На кого охотился белый медведь? (на тюленя)

– Как замаскировался медведь? (прикрыл нос лапой)

– Удалось ли медведю поймать добычу? Почему? (нет, хрустнул лёд)

– Итак, ребята, где же живут белые медведи? Покажите на глобусе. (на Северном полюсе)

– Посмотрите на глобус. Что мы видим на противоположной от Северного полюса стороне? ( Южный полюс)

– Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой. Отправимся туда в путешествие? (да). Тогда достаём наш волшебный цветок и произносим волшебные слова.

Физкультминутка.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Будь по-моему вели.

Вели, чтобы оказались мы с ребятами на Южном полюсе.

– Итак, мы с вами на Южном полюсе, в Антарктиде. Как вы думаете, надо ли снимать здесь тёплую одежду? (нет, потому что здесь тоже холодно)

– Посмотрите, каким цветом обозначена Антарктида на глобусе? (белым) Это участок суши, покрытый толстым слоем льда. В этом районе Земли расположен Южный полюс.

– Посмотрите в учебнике на следующую страницу, страницу 73. Прочитайте, какие животные живут в Антарктиде? (Альбатрос, пингвины, морской леопард, ледяная рыба)

– Самый яркий представитель животного мира Антарктиды – это, конечно, пингвины. Об этих и других удивительных животных рассказывает серия журналов для детей “Ребятам о зверятах”, которые продаются сейчас у нас в городе в киосках Информпечати. И вот как раз первый номер этого журнала был посвящён пингвинам. Посмотреть журнал вы можете на перемене, а я предлагаю вашему вниманию небольшой отрывок из фильма о пингвинах.

(Просмотр отрывка на DVD)

– О каком животном говорилось в фильме? (об императорских пингвинах)

– Кто запомнил рост и вес пингвина, какой он? (1 м, 30 кг)

– Для чего нужны пингвинам крылья? (чтобы быстро плавать)

– Ну, что ж ребята, наше путешествие подходит к завершению и пора возвращаться домой. А поможет нам в этом…(Цветик-семицветик)

Физкультминутка

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы мы оказались в 1 б классе школы №43.

– Вот снова мы оказались в нашем гостеприимном классе. Давайте повторим то, что мы сегодня вместе с нашим Муравьишкой узнали.

5. Итог урока.

– На доске – схематический рисунок глобуса (или карта полушарий?)

– В каких самых холодных районах Земли мы сегодня побывали? (Северный Ледовитый океан и Антарктида)

– Покажите на глобусе.

– Какие полюса здесь расположены? Прикрепите карточки на доску.

(дети прикрепляют на рисунок глобуса: “Северный полюс”, “Южный полюс”)

– Чем похожи эти районы? (здесь холодно, много снега и льда)

– Одни и те же или разные животные встретятся в этих районах? (разные)

– Ребята, а теперь давайте ответим на вопрос Муравьишки-Вопросика и правильно прикрепим фигурки животных туда, где они обитают.

(Учащиеся прикрепляют с помощью магнитов на схематический рисунок глобуса на доске карточки с животными: белые медведи и пингвины к Северному и Южному полюсу соответственно)

– А Мудрая Черепаха приготовила для вас очень интересный вопрос.

– Подумайте, охотятся ли белые медведи на пингвинов? (нет, потому что они живут в разных районах Земли).

Презентация