Задачи урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении курса географии своего региона.
- Развивать познавательный интерес к изучению родного края.
Оборудование: настенные карты и атласы Астраханской области, контурные карты, картины, фото, слайды, стихи, стенды, папки-раскладушки, рефераты учащихся по географии своей области, продукция местных предприятий, блюда местной кухни и др. На доске – эпиграф:
Есть, возможно, уголок красивей
Есть богаче, шире есть края,
Но из всей моей России
Ближе к сердцу Астрахань моя.
Учащиеся класса делятся на две команды. Для оценки ответов выбирается жюри. Вести конкурс может учитель или ведущий из числа старшеклассников. Конкурс состоит из трех туров, каждый из которых включает несколько заданий.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР
Задание 1. Разминка. “Один – за всех и все – за одного”
Вопросы задаются каждой команде по очереди. Право начинать игру разыгрывается между командами при помощи жеребьевки. За каждый правильный ответ командам начисляется один балл. Если какая-либо команда не отвечает на вопрос, ответить и заработать балл дополнительно может другая команда.
В о п р о с ы
1. Где берет начало река Волга?
2. В каком направлении простирается Астраханская область? Какова ее протяженность и площадь?
3. Какое полезное ископаемое в области используется как топливо?
4. Как называется низменность в пределах которой расположена область?
5. На скольких островах расположена Астрахань?
6. Сколько административных районов в Астраханской области?
7. Как называются озера в дельте Волги?
8. За какие заслуги Петр Первый был избран почетным членом Парижской академии наук?
9. Какой район образовался в Астраханской области в 1980 году, как называется его районный центр?
10. Сколько городов в Астраханской области?
11. С какими государствами граничит Астраханская область?
12. Какова относительная высота г. Большое Богдо?
13. Какой из районов Астраханской области самый маленький?
14. Какой орех растет не на дереве, а на воде?
15. К какому веку относятся первые упоминания об Астрахани?
16. Какая часть архитектурного ансамбля Кремля сохранилась только в Астрахани и Москве? Каково ее назначение?
17. Назовите астраханца- первого Российского академика словесности.
18. Почему Житная башня Астраханского Кремля имеет такое название?
19. Как называется легкая пористая порода белого цвета – одно из полезных ископаемых области?
20. Какого представителя из фауны севера можно встретить на Каспии?
Задание 2. “Что лишнее?” или “Белая ворона”
Каждой команде предлагаются карточки, на которых перечислены различные географические объекты. Из каждой перечисленной группы объектов надо выбрать лишний объект (“белую ворону”), который не относится к Астраханской области. За каждый правильный ответ начисляется один балл.
Карточка 1
Что лишнее? Обоснуй свой выбор.
- Казахстан, Калмыкия, Башкирия
- Бахтимир, Ловать, Кизань
- Тинаки, Ханка, Баскунчак
- Глина, нефть, уголь
- Икрянинский, Красноярский, Началовский
Карточка 2
- Калмыкия, Волгоградская, Свердловская
- Печора, Бузан, Ахтуба
- Камызяк, Знаменск, Воскресенск
- Газ, золото, гипс
- Володарский, Лиманский, Фунтовский
Задание 3. “Отгадай город”
По описанию надо отгадать города Астраханской области. Если команде удается узнать город по первому предложению, то ей начисляется 5 баллов, по второму – 4 балла, по третьему – 3 балла, по четвертому – 2 балла, по пятому – 1 балл. В случае, если команде не удается угадать город, то она не получает ни одного балла. Описание городов для отгадки зачитывается командам по очереди. Если одна из команд не отгадает город, то другая команда может заработать дополнительные очки.
Вариант 1
1. Районный центр области, в 35 км к югу от Астрахани. Расположен в дельте Волги. Город – с 1973. Центр сельскохозяйственного района с пищевыми предприятиями. НИИ орошаемого овощеводства и бахчеводства.
2. Город на левом берегу реки (рукав Волги). В переводе с тюркского означает “глубокая река”. Преобразован в город в 1959 году из трех населенных пунктов. Перевалочный пункт предприятия “Бассоль”. Мемориальный комплекс, посвященный авиации и погибшим летчикам-испытателям.
Вариант 2
1. Город на правом берегу Волги. Назван в честь советского государственного и партийного деятеля. Самый молодой город области (1984). На территории города расположен завод по производству блок-модулей верхних строений плавучих буровых установок “Лотос”. Население 11,6 тыс. чел.
2. Город расположен на левом берегу реки Ахтуба. В переводе с калмыцкого означает “черный бугор”. Первое поселение основано беглыми крепостными в ХУШ веке. В 40 км к югу расположен археологический памятник 13 в. Сарай-Бату. Статус города – с 1974 года.
Задание 4. “Самое, самое” (географические чемпионы)
Командам выдаются карточки с вопросами. За 2-3 минуты необходимо ответить на вопросы, определив географические объекты - чемпионы родного края. После выполнения задания можно предложить представителю от каждой команды показать определенные им географические объекты на карте. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Карточка 1
- Самое большое по площади озеро Астраханской области.
- Самая высокая точка области.
- Самый маленький район области.
- Самый древний город Астраханской земли, который первым упоминается в летописи.
- Самый большой по численности населения город.
- Самый северный район области.
- Самая южная крайняя точка области.
- Самое длинное время года.
- Самая крупная рыба осетровых пород.
Карточка 2
- Самые низкие места в области.
- Самый большой район области.
- Самый молодой город области.
- Самый южный район области.
- Самая северная крайняя точка области.
- Самый короткий сезон года.
- Самое лечебное озеро области.
- Самая небольшая из всех осетровых Волго-Каспия.
- Самый молодой район области.
Задание 5. “Найди ошибки”
Команды получают карточки с заданием – в предложенном тексте найти и подчеркнуть географические ошибки. За каждую найденную ошибку начисляется 0,5 балла.
Вариант 1
“Астраханская область расположена на северо-западе Восточно-Европейской равнины в пределах Прикаспийской низменности. Она граничит с 2 государствами и 2 областями Российской федерации. Область не имеет выхода в океан. Крайние точки области находятся: северная – в Ахтубинском районе, южная – в Камызякском, западная – в Черноярском, восточная – в Приволжском районах. Протяженность Астраханской области с севера на юг – 400 км. Высшая точка области – гора Большое Богдо, находится на северо-западе области. Климат области умеренный морской. В течении года преобладает неустойчивая погода. По территории области протекают реки: Волга, Ахтуба, Кизань, Бахтемир, Урал. Озеро Баскунчак по площади является самым крупным”.
Вариант 2
“Астраханская область расположена в пределах лесной зоны, в подзонах тайги, смешанных и широколиственных лесов. Наиболее распространенными почвами на ее территории являются светло-каштановые и бурые полупустынные почвы. В области в настоящее время проживает 1024,3 тыс. чел., в том числе в городах – 33%.Население области многонационально по составу. Здесь живут представители более 100 национальностей. Наиболее крупными народами являются казахи, татары, калмыки. Основными отраслями специализации промышленности являются: судостроение и судоремонт, топливная промышленность. В сельском хозяйстве области животноводство преобладает над растениеводством. Получили развитие овцеводство, скотоводство, коневодство. Выращивают зерновые, овощные, картофель, лен, хлопок”.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ТУР
Задание 1. “Собери карту”
Каждой команде предлагается собрать на скорость карту Астраханской области из разрезанных частей. Команда первая и правильно собравшая карту, получает 3 балла, другая – в зависимости от объема выполненной работы (от 0-2 баллов).
Если же обе команды одновременно и правильно собрали карту, то получают по 3 балла.
Задание 2. Конкурс художников – защитников природы
Командам предлагается нарисовать плакат в защиту природы своей местности. Это может сделать один представитель от каждой команды прямо во время игры. В этом случае для подготовки отводится некоторое время, художники сдают свои рисунки в конце игры. Возможно и выполнение этого задания заранее до игры.
При оценке этого конкурса необходимо использовать следующие критерии: а) отражение в содержании заданной темы; б) художественное оформление; в) оригинальность; г) само представление (“защита”) плакатов. Поэтому максимальное количество баллов за данный может быть 4 балла.
Задание 3. “Знаешь ли ты карту”
Команды должны нанести на контурную карту Астраханской области предложенные объекты. За каждый правильно нанесенный объект дается 1 балл.
Вариант 1
Названия районов, в которых находятся крайние северная и восточная точки области; Прикаспийская низменность; реки – Ахтуба, Кизань; озеро Тинаки; города – Нариманов, Знаменск, Камызяк; населенные пункты – Бирюковка, Икряное, Лиман.
Вариант 2
Названия районов, в которых находятся крайние южная и западная точки области; гора Большое Богдо; реки – Бахтимир, Волга; озеро Баскунчак; города – Астрахань, Ахтубинск, Харабали; населенные пункты – Началово, Енотаевка, Яксатово.
Задание 4. “Что это?”
Команды получают фотографии с одним из географических объектов области и должны определить что это за объект, где располагается и более полно рассказать о нем. Максимальный балл 5 (1 балл за определение объекта, 1 балл за определение местоположения, и от одного до трех за полноту раскрытия информации).
Вариант 1
Успенский Собор <Рисунок 1>, Озеро Баскунчак <Рисунок 2>, Кувшинка белая <Рисунок 3>.
Вариант 2
Храм Святого Владимира <Рисунок 4>, Гора Большое Богдо <Рисунок 5>, Лотос <Рисунок 6>.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Задание 1. “Ты – мне, я – тебе”
Команды обмениваются вопросами, которые подготовлены заранее. Количество вопросов должно быть ограничено. Оптимально их число может составить от 3 до 5. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Задание 2. “Приезжайте в гости к нам”
Данное задание состоит из трех частей. Каждая из них оценивается 3 баллами. Таким образом, максимально за это задание можно получить 9 баллов. Участники каждой команды могут проявить свою находчивость и изобретательность: подготовить иллюстрации, фотографии, слайды, рисунки, стихи, сувениры, блюда местной кухни и т.п. Жюри может добавить баллы за оригинальность представления.
Часть 1. “Достопримечательности области”.
Представьте, что к вам в гости приехали школьники из другой области России или зарубежной страны, и вам надо провести экскурсию для них. С какими самыми интересными местами родного края вы бы познакомили гостей? Что бы вы рассказали им об этих достопримечательностях? Для характеристики выберите 3 объекта.
Часть 2. “Хлеб да соль!”
Итак, гости познакомились с некоторыми уголками Астраханской области. Но экскурсия будет далеко не полной, если они не отведают местных деликатесов. Чем вы бы угостили своих друзей? Составьте меню из трех блюд. Назовите предприятия нашей области, производящие предложенные вами продукты питания.
Часть 3. “Подарок гостям!”
Но вот пришла пора прощаться со своими гостями. Все знают, что астраханцы – гостеприимные люди. Какой подарок вы бы хотели подарить своим друзьям на память о нашем крае? Какие предприятия области выпускают предложенную продукцию? Какое местное сырье используют для его производства?
В конце урока члены жюри подводят итоги конкурса, награждают команду-победительницу, отмечают самых активных участников.