Сущность модульной технологии состоит в том, что взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально новой основе: с помощью учебных элементов (модулей) обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня подготовки. Учащийся полностью самостоятельно работает над предложенной ему индивидуальной программой, включающей в себя целевой план действий, информацию и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Успешность модульного обучения предопределяется соблюдением паритетных взаимоотношений между педагогом и учащимися. Принцип модульного обучения выражает, прежде всего, целенаправленность обучения, которая способствует формированию мотивации в обучении. Использовать модульную технологию можно как при изучении новых тем, которые учащиеся способны освоить самостоятельно (материал основан на ранее изученном), так и при закреплении, обобщении и систематизации изученного материала. Учитель на этих уроках выполняет роль консультанта, корректирует и направляет работу ученика. Все эти условия являются благотворной почвой для развития у учащихся способностей использовать имеющиеся знания в новых ситуациях. Модульное обучение обеспечивает самостоятельность приобретения дополнительных знаний к уже известным и осуществление их переноса в новые условия, ученик учится самостоятельно организовывать усвоение нового материала.
Модульный урок дает возможность решить задачу дифференциации, причем данная методика способствует осознанному подходу учащихся к обучению, дает возможность сориентироваться в предложенном материале и выбрать уровень по своим знаниям, а также формирует стремление к освоению более сложного материала темы. Кроме того, модульный урок позволяет дать материал не только в большем объеме, но и углубить и расширить знания, умения и навыки по данной теме.
Рассмотрим примерную логическую структуру содержания урока по модульной технологии
Учебный элемент (модуль) |
Содержание учебного модуля |
УЭ 0 |
Постановка целей урока |
УЭ 1 |
Входной контроль. Повторение изученного |
УЭ 2 |
Изучение теоретического материала по новой теме |
УЭ 3 |
Закрепление материала |
УЭ 4 |
Самопроверка |
УЭ 5 |
Осмысление (рефлексия) |
УЭ 6 |
Экспертный контроль |
Домашнее задание |
Несмотря на то, что модульный урок при подготовке требует большой затраты времени (обдумывание темы и хода урока, подбор материала, оформление урока), он облегчает работу учителя во время урока. В процессе работы по модульной технологии происходит накопление материала, что ведет к уменьшению времени подготовки.
Рассмотрим, как можно использовать данную технологию.
Возьмем, к примеру, урок физики в 8-м классе по теме “Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца”. Данный урок стоит в конце темы “Электрические явления”, материал урока не является сложным для самостоятельного изучения, т. к. у учащихся к этому времени уже имеется багаж знаний по теме и отработан навык решения задач.
Логическая структура содержания данного урока по модульной технологии может выглядеть так.
- Постановка целей урока.
- Повторение изученного по теме (входной контроль). Первые 5-7 минут можно посвятить проверке качества усвоения материала, для этого провести письменную работу по карточкам с разноуровневыми заданиями или провести устный опрос.
- Изучение теоретического материала по новой теме. Самостоятельная работа учащихся с использованием учебника и карты учащегося.
- Закрепление материала. Ответы на вопросы и решение задач.
- Самопроверка. Решение задач.
- Осмысление. Ученик возвращается к целям, поставленным в начале урока.
- Экспертный контроль. Ответы на вопросы учителя, небольшая по объему проверочная работа.
Например:
1В | Входной контроль | 2В | Входной контроль |
1 |
Что называют работой электрического тока? В чем измеряют? |
1 |
Что называют мощностью электрического тока? В чем ее измеряют? |
2 |
По проводнику, к концам которого приложено напряжение 10В, прошло 100Кл электричества. Определите работу тока. |
2 |
Какую работу совершит электрический ток в цепи в течение 1 с при силе тока 1А? Напряжение на концах проводника 1В. |
3В | Входной контроль | 4В | Входной контроль |
1 |
Какую работу совершит ток силой 3А за 10 мин при напряжении в цепи 15В? |
1 |
Определите работу тока в проводнике, ели при напряжении на его концах 5В по нему прошло количество электричества 100 Кл. |
2 |
К источнику тока напряжением 120В поочередно присоединяли на одно и то же время проводники сопротивлением 20 Ом и 40 Ом. В каком случае работа электрического тока была меньше и во сколько раз? |
2 |
Электрическая лампочка включена в цепь с напряжением 10В. Определите количество электричества, прошедшее через нить накала лампы, если известно, что при этом была совершена работа 150 Дж. |