Классный час "Война, священная, навеки в памяти людской"

Разделы: Классное руководство


Цель: воспитание милосердия, сострадания, отзывчивости.

Задачи:

  1. Через события Великой Отечественной войны показать национальные черты русского человека – сострадание, милосердие.
  2. Вызвать эмоциональный отклик на историческую эпоху, связанную с Великой Отечественной войной.
  3. Воспитание чувства патриотизма.

Эпиграф и тема классного часа появятся после пролога.

И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.

Э.Асадов.

Пролог.

 

Учитель. Совсем недавно, разбирая газетные вырезки, я нашла удивительный очерк, который тронул меня до глубины души. Хотелось бы поделиться с вами, услышать ваше мнение о произошедших в заметке событиях.

Чтение Очерка Д. Гранина “О Милосердии” до слов: “Раздумывая, вспоминал фронтовое время” …. (см. Приложение №1)

Учитель: Автор этого очерка – советский писатель, участник Великой Отечественной войны Даниил Гранин

q* (слайд, портрет).

Учитель: Скажите, какая главная проблема волнует писателя? (бездушие людей, равнодушие общества, безучастность к горю другого большинства современников, независимо от возраста и пола: проходили мимо и взрослые и дети, и молодые, и женщины, и мужчины)

Учитель: Какого человеческого качества не хватило людям, встретившим несчастного (сострадания, милосердия, отзывчивости).

q (название очерка)

Учитель: Как вы думаете, ситуация, произошедшая с писателем, исключительная?

Часто ли вы сталкиваетесь с равнодушием, отсутствием сострадания? (С такими ситуациями мы встречаемся зачастую)

Учитель: Судя по вашим ответам, тема милосердия актуальна и для нас. Именно о ней мы и поведем сегодня речь.

Завязка.

Учитель: Почему писатель “раздумывая, вспомнил фронтовое время”?

q (свеча) Какие ассоциации вызывает слово война? (Ответы учащихся)

Давайте прикоснемся к этой эпохе.

q (Ужасы войны)

После ответов обучающихся включается зрительный ряд “Ужасы войны”. (боль, отчаяние, страдание, смерть, разруха, голод, страх)

Разработка темы.

Учитель: Мы много раз говорили о тех страшных событиях в истории нашей страны, событиях, потрясших весь мир.

Опять война,
Опять блокада…
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: “Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне,
И о том горе прочитали
Стихов достаточно вполне”.
И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!

Эта война, самая народная и поистине самая священная из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества. Но еще бОльшим уроком проявления милосердия и добра. q (Эпиграф), название темы.

Кажется парадоксом, люди шли защищать свою родину, дом, детей, и шли убивать врага. А автор очерка, говоря о милосердии, вспоминает войну.

Почему? Было ли место на войне милосердию? Я знаю, что к этому классному часу многие из вас немало прочитали о тех страшных событиях. Можете ли вы привести примеры проявления милосердия на войне.

Дети отвечают примерами о милосердии (участвует весь класс, приводит заранее подготовленные эпизоды. Некоторые из них представлены в приложении № 2,3,4,)

Диалог и анализ этих сюжетов.

  1. Блокада и хлеб.
  2. q (Мать делит хлеб для детей),
    q (Встреча сына с отцом),
    q (Блокадный хлеб),

    Вопросы к анализу стихотворения В. Лившица

    Кто проявлял милосердие?
    Почему отец отдает кусочек хлеба сыну, а не жене?
    Почему мальчик отдает хлеб матери?
    Почему мать передает подарок отцу, а не ребенку?

    Вывод: каждый жертвует для близкого, а в целом для фронта и Победы- это и есть милосердие.

    Другие сюжеты. Выступления учащихся.(Представленные в приложении сюжеты найдены детьми заранее. Каждый классный руководитель, готовя по аналогии классный час может воспользоваться теми материалами, которые подберут его обучающиеся).

  3. Женщина, спасая раненого летчика, жертвует своими детьми.
  4. Рассказ о Матери Марии (Скобцовой). Проявление милосердия в нечеловеческих условиях в плену у фашистов. Мать Мария в концлагере идет на смерть, спасая пленную женщину, у которой трое детей.
  5. q После рассказа фрагмент фильма.
  6. q , q Корчак Я. Смерть с детьми.
  7. Отношение к немецким военнопленным.
  8. Учитель: Воинская дружба, взаимовыручка, поддержка, были на войне нужны не меньше чем патроны и снаряды. Давайте посмотрим фрагмент фильма “А зори здесь тихие” (фрагмент смерть Женьки Комельковой) и подумаем, как было проявлено милосердие. q (видео)
  9. Вопросы к анализу фрагмента: Кем было проявлено милосердие? Что вас особенно потрясло?

    Только подумайте, девчонки,19-20 лет. Они еще и жизни- то толком не видели, а тут война, смерть самых близких. Но не ожесточилось сердце не, стало равнодушным. Для Женьки иначе было невозможно, только пожертвовать собой ради подруги.

  10. Учитель: Тема “Женщина и война – особая”. Почему? Особые тяготы легли на их плечи: не только воевать наравне с мужчинами, но и оказывать помощь, спасать раненых – был их удел. Сестра, сестричка, так называли санитарок, или сестёр милосердия.
  11. Ученик: q О сестрах милосердия и стихи Друниной Ю. “Медсестра”
  12. Учитель: Посмотрим фрагмент фильма “Они сражались за Родину”, чтобы понять, почему их так звали. q

q Учитель: Такие люди не могли не победить! Они выстояли, выдержали войну, вынесли на своих плечах все ее тяготы и дошли до Берлина.

q Страшные бои развернулись на улицах перед Рейхстагом. Во время боя на улице, примыкавшей к "Ландверканалу", сержант Масалов услышал детский крик. Двинувшись ему навстречу, солдат обнаружил в полуразрушенном здании трехлетнюю девочку и, прикрывая ее своим телом, под пулями вынес малышку в безопасное место. Что это, как не подвиг милосердия. q Подумайте - немецкая девочка, возможно, дочь того, кто шел убивать русских детей, калечил их матерей, угонял в рабство сестер. q Но перед советским солдатом был ребенок, ему необходима была помощь. Рискуя своей жизнью, не задумываясь ни на минуту, солдат спасает его.

Это потрясло даже немцев.

И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой, спасенной на руках.

В Берлине, в Трептов-парке стоит памятник Советскому воину-освободителю! q Посмотрите на этот монумент.

Это фигура советского солдата, в одной руке которого – меч, разрубающий фашистскую свастику, на другой – спасенная из развалин поверженного Берлина маленькая немецкая девочка.

q Почему в руках у воина меч? Разве использовали такое оружие в великую Отечественную войну? (Нет, многие советовали скульптору поменять его на какое-нибудь современное оружие, к примеру, на автомат )

Почему Скульптор Евгений Вучетич изображает воина с мечом? (Показать историческую правду(традицию). От А. Невского до 1945 года так было, есть и будет: “Кто на Русь с мечом придет - от меча и погибнет!”)

Этот памятник – ответ на вопрос: “Хотят ли русские войны”

q X Звучит музыка “Хотят ли русские войны” (Да ,мы умеем воевать, но не хотим, чтобы опять…)

Да, мы умеем воевать, но q Россия начиналась не с меча, и потому она непобедима.

Мы ответили на вопрос, почему Даниил Гранин в сложившейся ситуации вспоминал фронтовое время. “Когда в голодной окопной жизни …. Дочитать…

Это предложение автора, а какое у вас будет предложения, какие чувства возникли? (Дети делают записи в тетрадь)

Закончился наш классный час о милосердии в Великой Отечественной войне.

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, Как силы, нам нужна…

Приложения