Цель: воспитание милосердия, сострадания, отзывчивости.
Задачи:
- Через события Великой Отечественной войны показать национальные черты русского человека – сострадание, милосердие.
- Вызвать эмоциональный отклик на историческую эпоху, связанную с Великой Отечественной войной.
- Воспитание чувства патриотизма.
Эпиграф и тема классного часа появятся после пролога.
И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
Э.Асадов.
Пролог.
Учитель. Совсем недавно, разбирая газетные вырезки, я нашла удивительный очерк, который тронул меня до глубины души. Хотелось бы поделиться с вами, услышать ваше мнение о произошедших в заметке событиях.
Чтение Очерка Д. Гранина “О Милосердии” до слов: “Раздумывая, вспоминал фронтовое время” …. (см. Приложение №1)
Учитель: Автор этого очерка – советский писатель, участник Великой Отечественной войны Даниил Гранин
q* (слайд, портрет).
Учитель: Скажите, какая главная проблема волнует писателя? (бездушие людей, равнодушие общества, безучастность к горю другого большинства современников, независимо от возраста и пола: проходили мимо и взрослые и дети, и молодые, и женщины, и мужчины)
Учитель: Какого человеческого качества не хватило людям, встретившим несчастного (сострадания, милосердия, отзывчивости).
q (название очерка)
Учитель: Как вы думаете, ситуация, произошедшая с писателем, исключительная?
Часто ли вы сталкиваетесь с равнодушием, отсутствием сострадания? (С такими ситуациями мы встречаемся зачастую)
Учитель: Судя по вашим ответам, тема милосердия актуальна и для нас. Именно о ней мы и поведем сегодня речь.
Завязка.
Учитель: Почему писатель “раздумывая, вспомнил фронтовое время”?
q (свеча) Какие ассоциации вызывает слово война? (Ответы учащихся)
Давайте прикоснемся к этой эпохе.
q (Ужасы войны)
После ответов обучающихся включается зрительный ряд “Ужасы войны”. (боль, отчаяние, страдание, смерть, разруха, голод, страх)
Разработка темы.
Учитель: Мы много раз говорили о тех страшных событиях в истории нашей страны, событиях, потрясших весь мир.
Опять война,
Опять блокада…
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: “Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне,
И о том горе прочитали
Стихов достаточно вполне”.
И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Эта война, самая народная и поистине самая священная из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества. Но еще бОльшим уроком проявления милосердия и добра. q (Эпиграф), название темы.
Кажется парадоксом, люди шли защищать свою родину, дом, детей, и шли убивать врага. А автор очерка, говоря о милосердии, вспоминает войну.
Почему? Было ли место на войне милосердию? Я знаю, что к этому классному часу многие из вас немало прочитали о тех страшных событиях. Можете ли вы привести примеры проявления милосердия на войне.
Дети отвечают примерами о милосердии (участвует весь класс, приводит заранее подготовленные эпизоды. Некоторые из них представлены в приложении № 2,3,4,)
Диалог и анализ этих сюжетов.
- Блокада и хлеб.
- Женщина, спасая раненого летчика, жертвует своими детьми.
- Рассказ о Матери Марии (Скобцовой). Проявление милосердия в нечеловеческих условиях в плену у фашистов. Мать Мария в концлагере идет на смерть, спасая пленную женщину, у которой трое детей.
- q После рассказа фрагмент фильма.
- q , q Корчак Я. Смерть с детьми.
- Отношение к немецким военнопленным.
- Учитель: Воинская дружба, взаимовыручка, поддержка, были на войне нужны не меньше чем патроны и снаряды. Давайте посмотрим фрагмент фильма “А зори здесь тихие” (фрагмент смерть Женьки Комельковой) и подумаем, как было проявлено милосердие. q (видео)
- Учитель: Тема “Женщина и война – особая”. Почему? Особые тяготы легли на их плечи: не только воевать наравне с мужчинами, но и оказывать помощь, спасать раненых – был их удел. Сестра, сестричка, так называли санитарок, или сестёр милосердия.
- Ученик: q О сестрах милосердия и стихи Друниной Ю. “Медсестра”
- Учитель: Посмотрим фрагмент фильма “Они сражались за Родину”, чтобы понять, почему их так звали. q
q (Мать делит хлеб для детей),
q (Встреча сына с отцом),
q (Блокадный хлеб),
Вопросы к анализу стихотворения В. Лившица
Кто проявлял милосердие?
Почему отец отдает кусочек хлеба сыну, а не жене?
Почему мальчик отдает хлеб матери?
Почему мать передает подарок отцу, а не ребенку?
Вывод: каждый жертвует для близкого, а в целом для фронта и Победы- это и есть милосердие.
Другие сюжеты. Выступления учащихся.(Представленные в приложении сюжеты найдены детьми заранее. Каждый классный руководитель, готовя по аналогии классный час может воспользоваться теми материалами, которые подберут его обучающиеся).
Вопросы к анализу фрагмента: Кем было проявлено милосердие? Что вас особенно потрясло?
Только подумайте, девчонки,19-20 лет. Они еще и жизни- то толком не видели, а тут война, смерть самых близких. Но не ожесточилось сердце не, стало равнодушным. Для Женьки иначе было невозможно, только пожертвовать собой ради подруги.
q Учитель: Такие люди не могли не победить! Они выстояли, выдержали войну, вынесли на своих плечах все ее тяготы и дошли до Берлина.
q Страшные бои развернулись на улицах перед Рейхстагом. Во время боя на улице, примыкавшей к "Ландверканалу", сержант Масалов услышал детский крик. Двинувшись ему навстречу, солдат обнаружил в полуразрушенном здании трехлетнюю девочку и, прикрывая ее своим телом, под пулями вынес малышку в безопасное место. Что это, как не подвиг милосердия. q Подумайте - немецкая девочка, возможно, дочь того, кто шел убивать русских детей, калечил их матерей, угонял в рабство сестер. q Но перед советским солдатом был ребенок, ему необходима была помощь. Рискуя своей жизнью, не задумываясь ни на минуту, солдат спасает его.
Это потрясло даже немцев.
И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой, спасенной на руках.
В Берлине, в Трептов-парке стоит памятник Советскому воину-освободителю! q Посмотрите на этот монумент.
Это фигура советского солдата, в одной руке которого – меч, разрубающий фашистскую свастику, на другой – спасенная из развалин поверженного Берлина маленькая немецкая девочка.
q Почему в руках у воина меч? Разве использовали такое оружие в великую Отечественную войну? (Нет, многие советовали скульптору поменять его на какое-нибудь современное оружие, к примеру, на автомат )
Почему Скульптор Евгений Вучетич изображает воина с мечом? (Показать историческую правду(традицию). От А. Невского до 1945 года так было, есть и будет: “Кто на Русь с мечом придет - от меча и погибнет!”)
Этот памятник – ответ на вопрос: “Хотят ли русские войны”
q X Звучит музыка “Хотят ли русские войны” (Да ,мы умеем воевать, но не хотим, чтобы опять…)
Да, мы умеем воевать, но q Россия начиналась не с меча, и потому она непобедима.
Мы ответили на вопрос, почему Даниил Гранин в сложившейся ситуации вспоминал фронтовое время. “Когда в голодной окопной жизни …. Дочитать…
Это предложение автора, а какое у вас будет предложения, какие чувства возникли? (Дети делают записи в тетрадь)
Закончился наш классный час о милосердии в Великой Отечественной войне.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, Как силы, нам нужна…