Цели урока:
- Знакомство учащихся с историей Купинского района, вкладом района в победу в Великой Отечественной войне; выявление особенностей жизни людей в годы войны.
- Формирование умения работать в группе, пользоваться статистическим материалом, анализировать содержание архивных документов, делать выводы, объяснять, систематизировать, классифицировать.
- Развитие любви к своей малой родине, творчества, способности к самопознанию и индивидуальности.
Оборудование.
Атлас Новосибирской области, районная газета “Маяк Кулунды”, статистический материал из фонда историко-краеведческого музея в г. Купине, материал архивного отдела администрации Купинского района, книга В. Крестелева “На купинской земле”, фотографии, проспекты, мультимедийная презентация.
Новые термины.
Фабрично-заводские училища, патронат, ремесленные училища.
Ход урока
1. Организационный момент
.2. Актуализация опорных знаний. Мотивация.
2.1. Звучит гимн города Купина. 1 часть.
Слайды “Наш город сегодня”. Презентация подготовлена учениками 8-х классов.
Слова и музыка А. Тимонова.
На этой земле, средь бескрайних степей,
В суровом краю, что Сибирью зовётся,
Мы любим, живём и рожаем детей,
Ведь Купино – малая родина наша.
2.2. 65-летию Великой Победы посвящается.
Опережающее задание. Стихи о ветеранах читают ученики.
“Всё меньше остаётся их,
Седых защитников народа,
Что приближали счастья миг,
К победе шли четыре года”.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему нам нужно знать историю своего города и района, как жили люди в годы войны, что сделали для победы? Какими они были – земляки сороковых? Чем 14-летние подростки военных лет похожи на нас? Это цель нашего урока.
3. Изучение нового материала.
3.1. Учитель. 22 июня 1941 год. Чем печально памятна эта дата?
В первые дни войны начинается мобилизация мужчин призывных возрастов, в это время на фронт уходят свыше 1645 жителей Купинского района. Всего за годы войны было призвано свыше 14 тысяч человек и около 6 тысяч погибли.
Задание классу.
По статистическим материалам определите численность населения района до войны и после неё. Вывод запишите в тетрадь.
3.2. Учитель. 5 наших земляков были удостоены звания – Герой Советского Союза. Назовите эти имена.
Сообщения учащихся, получивших опережающее домашнее задание.
Демонстрация на экране фотографий героев.
Наши герои – Бельский А.И., Ершов А.И., Мартынов И.С., Мычко И.И., Матюнин М.Г.
Беседа. Знают ли, помнят ли купинцы своих героев – земляков? Приведите примеры.
Знакомство с материалами районной газеты “Маяк Кулунды”.
Улицы в городе Купине, названные в честь героев – земляков. 46 объектов историко–культурного наследия, посвящённых участникам Великой Отечественной войны: 6 мемориалов, 3 памятника, 37 обелисков. Мемориальный комплекс “Героям фронта и тыла”, состоящий из памятника и стелы с именами погибших. Не менее важна память в сердцах людей. Фронтовики в семьях учеников класса.
3.3. Учитель. Как жилось в тылу нашим женщинам и детям?
Работа в группах с материалом из архива. Группе даётся весь материал. Анализ и вывод делаются по одному заданию в группе. Обсуждаются со всеми группами. Записываются все выводы. Можно записать своё личное мнение по вопросу.
1. Государственный план хлебозаготовок выполнен:
в 1940 г. – на 42,3%;
в 1941 г. – на 109%;
в 1942 г. – на 95,5%;
в 1943 г. – на 38,6%;
в 1944 г. – на 62,3%.
2. В среднем по району на трудодень выдавали:
в 1941 г. – зерна 0,730 г, денег 39 коп;
в 1942 г. – 0,650 г, 56 коп;
в 1943 г. – 0,415 г, 80 коп;
в 1944 г. – 0,813 г, 87 коп.
3. Дневной паёк хлеба по карточкам в годы войны состоял – 600 г на рабочего, 400 г на служащего, 200 г на ребёнка.
4. В 1942 году был введён в эксплуатацию механизированный рыбный завод, увеличились производственные мощности мясокомбината и вагоноремонтного депо. 12 января 1944 года рабочий посёлок Купино преобразован в город районного подчинения.
5. В связи с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) “О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации” на 20 сентября 1943 года купинцы отправили в фонд помощи воронежцам 344 головы крупного рогатого скота, 437 овец, 21 плуг, 184 бороны. За трудовые достижения в 1944 году Купинский район был награждён Красным Знаменем комитета обороны.
3.4. Образование и культура.
В годы войны в районе действовали 22 избы – читальни, 3 библиотеки, Дом Культуры в городе Купине, 13 неполных школ, 34 начальных и 2 средние школы.
Беседа. Ребята, какие культурные и образовательные учреждения сегодня есть в городе? Какие проблемы, связанные с детьми, сегодня есть в районе?
А вот факты на 1945 год. 343 ребёнка остались без родителей (из них 307 – дети воинов Красной Армии). В детском доме г. Купина – 126 детей. 108 – были устроены в детские дома области. Направлены в ФЗУ и ремесленные училища – 38 подростков. 24 ребёнка взяли на патронат. Усыновлены – 24. 13 детей были под наблюдением общественности до возвращения родителей.
Вывод: проблема сиротства общая, а причины разные.
3.5. Здравоохранение.
В 1942 году в Купине был открыт эвакуационный госпиталь. Кто знает, в каких учреждениях, существующих и ныне, лечили раненых бойцов?
3.6. Купинский район принял эвакуированных людей.
Работа с атласом Новосибирской области. Определение площади района, природных, климатических характеристик. Вывод.
Индивидуальная работа учащихся со статистической информацией.
Учитель: а) составьте таблицу “Половозрастной состав эвакуированного населения и его трудоустройство в Купинском районе”;
Пример.
Всего в район эвакуировано: 4150 человек, из них | Всего трудоустроено: 1101 человек | |||||
мужского пола | женского пола | детей до 14 лет | в колхозах | на предприятиях | на транспорте | в других организациях |
1249 | 2901 | 1470 | 600 | 187 | 113 | 201 |
б) составьте диаграмму “Численность и география эвакуированных жителей” по следующему архивному материалу.
Эвакуировано из Белорусской ССР – 64 человека, Украинской ССР – 203, Молдавской ССР- 4, Эстонской ССР – 3, Карело – Финской ССР – 48, Латвийской ССР – 1, Литовской ССР – 1, города Ленинграда – 2253, Ленинградской области – 1104, Мурманской области -12. Калининской – 30,Смоленской – 62, города Москвы -70, Тульской области – 1, Курской- 34, Воронежской – 28, Ростовской – 15, Сталинградской -14, прочих республик и областей 119.
Сделайте вывод.
4. Закрепление изученного материала.
Работа с книгой В. Крестелева “На купинской земле”.
Книга учениками прочитана ранее, также использовалась на уроках истории, географии Новосибирской области.
О каком факте из книги вам хотелось бы поговорить? Почему? Ваше личное мнение о людях, живших в годы войны. Помогает ли знание жизни людей в военное время вашему жизненному опыту?
5. Подведение итогов урока.
Оценивание работы в группах. Уровень выполнения индивидуальных заданий. Активность на уроке. Эмоциональная мотивация. Мнение учащихся о достижении цели нашего урока.
Цель: почему нам нужно знать историю своего города и района, как жили люди в годы войны, что сделали для победы? Какими они были – земляки сороковых? Чем 14-летние подростки военных лет похожи на нас?
Рефлексия.
Мне на уроке удалось…
Узнать, научиться…
Мои результаты работа в группе…
Индивидуальные результаты работы…
Вывод:
Купино – малая родина наша.
Звучит гимн города Купина. 2 часть.
Литература.
- Архивный отдел администрации Купинского района. Ф. 1. Оп. 1. Д. 16. Л.14.
- Вощихин В.П. На сибирском просторе. Спб; 1912. С.27.
- Горбатова О.Н. География. 6-11 классы. Технология решения творческих задач. Издательство “Учитель”. Волгоград. 2009.
- Крестелев В. На купинской земле. Новосибирск. “Новосибирский полиграфкомбинат”. 2004.
- Наша малая родина. Хрестоматия по Новосибирской области. 1921-1991 г. Составитель Баландин В.И. Новосибирск. 1997. С. 224.
- Фонд историко-краеведческого музея. Ф.1. Оп. 1. Д.1. Л.14, 48, 54. Д.2. Л.18. Д.5.л. 25.