Задачи: познакомить учащихся с историей письменности и книги, пробудить интерес к чтению.
Время реализации: 40 минут.
Целесообразность использования медиопродукта на занятии:
- интенсификация учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала);
- повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения библиотекарем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
- формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации);
- развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
Необходимое оборудование: компьютер, медиапроектор, книжная выставка.
Авторский медиопродукт: наглядная презентация.
Содержание разработки:
Комментарий хода урока | Время | Слайды | Развитие личных качеств и психических процессов | |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | |||
Название темы | 1 | 1 | ||
Эпиграф | 1 | 2 | ||
Рассказ библиотекаря о наскальных рисунках. Беседа с учащимися “Что бы это значило?” | 4 | 3 | Внимание Мышление Воображение |
Умение формулировать ответы
|
Рассказ библиотекаря об узелковом письме | 4 | 4 | Внимание | |
Рассказ библиотекаря о сказителях | 2 | 5 | Внимание | |
Рассуждение “Какими знаками мы пользуемся в настоящее время, и в каких ситуациях” | 3 | 6 | Память Мышление Воображение |
Развитие речи |
Рассказ библиотекаря о возникновении письменности | 10 | С 8 по 13 | Внимание | |
Рассказ библиотекаря о возникновении русского алфавита | 10 | С 14 по 18 | Внимание |
|
Беседа по теме Подведение итогов |
5 | 19 | Активность Организованность Умение формулировать ответы |
Право, нет ничего выше книг
ХОД УРОКА
1. Слово библиотекаря.
Давным-давно, в каменном веке, люди не знали букв, не знали, что слова можно записывать. Пока они жили небольшими племенами, все было хорошо – то, что нужно, можно было сказать словами. Но вот племена становились все больше, и вот появилась необходимость сообщать друг другу различные сведения: например, где лучше охотиться, где живут враждебные племена.. На словах передать становилось все труднее – ведь трудно было обойти всех. И вот люди придумали делать небольшие рисунки на камнях или на деревяшках и передавать другим. А на рисунках изображать то, что нужно сообщить. Скажем, на рисунке изображен медведь, стрелка и три палочки. Это значит: в трех днях пути водятся медведи.
Но вскоре пользоваться такими рисунками стало все труднее. Ведь так нарисовать можно только простые сообщения. А длинные предложения рисовать трудно и долго, да и не у всех получаются ясные, понятные рисунки: у какого-нибудь неумелого рисовальщика медведь мог походить на сову, а человек на лягушку. Вот и разберись, что он хотел сказать?
До появления письменности человек пользовался и другими способами запоминания и передачи информации. Один из них – УЗЕЛКОВОЕ ПИСЬМО (Презентация).
Им владели древние китайцы, персы, мексиканцы. Особенно преуспели в этом деле жители Перу в Южной Америке. В этой стране и сейчас еще встречаются пастухи, знающие язык узелков.
Для узелкового письма требовалась толстая веревка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль. Привязывал к толстой веревке шнурок особым способом, в зависимости от содержания информации. Чем ближе к веревке был узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь. Черный узел обозначал смерть, белый - серебро или мир, желтый - золото, зеленый - хлеб. Если узел не был окрашен, он обозначал число: простые узлы – десятки, двойные – сотни, тройные – тысячи. Чтобы прочитать такое письмо, нужно было обращать внимание на самые мельчайшие детали: толщину шнурка, как завязан узел, какие узлы рядом, соединены они между собой или нет.
У некоторых племен вместо шнурков и веревок для узелкового письма использовались морские раковины. Их распиливали на маленькие пластинки и нанизывали на нитки. Из ниток получалось целое ожерелье. Принцип передачи информации был тем же – по цвету. Свое древнее значение цвета сохранили и сейчас. Враг выбрасывает белый флаг – просит перемирия, человек весь в черном – траур по умершему. А сигналы на путях движения транспорта? Это ведь тоже сохранившееся до нашего времени цветовое письмо.
На смену узелковому письму пришло письмо в картинках. Рисунок, высеченный на могильной плите, рассказывал историю человека, который был погребен под ней. Зачастую такими рисунками человек украшал свое тело. Татуировка имела свое значение – узоры говорили о числе походов, побед, о силе и доблести человека.
Историки рассказывают, например, случай, когда скифы, населявшие в древности южную Россию, послали однажды персам птицу, мышь, лягушку и пять стрел .
Смысл этого послания следовало понимать так: “Персы! Умеете ли вы летать, как птицы, прятаться в землю. Как мыши, прыгать по болотам, как лягушки? Если не умеете, то не пробуйте воевать с нами. Мы осыплем вас стрелами, как только вы ступите на нашу землю”.
Когда люди не умели ни читать, ни писать, свои законы и верования, свои предания они хранили не на книжных полках, а в своей памяти. Поколения за поколениями уходили из жизни, а предания оставались. Они передавались от одного человека к другому, от старших поколений к младшим.
Тех, кто рассказывал предания, называли СКАЗИТЕЛЯМИ (слайд).
У древних греков, например, сказителей называли АЭДОМ. Он был всегда желанным гостем на пиру. Когда пир заканчивался, его участники требовли песен, легенд, сказаний. Аэд брал лиру и, перебирая струны, начинал петь о мудром царе Одиссее и храбром воине Ахилле. Сказания о войне греков с троянцами вначале жили в памяти народа. И лишь спустя века они были записаны.
Позже на каменных плитах появились ИЕРОГЛИФЫ. Люди сложные для изображения слова превратили значки. Например волнистая линия означала “вода”, а квадратик – “камень”. Постепенно иероглифы появились во многих странах.
А в наше время мы пользуемся какими-то знаками?
Дети отвечают. (Да)
Иероглифы Древнего Египта
Сначала они были очень похожи на рисунки, но постепенно стали все проще и проще. Египтяне обозначали на письме только согласные звуки, а гласные пропускали. Почти все иероглифы египтян обозначали уже не целые слова, а отдельные звуки. Египтяне писали красными и черными чернилами, в которые окунали тонкую палочку.
Кроме иероглифов египтяне использовали значки. Знаков было очень много, поэтому писать было трудно. Писать и читать умели только специально обученные писцы, царские чиновники и жрецы.
Вместо бумаги они использовали папирус.
Папирус – это растение. Вдвое выше человека и в руку толщиной. Растет оно в Африке, по берегам рек и болот. У него сладкий сок. Из коры его делали сандалии, из волокна – ткани. Из связанных стволов строили большие корабли. Но больше всего прославился папирус не сладким соком и кораблями. Славен он тем, что на нем писали первые книги.
Было это свыше 6 тысяч лет назад.
Сердцевину тростника – папируса резали на полосы, полосы укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце, получались листы, на которых можно писать. А потом листы склеивали в длинные свитки. Так и появились книги – свитки.
Там, где не было зарослей папируса, научились писать на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз и овец.
Кожу старательно чистили и скоблили, шлифовали, пока она не становилась желтой или белой. На пергаменте писали четко и красиво. Он был дорогой, просто так писать никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу.
А вот в Древнем Вавилоне папируса не было, не было и бумаги. Зато было очень много глины, и из нее начали делать таблички для письма.
Пока глина была сырой и мягкой, на ней тонкой палочкой было легко выдавливать надписи. Но на глине очень трудно проводить кривые линии. Поэтому вавилонские иероглифы скоро превратились в прямые черточки, похожие на клинышки. Вавилонская письменность так и называется КЛИНОПИСЬ. Таблички с готовыми текстами обжигали на солнце или огне, надписи становились твердыми и сохранялись долго. Вавилонские таблички сохранились и до наших дней. Клинопись была не только в Вавилоне, но и в Шумере.
Но самая сложная письменность в Китае.
У неё очень давняя история. Сначала древние китайцы тоже пользовались иероглифами, очень похожими на рисунки. Каждый иероглиф обозначал отдельное слово. А потом сам китайский язык стал более сложным: первоначально слова состояли из одного слога, а потом слова стали складываться друг с другом, чтобы получить новое. Теперь в словах могло быть и два и три ,и четыре слога. Писали китайцы на тонкой бумаге. Бумагу в Китае начали делать очень давно, раньше, чем в других странах. Сейчас в китайском языке больше 7 тыс. иероглифов, до сих пор их знают не все жители Китая, а раньше письменность и подавно была доступна только тем, кто учился почти всю жизнь. Китайские иероглифы перешли в соседние страны – в Корею и Японию, но там их упростили и оставили чуть больше сорока знаков. Вот как выглядели иероглифы.
Иероглифами было пользоваться нелегко. Появлялось все больше людей, которым необходимо было уметь читать и писать – купцы, воины, ремесленники. И постепенно письменность стала упрощаться. Так появились буквы и алфавит. Самый первый алфавит создали финикийцы – жители небольшой страны на берегу Средиземного моря, купцы и мореходы. В финикийском алфавите 22 буквы, они просты, писать их легко. Писали финикийцы справа налево. На основе этого алфавита возник арамейский и греческий алфавиты. Арамейским алфавитом стали пользоваться в странах Востока. От него произошли еврейский, арабский алфавиты. Во всех этих алфавитах буквами обозначают только согласные звуки, гласные обозначают специальными значками и пишут с права налево.
Греческий алфавит сначала очень походил на финикийский. Но греки совершили настоящую революцию. Они придумали специальные буквы для гласных звуков. Греки сначала писали так же, как и финикийцы. Потом стали писать одну строку справа налево, другую слева направо. И наконец, перешли к письму только с лева направо. От греческого языка произошли алфавиты Запада – в первую очередь латинский. Латинская письменность была проще, так как в ней было меньше букв, чем в греческом алфавите. В средние века латинским алфавитом пользовалась уже вся Западная Европа. Только у германских племен еще сохранялись свои особые буквы. Но и их скоро сменила латинская письменность – ведь ее знали все образованные люди.
Ну а как же возникли наши буквы? Больше тысячи лет назад болгарский священник, ученый и просветитель Кирилл вместе со своим учеником – Мефодием и другими – создал специальную азбуку для славянских народов – болгар, русских, сербов.
Для этого он воспользовался письменностью Византийской империи. Сначала Кирилл и его ученик придумали две азбуки – КИРИЛИЦУ и ГЛАГОЛИЦУ. Глаголица была труднее, ее буквы были похожи на иероглифы, и писать ими было нелегко. Поэтому от глаголицы отказались и стали писать только кириллицей. Долгое время буквы кириллицы были непохожи на наши, да и больше их было.
Например, были буквы ФИТА, ИЖИЦА, ЮС МАЛЫЙ, ЮС БОЛЬШОЙ. А кроме того буквы могли обозначать и цифры, для этого над ними ставился последний значок. Постепенно буквы становились проще и все больше походили на те, которыми мы пользуемся сейчас.
Больше 500 лет назад книги писали от руки, а не печатали. На создание одной книги уходило несколько месяцев, а то и лет. Сотни писцов переписывали книги на пергамент.
Нестор - монах Киево-Печерского монастыря, знаменитый летописец, один из авторов крупнейшего русского летописного свода – Повести Временных лет.
Первая печатная книга появилась на Руси более 400 лет назад. Напечатал ее печатник Иван Федоров вместе со своими помощниками.
Он отлил из олова отдельные буквы-литеры. Букву за буквой клали бережно на доску, складывая слова и строки. Сверху на букву наносили краску. На буквы, смазанные краской, клали лист бумаги. Бумагу крепко к буквам прижимали плитой с деревянным винтом. Такой была первая печатная машина.
Первые печатные книги были очень дорогими. Обложки украшали золотом, серебром и дорогими камнями. Поэтому книгу мог себе позволить купить не каждый.
2. Заключение.
1. Какие виды письма вы знаете?
- узелковое
- клинопись
- иероглифы
2. При помощи кого передавались предания от поколения к поколению?
- поэта
- сказителя
- писателя
3. Пользуемся мы в нашей жизни знаками? Какими?
- дорожными
4. На чем писали первые книги?
- на глиняных дощечках
- на папирусе
- на пергаменте
5. Кто создал первую русскую азбуку?
- Кирилл и Мефодий
6. Кто был первым книгопечатником на Руси?
- Иван Федоров
Единственный музей книги в нашей стране размещается на втором этаже Российской государственной библиотеки. Открыт он был в 1983 году. Музей небольшой. Собрано здесь около тысячи самых разных экспонатов. Среди них уникальные, редчайшие книги, сохранившиеся в считанных экземплярах.
Список литературы
- Ратке И. История письменности// Ростов-на-Дону: ТОО “Феникс”, 1995.
- Львов С. Книга о книге // М.: Просвещение, 1980 – С. 123-124.
- Кибальник Ю.Д. Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник. Фотоальбом //Киев: “Мистецтво”, 1984 – С. 176-177,182-183.
- Журнал “А почему?” № 2, 2004. – С. 14-17.
- Интернет-ресурсы: http://www.bibliotekar.ru/divo/35.htm, www.internet-school.ru.