Разработка учебного проекта
Цель представленной работы - разработка учебного проекта в образовательной области “Биология”.
Предметы биологического цикла в нашей школе ведутся по У.М.К. В.Б. Захарова, Н.И.Сонина, С.Г. Мамонтова, М.П. Сапина. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясное представление о системе взаимодействия биологии с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыты людей, предмета из окружающей действительности. Оно способствует формированию у школьников системы знаний о природе, обществе, процессе их взаимодействия, исследовательской деятельности; осуществлению межпредметных связей, реализации деятельного подхода при изучении окружающей среды родного края.
Данный проект может быть реализован при изучении главы “Биосфера и человек” в 9–11-х классах.
Учебный проект рассчитан на 5 уроков.
1 урок – подготовительный (происходит постановка целей и задач, разделение учащихся на группы, распределение заданий в группах).
2 урок – экскурсия. Работа в группах по выбранной теме.
3 урок – основной. Работа в группах по выбранной теме.
4 урок - основной. Исследовательская работа в группе.
5 урок – презентация проекта.
Планирование и проведение уроков в форме учебного проекта не должно вызвать особого затруднения у педагогов, так как многие составляющие данной технологии заложены в самой программе. Тема предъявленного проекта не случайна, так как позволяет реализовать основные задачи обобщающего урока с использованием исследовательской деятельности, способствующей изучению окружающей среды родного края.
Данная тема актуальна, потому что в “Кильмезском районе Кировской области с 1975 года размещен могильник ядохимикатов, содержащий 591,4т. пестицидов. В нем хранятся хлорорганические, ртутьсодержащие, мышьяксодержащие и другие препараты”.[1]
Методический паспорт учебного проекта
Проект: “Антропогенные факторы и их воздействий на окружающую среду родного края”.
Предмет: “Биология”.
Класс: 9.
Тип проекта: Исследовательский.
Планируемый результат: Ученики в группах проводят проектно – исследовательскую работу “Состояние окружающей среды родного края”. Защищают проект в различных формах (реферат, газета, доклад, справочник…). Вид презентации – научно– исследовательская конференция.
Цели проекта.
Образовательные:
1. Расширить и углубить знания об антропогенных факторах и их воздействие на окружающую среду.
2. Продолжить формирование исследовательской деятельности.
3. Реализация деятельного подхода при изучении и охране окружающей среды.
Воспитательные:
1. Воспитание самостоятельности и ответственности при выполнении индивидуальных заданий и самостоятельной работы.
2. Воспитание коллективного сотрудничества, чувства ответственности за результат своего труда.
Развивающие:
1. Развития познавательного интереса.
2. Развитие умения и навыков работы с лабораторным оборудованием, выполнение исследовательской деятельности.
Возраст: 15 – 16 лет.
Режим работы: Урочная и внеурочная форма.
Материально-техническое обеспечение: Лабораторное оборудование: пробирки, штатив, фильтровальная бумага, воронки. Химический стакан, предметное стекло, лакмусовая бумага, стеклянная палочка, плоскодонная колба, стеклянный цилиндр. Микроскоп, лупа, секундомер и др.
Информационное обеспечение: Видеофильм “Кильмезский ядомогильник”, “Антропогенные факторы и их воздействие на окружающую среду”.
Мотивация к работе: Проведение исследовательской работы – узнать экологическую обстановку в п.г.т. Кильмезь, проявление себя при защите проекта.
Предполагаемые приращения:
1. Использование новых практических приемов: исследование воды, почвы, воздуха, состояние здоровья человека.
2. Обобщение понятий: антропогенные факторы, сила и степень воздействия антропогенных факторов на окружающую среду.
3. Развитие навыков самостоятельной работы с источниками информации, лабораторным оборудованием.
4. Развитие навыков самостоятельного принятия решения, мыслительной деятельности.
5. Развитие навыков самоанализа, и рефлексии, воспитание толерантности, расширение кругозора.
Статус учебного проекта
Автор-разработчик: Крысова Светлана Михайловна, учитель биологии муниципального среднего общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Кильмезь, Кировской области.
Опыт апробирован на 9 классах.
Степень распространения: между школами Кильмезского района, Кировской обл.
Работа над проектом
На первом уроке осуществляется фронтальная работа с классом. Она начинается с постановки проблемы о существующем могильнике ядохимикатов и просмотре видеофильма. В дальнейшей дискуссии определяется значимость предстоящей работы. Ставится цель, сообщаются темы исследовательского проекта. Каждый ученик выбирает тему, над изучением которой ему хотелось бы работать. В процессе беседы обсуждаются следующие вопросы:
Какое влияние человек оказывает на окружающую среду?
Какое воздействие оказывает человек на водные, почвенные и другие экосистемы?
Какое влияние может оказывать ядомогильник на экосистемы и здоровье человека?
Что можно сделать, чтобы сократить воздействие антропогенных факторов на окружающую среду?
Затем с помощью ребят определяются основные направления предстоящего исследования, формируются темы:
- антропогенные факторы и загрязнение атмосферы родного края;
- роль антропогенных факторов в загрязнении вод родного края;
- роль антропогенных факторов в загрязнении почв родного края;
- влияние антропогенных факторов на здоровье человека;
Следующий этап урока: деление учащихся на максимально разнородные по успеваемости группы по 5-7 человек и распределение заданий внутри группы.
Каждая группа получает задание, значимое для ребят: подготовиться к экскурсии, продумать ход выполнения экспресс-анализа по выбранной теме, продумать проект решения данной проблемы и представить его на заключительном уроке, исследовательско-практической конференции. Учитель предлагает список литературы для самостоятельной работы при выполнении данного проекта.
На втором уроке: проведение экскурсии. Экскурсия проводится по местам изучаемых объектов, в данном случае - это сквер около школы, берег реки, центральная больница.
На третьем уроке – работа в группах. Проведение экспресс- анализа по выбранной ребятами методике.
Четвертый урок посвящен работе в группах. Подготовка презентации и выступлений по защите проекта.
Пятый урок посвящен защите проекта. По ходу выступления групп учащиеся заполняют итоговую таблицу, заранее подготовленную учителем и выданную каждому в начале урока.
Проблема. | Причины возникновения проблемы. | Возможные пути решения проблемы |
Загрязнение атмосферы. | ||
Загрязнение водоемов. | ||
Загрязнения почвы. | ||
Ухудшение здоровья человека. |
Обязательная часть этого этапа – оценка работы школьников. Она осуществляется по следующим критериям: активное участие всех членов группы в реализации проекта, объём изученного материала и качество анализа собранной информации, соответствие оформления результатам работы стандартным требованиям, качество сообщения о результатах проекта, убедительность ответов на вопросы при защите реферата, полнота выполнения самостоятельной исследовательской работы, достижение поставленной цели.
Работа каждого ученика по проекту отражалась в оценочных листах, где проставлялись оценки за групповую работу, индивидуальные доклады, реферат, за участие в обсуждении других работ. После чего выводился средний балл, который и являлся итоговой оценкой.
Рефлексия. Ответить на предложенные вопросы в письменном виде:
Что у Вас не получилось и почему? Что бы Вам хотелось изменить при проведении следующего проекта? (Можно дать в виде домашнего задания).
Таким образом, каждому ученику предоставляется возможность обдумать результаты своей работы и сделать выводы, которые могут пригодиться как ему лично, так и учителю при планировании очередного проекта.
После осуществления данного проекта получился следующий ход его выполнения.
Тема: “Антропогенные факторы и загрязнения атмосферы”
Ответьте на вопросы:
1. Какими особенностями обладает воздушная среда обитания и как человек воздействует на неё?
2. Какие основные источники загрязнения воздуха вам известны?
3. В чём заключается рациональное использование атмосферы?
Задания для экскурсии:
1. Определите, какие изменения состава атмосферы произошли в последние годы (визуально)?
2. Определите виды антропогенных источников загрязнения атмосферы посёлка Кильмезь, и их значения.
Экспресс-анализ.
Определите чистоту воздуха последующему методу: “Исследование воздуха на содержание твердых примесей”.
Присутствие в воздухе твёрдых частиц – важная характеристика чистоты воздуха.
Проверить наличие в воздухе твёрдых частиц, можно следующим образом:
- вырежьте из плотной бумаги несколько прямоугольников, размером 10x6 см, сделайте в их центре прямоугольное отверстие размером 3x2 см.
- заклейте центральные прямоугольники липкой лентой.
- вывесите полученные образцы в разных местах: на дереве во дворе школы, у окна, выходящего на шоссе, в школьный кабинет во время уборки, спортивном зале и т.д.
- через 4 часа соберите образцы и оцените качество воздуха: в начале на глаз, а затем под микроскопом. Сосчитайте количество твёрдых частиц на каждом образце. Проведите классификацию твёрдых частиц по размеру.
Заполните таблицу:
Размер частицы | В кабинете | В спортзале | На улице | В парке |
Более 1 мм | ||||
Менее 1 мм | ||||
Общее число |
Проанализируйте свои результаты:
Общее число:
10–20% - воздух чистый;
30–40% - воздух средней чистоты;
50 % и более - воздух загрязненный.
Исследование воздуха на содержание в ней пыли можно провести и другим способом.
- Соберите листья растения в разных местах: около оживленной автодороги, парке, во дворе жилого дома, у школы.
- Накройте лицевую сторону листа липкой лентой, затем аккуратно снимите её с листа и приклейте к листу белой бумаги.
- Рассмотрите и сосчитайте количество твёрдых частиц на листьях из разных мест.
- Проведите классификацию твердых частиц по размеру.
- Проанализируйте результаты, выясните взаимосвязь между качеством воздуха (суммарное количество пыли и число мелких частиц) и местонахождением растений.
- Заполните таблицу, сделайте выводы анализа (смотри выше).
Подготовьте реферат по данной теме и предложите свой проект решения данной проблемы.
Тема: “Роль антропогенных факторов в загрязнения вод Мирового океана”
Ответьте на вопросы:
- Какими особенностями обладает водная среда обитания и как человек воздействует на неё?
- Какие основные источники загрязнения воды вам известны?
- В чём заключается рациональное использование воды?
Задание для экскурсии:
- Определите, какие изменения береговой зоны реки Кильмезь произошли в последнее время в связи с хозяйственной деятельностью человека.
- Определите, какие виды мусора (бумага, стекло, металл, полиэтилен) чаще всего встречаются.
Экспресс-анализ воды.
- Проведите анализ воды. Описание смотри в учебнике “Химии. 8 класс”.[2]
- Подготовьте реферат по данной теме и предложите свой проект решения данной проблемы.
Тема: “Роль антропогенных факторов в загрязнения почвы”
Ответьте на вопросы:
- Какими особенностями обладает почвенная среда и как человек воздействует на неё?
- Какие основные источники загрязнения почвы в посёлке Кильмезь вам известны?
- В чём заключается рациональное использование почвенных ресурсов?
Задания для экскурсии:
- Определите, какие изменения структуры почвы произошли в последние годы.
- Каким видам эрозии почва подвергалась?
- Определите виды антропогенных источников загрязнения почвы, и их значения.
Экспресс-анализ почвы.
- Проведите анализ почвы, описание смотри в учебнике “Химия. 8 класс”.[2]
- Подготовьте реферат по данной теме и предложите свой проект решения данной проблемы.
Тема: “Роль антропогенных факторов на здоровье человека”
Ответьте на вопросы:
- Что такое здоровье человека, какие положительные и отрицательные факторы влияют на него?
- Определите, какие изменения в здоровье населения пос. Кильмезь произошли в последние годы?
- Какая средняя продолжительность жизни населения пос. Кильмезь, самые распространенные заболевания, причины смерти?
- Определите виды антропогенных источников загрязнения влияющих на здоровье человека?
Задание для экскурсии.
Пополните свои ответы на вопросы у квалифицированных врачей Центральной больницы пос. Кильмезь.
Экспресс-анализ: “Культура физического здоровья”.
Сделайте экспресс-анализ своего здоровья.
Оценка веса тела. Чтобы узнать, соответствует ли вес норме, можно воспользоваться принятой Всемирной организацией здравоохранения формуле КЕТЛЕ, для расчёта индекса телесной массы.
Для этого вес в килограммах делят на квадрат роста (метрах). Самое оптимальное соотношение между ростом и весом отвечает индексу телесной массы, равному 21. Если значение индекса превышает это соотношение даже на единицу, вес – избыточен. “Оценка физической работоспособности путём определения дыхательных возможностей организма”.
Для начала учащиеся определяют время задержки дыхания на вдохе в положении сидя, затем делают двадцать приседаний, после чего 30 секунд и через минуту в положении сидя определяют время задержки дыхания на вдохе.
Результаты оцениваете по таблице:
Первая проба | Вторая проба | Третья проба | Оценка |
60 секунд и более | 30 секунд и более | Более 60 секунд | Отлично |
40 – 55 секунд | 15 – 25 секунд | 35 – 55 секунд | Хорошо |
20 – 35 секунд | 12 секунд и менее | 24 секунды и менее | Плохо |
Посчитайте число курящих учащихся вашего класса, сделайте вывод.
Подготовьте реферат на тему: “Роль антропогенных факторов на здоровье человека, предложите свой проект решения проблемы. Приложение 1
Литература
1. Экология родного края / под редакцией Ашихминой Т.Я. -М: Образование. 996.
2. Габриелян О.С. Химия – 8 класс. - М: Дрофа. 2005.