Давно пытливый ум мечтал
Внутрь всех вещей взглянуть.
Путь в мир незримый указал
Великий Левенгук
Ребята! О ком и о чем говорится в этих строках?
Презентация 1. Приложение 1
В 17 веке нидерландец Антони Ван Левенгук изобрел микроскоп, с помощью которого сумел впервые рассмотреть под увеличительными стеклами (линзами) микромир.
А англичанин Роберт Гук, рассматривая в микроскоп маленькие кусочки различных растений, первым ответил на вопрос: “Из чего же они построены?” Он увидел, что любые части растений состоят из ячеек, отделенных друг от друга перегородками. Роберт Гук назвал эти ячейки – клетками.
Вот уже почти четыре столетия микроскоп верой и правдой служит людям во многих областях жизни и деятельности. А для биолога, натуралиста это самый насущный инструмент.
Владея микроскопом, я все узнать хочу.
Ботанику он нужен, как скрипка скрипачу.
На прошлом уроке мы узнали, что такое клетка, кем и когда была открыта, рассматривали ее в микроскоп. Итак, что же такое “клетка”?
Клетка – обязательная простейшая структурная единица, которая лежит в основе строения, развития и всей жизнедеятельности живого организма.
Прошу мне ответить без всякой заминки:
Ракета сложней или проще травинки?
Вы скажите сразу: ракета сложнее,
Она и нужнее, она и важнее.
Она состоит из мильона деталей,
Ее миллион человек собирали.
Тогда вам услышать, быть может, в новинку,
Что сделать нельзя полевую травинку.
Верней, для травинки найдутся детали,
Но вы соберете травинку едва ли…
Вам даже не сделать пустячной соринки –
Кусочка от этой зеленой травинки…
Выходит, травинка сложней, чем ракета.
Как просто все это! Как сложно все это!
Ребята! Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
О сложном строении клетки.
Итак, тема урока: “Удивительный и сложный мир клетки”.
Несмотря на крошечные размеры, клетка необычайно сложно устроена. В каждой клетке постоянно идут тысячи разных химических реакций. Недаром ее сравнивают с химическим заводом. Давайте познакомимся с удивительным и сложным строением растительной клетки.Любая растительная клетка покрыта снаружи оболочкой. Оболочка обособляет клетку от окружающей средой. Защищает содержимое клетки, придает ей форму. В ней есть отверстия – поры. Поры в оболочке клетки необходимы для обмена веществ с окружающей средой, через них в клетку поступает и выходит из нее вода и другие вещества.
Внутри клетки, все ее пространство занято бесцветным вязким веществом. Это цитоплазма. Она медленно движется – это одно из свойств живой клетки. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.
В цитоплазме располагается ядро и другие компоненты клетки – органоиды. Ядро – главный органоид клетки, оно управляет всеми процессами жизнедеятельности. В нем содержатся особые тельца – хромосомы, в которых хранится вся информация о клетке, которая, не умирая, будет передаваться от клетки к клетке, из поколения в поколение, бережно пронося эстафету Жизни.
Здесь память прошлого
и в будущее нити.
Смотрите,
постигайте,
берегите,
Как с давних пор
до наших дней
Живая клетка в памяти своей.
Очень много места в растительной клетке занимают вакуоли – своеобразный склад веществ. Чем старше клетка, тем больше ее запасы, тем больше по размерам ее вакуоли, а иногда она и вовсе одна, большая, занимающая почти весь клеточный объем. Чем моложе клетка, тем меньше у нее вакуолей и размер их невелик. Вакуоли заполнены клеточным соком. Разрезая спелый плод или другую сочную часть растения, мы повреждаем клетки и из их вакуолей вытекает сок.
Следующий органоид клетки - митохондрии – их еще называют “энергетическими станциями клетки”, в них образуется энергия, необходимая для жизнедеятельности всей клетки, они отвечают за процесс дыхания клетки.
В цитоплазме находятся многочисленные органоиды – пластиды. Они могут быть разных цветов: желтые, оранжевые, красные, зеленые, и даже бесцветные. От цвета пластид зависит окраска того или иного органа растения. Более того, зеленые пластиды могут менять свой цвет и становиться желтыми, красными, оранжевыми. Это явление очень хорошо наблюдать осенью, когда, практически, все растения меняют окраску “своей одежды”.
Вот такое строение имеет растительная клетка. Трудно себе представить, что благодаря этой крошке, мы имеем возможность наслаждаться великолепием окружающей нас природы.
А сейчас, “минута мысли”, в течение которой вы должны сделать обобщение о том, что узнали на уроке.
– Клетка имеет форму;
– это сложная система;
– это единица живого, так как дышит, совершает обмен веществ. (Запись в
тетрадях.)
Ребята! Мы с вами познакомились со строением клетки, на предыдущем уроке рассматривали ее в микроскоп. Но у вас может создаться ошибочное впечатление, что клетки плоские. На самом деле они имеют объем. Давайте убедимся в этом, сделав своими руками модель растительной клетки. Вы знаете, что любая растительная клетка покрыта снаружи толстой клеточной оболочкой. Возьмите в руки футляр из-под фотопленки – это будет модель растительной клетки. Сожмите футляр в руках, почувствуйте прочность и твердость клеточной оболочки. Как вы думаете, почему у растительных клеток должна быть такая твердая клеточная стенка?
Придает форму и защиту.
Прежде чем мы будем заполнять модель клетки органоидами, давайте нарисуем на оболочке поры. Для чего они нужны?
Для связи с окружающим пространством.
Теперь перейдем к заполнению клетки. Как вы думаете, что нужно поместить вначале?
Ядро. Оно отвечает за все процессы жизнедеятельности.
Очень много места в растительной клетке занимают вакуоли. Напомню: чем старше клетка, тем крупнее вакуоль. Какая клетка получается у вас?
Теперь мы поместим внутрь органоиды, которые придают клеткам растений различный цвет – пластиды. Вы можете моделировать клетку с любым цветом пластид, а кто-то, возможно, захочет смоделировать осеннюю клетку, в которой есть все виды пластид.
Не забудьте в клетки поместить “энергетические станции”. Как они называются?
Митохондрии.
Чего теперь не хватает в клетке?
Цитоплазмы.
А для чего она необходима?
Для связи всех органоидов.
Вот ваша модель растительной клетки и готова. Вы можете подержать ее в руках, ощутить ее объем, наблюдать сквозь оболочку движение цитоплазмы и органоидов.
Чтобы узнать, насколько усвоен изученный материал, я предлагаю вам вопросы теста. Желаю успехов. Тест.
Презентация 2. Приложение 2 Проверка теста.Следующее задание – творческое. Попробуйте выполнить задание № 1. К нему можно подойти и серьезно, и с юмором. “Мыслительный лист” задание № 1 ( проверка теста)
Шаровидные и овальные, похожие на кубики и цилиндры, на звезды и диски, клетки бывают самой различной формы. А вот одноклеточный животный организм амеба своей постоянной формы вовсе не имеет, и название “амеба” означает “изменчивая”. Амеба – это свободноживущее животное. Их можно обнаружить в небольших прудах с илистым дном. Тело амебы достигает всего 0,5 мм. Постоянное выпячивание цитоплазмы – образование ложноножек – и придает амебе изменчивый вид. Несмотря на примитивное строение, это одноклеточное существо – вполне самостоятельный организм, для которого характерны все присущие живому организму процессы, в том числе движение и питание. Давайте посмотрим как происходит процесс движения у амебы.
(Просмотр процесса движения амебы на компьютерном диске)
Но это не все, что может примитивный одноклеточный организм амебы. Для жизни ей необходима пища.
(Просмотр процесса питания амебы на компьютерном диске)
Музыка.
Теперь попробуем смоделировать модель амебы – одноклеточного организма и показать на ней процесс движения и питания, то есть еще раз убедиться в том, что клетка – это элементарная живая система, самостоятельный организм.
У вас на столах лежат на картоне кусочки пластилина. Попробуем вылепить амебу. Не забудьте о ядре, хоть это и одноклеточный организм, но ядро у него присутствует. Чтобы его хорошо было видно, мы выполним его из пластилина красного цвета.
А сейчас попробуем с помощью ложноножек, перемещать нашу амебу в пространстве.
Из пластилина зеленого цвета мы выполняем модель одноклеточной микроскопической водоросли, которая будет служить пищей для нашей амебы. При помощи чего происходит захват пищи у амебы?
При помощи ложноножек.
Пожалуйста, пробуем.
У вас получились очень красивые амебы. Я вижу, что вы уже погуляли с ними по илистому дну водоема, от души накормили. Теперь наши амебы отдыхают, а мы продолжаем наш урок.
Презентация 3
“Минута мысли”. Какой вывод мы можем сделать на основе сравнения растительной клетки и одноклеточного организма амебы? (По “песочным” часам) Вывод:
– клетки растений и животных схожи по своему строению;
– клетка одноклеточных организмов способна к самостоятельному образу жизни.
(Запись в тетрадях.)
А сейчас я попрошу вас выполнить задание № 2 мыслительного листа. К этому заданию мы подходим со всей серьезностью. “Мыслительный лист” задание № 2.
Собрать мыслительные листы.Вы все меня сегодня очень порадовали, вы хорошо потрудились. Ваши оценки – только “5”. “МОЛОДЦЫ!”
Ребята! Мы с вами уже знаем, что любой клетке, несмотря на ее крошечные размеры, присущи процессы, свойственные всем живым организмам, а именно: движение, дыхание, обмен веществ, деление, т.е. размножение. Предлагаю вам послушать отрывок из произведения известного писателя, натуралиста Игоря Акимушкина, который пытается своим литературным творчеством донести до нас язык природы. Подумайте, о каком жизненном свойстве клетки говорится в этих строках?
На фоне старинной музыки звучат слова:
“Каждую секунду в организме всего живого сотни миллионов неодушевленных, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Это древнейший на земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды. И все живое растет и существует”. (Текст по книге И.Акимушкина “Занимательная биология”)
О размножении клетки.
Молодцы! Одним из важнейших свойств клетки является ее деление, размножение, благодаря этому свойству, организмы рождаются, растут и жизнь природы бесконечна…, но это уже другая история нашего следующего урока.