Цели урока:
Дидактическая
– повторить правила сложения, вычитания, умножения, деления десятичных дробей;
– уметь выполнять действия с десятичными дробями;
– уметь решать уравнения
Воспитательная
Ход урока– воспитывать дружеские отношения в классе;
– умение работать в парах, развивать интерес к математике.
Задание 1.
- Прочитайте дроби:
- Обратите данные обыкновенные дроби в
десятичные, а десятичные – в обыкновенные:
0,1; 1,6; 1/2; 1/4; 1 целая 1/5; 5.
1,2; 8/15; 6/7; 0,04; 1целая 2/9; 1,875; 7/4.
Укажите среди них обыкновенные, десятичные дроби. Чем различается запись десятичных и обыкновенных дробей? Что показывает числитель и знаменатель обыкновенной дроби? Какая обыкновенная дробь называется правильной, неправильной?
- Сравните произведения чисел
1/5 * 0,4; -1/5 * 0,2; 2 целая ? * 2,25.
- Назовите числа, обратные и противоположные данным:
- Сравните с единицей сумму дробей:
5/7; 4/13; 1 целая 1/3; 0,3; 12; 1,05.
Чему равна сумма противоположных чисел? Чему
равно произведение взаимно – обратных чисел?
1/4+1/4+1/4; 1/10+0,2 + 1/2.
Фронтальная работа класса продолжается в ходе составления карты путешествия.
Составление карты идет так же, как игра в лото. На доске укреплен лист ватмана, разделенный на шесть равных частей. На каждой части крупно нарисовано число (оно будет фигурировать в ответах к математическому лото). А на столе учителя лежат тыльной стороной шесть квадратов таких же по размеру, как и квадраты на вывешенном разграфленном листе. На каждом квадрате с лицевой стороны нарисован участок карты, а на тыльной – одно из шести чисел, изображенных на разграфленном листе.
Задание 2.
Математическое лото. Выполните действия:
А) – 1/10 + 0,5;
Б) -2: (-0,2);
В) 0,4 * 2 целых 1/2;
Г) -1 целая 1/2 – 10/5;
Д) 3 целых 1/2 – 0,5;
Е) -1/3: 0,2.
Учащиеся выполняют задания, а затем учитель медленно объявляет ответы. Тот, кто первым объявил, что в его работе есть правильный ответ, выходит к доске.
Учитель дает ему квадрат, на одной стороне которого зафиксирован правильный ответ, а на другой нарисована часть карты. Ученик прикрепляет этот квадрат (Рисунком наружу) на большой лист. Карта состоит из 6 квадратов: цветочная поляна с тремя дорогами, озеро, мельница, пещера, снова цветочная поляна и дракон. Звучит куплет из “Бременских музыкантов”:
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги.
Нам любые дороги дороги,
Нам любые дороги дороги.
Объявляю, что путешествие начинается с цветочной поляны. Красота цветов обманчива. Среди них могут быть и ядовитые и целебные. Задача – не ошибиться при сборе букета.
Задание 3.
На доске нарисованы цветы, на лепестках написаны дроби. Эти дроби надо перемножить и ответ сверить с дробью, записанной на листочке, на стебле. Если ответы совпадут, то цветок целебный, если нет – ядовитый. На лепестках одного цветка записаны 2/3; 0,5; 1 целая ? (1/2); далее 1 целая 1/4; 4/5; 1,25/6 (1/4);
3,5; 1,5; 2/3 (3 целая1/4)
3/5; 1 целая 2/3; 5/4; 4/5 (0,5)
0,8; 1,1; 10/11; 1 целая 1/4 (1) и т.п.
У каждого ученика на парте лежат красная и зеленая карточки. Если цветок ядовитый, то поднимают красную карточку, если целебный – зеленую. Вслух ничего не произносят. Среди дробей в задании встречаются взаимно обратные. Так закрепляются правило умножения взаимно обратных чисел.
Задание 4.
После цветочной поляны мы попали на перепутье. По какой дороге идти? каждый ряд должен выполнить по одному заданию, которые записаны на доске. Обязательное условие: ответ записать в виде десятичной дроби и округлить до единицы.
Ребята делают расчеты на своих местах, а трое учеников – у доски. Получаются ответы: 0,64, 0, 0,04. Ноль в ответе означает, что это тупик. Значит, надо идти по дороге№1.
Задание 5.
Мы подошли к озеру. Наловим рыбки для ухи. На доске написаны пять заданий, которые закрыты листами бумаги. На учительском столе разложены пять крупных рыб, вырезанных из бумаги. На каждой рыбе проставлен номер (это номер задания). Голова рыбы унизана скрепками. Берем удочку (обычная палочка с леской, на конце лески прикреплен магнит). Магнит цепляет скрепки – и рыбка поймана. По ее номеру становится ясно, какое задание открывать для решения:
а) На какое число надо разделить 2, чтобы получить 4?
б) Меньше или больше половины литровой банки наполнился водой, если в нее влить: 1/5 л; 0,7; 2/4 л ?
в) Вычислите:
( 5 1/5 : 3 + 0,83 * 2,16 + 7 1/4 ) 8 ( 0,5 – 1/2 )
г) Найдите сумму четырех десятых числа 40 и двух третей числа 36.
д) “Поудив” рыбу и сварив воображаемую уху, мы подходим к мельнице. Мельница перемалывает все написанные числа начиная с середины ( это число 4,5). Числа записаны кружочками. Пойдем и мы вслед за стрелками по спирали от одного кружка с дробью к другому, выполняя по пути то действие, которое записано на стрелке ( прибавить, перемножить и т.д. в виде значка). Например:
4,5 – 3 2/3 = 5/6 >5/6 +4 1/6 = 5 >5 – 2,7 = 2,3 …
Получив конечный ответ, отправляемся дальше. По аналогии можно подобрать множество заданий, усложнив или упростив их содержание.
Задание 6.
Но тут начинается буря (учитель включает магнитофон, и раздаются звуки сильного ветра и потоков дождя). Мы вымокли, озябли. С надеждой смотрим на карту и с радостью замечаем, что можем укрыться в пещере. А погода испортилась надолго. Сколько же мы сможем продержаться здесь? Ответ на этот вопрос мы найдем, решив задачу про пещеру, воду и проценты.
Задача. В пещере обнаружено 750 л пресной воды. На сколько дней хватит этого запаса воды для 30 человек, если один человек расходует 0,2 % от всего количества воды? Сначала разбираем решение всем классом, а затем один ученик делает записи на доске:
А) 0,2 % = 2/1000;
Б) 750:1000*2=1,5л воды расходует один человек в день;
В) 1,5 *30 = 45 л воды расходуют 30 человек в день;
Г) 750:45 = 16 целых 2/3 дней будет расходоваться запас
воды в пещере.
Интересно обсудить с ребятами вопрос об округлении результата. Нужно ли округлять число 16 целых 2/3? Нужно, поскольку в задаче требуется узнать целое число дней. Как округлять? Лучше рассуждать неформально. Так, если нам хватило воды на 16 полных дней и еще на две трети дня, то это значит, что в последний неполный день мы все же без воды не остались. Тогда ответ должен быть таким: воды хватит на 17 дней, то есть 2/3>1/2, тогда 16 целых 2/3 (бесконечная дробь 16,6) =17
Задание 7.
Буря закончилась, мы выходим из пещеры на лесную поляну. На отдыхе можно и шутливые задания выполнять. Например: одновременно написать на доске число 7,2 левой рукой, число 2,7 правой; с завязанными глазами записать и выполнить задание на сложение двух десятичных дробей, двух обыкновенных дробей, обыкновенной и десятичной дробей. Отдохнув, мы двигаемся далее. Наконец, дошли до места, где зарыт клад. Но нам преграждает путь дракон.
Плакат с нарисованным цветным драконом укреплен на обратной стороне подвижной створки доски. Каждая голова дракона держит с зашифрованным словом, где известны только первая и последняя буквы: “дробь”, “сложение” и “вычитание”.
Вот теперь наступает самая волнующая минута – можно взять клад!
И тут учитель из “тайника” достает ларец (хорошо, если это будет шкатулка, стилизованная под старину) и медленно его открывает. Напряжение растет: все видят много – много старинных монет. На самом деле это просто круглые шоколадки в золотой фольге. Дети честно делят “клад” и весело поедают свою долю.