Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.
В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности.
Овладение ребёнком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участии в коллективном труде.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, нерешительными, замкнутыми, застенчивыми. Они приобретают такие отрицательные качества характера как негативизм, чувство неполноценности. Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребёнком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.
Целью своих занятий я и считаю помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.
Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения.
Программа является комплексной и позволяет организовать коррекционную и развивающую работу по всем направлениям, обеспечивая работу всех специалистов учреждения. Реализация принципа комплексности обеспечивает более высокие темпы общего и речевого развития детей и предусматривает взаимосвязь в работе логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, инструкторов ЛФК, воспитателей, что и отражено в перспективном планировании работы для каждых возрастных групп в нашем детском саду.
В ходе предложенного конспекта подгруппового логопедического занятия для детей средней группы детского сада, описаны методические приёмы, используемые логопедом, цели и задачи в соответствии с заданной темой.
Задачи занятия подразделяются на три группы: коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие, и коррекционно-воспитательные. Тем самым подчёркивается коррекционное направление работы. По каждой лексической теме указывается примерный словарь, очерчивается круг слов, которые будут вводить в активную речь все специалисты под руководством логопеда.
Организационный момент – это та часть занятия, в которой задаётся эмоциональный фон. Она содержит сюрпризный момент или игровой. Стопроцентный коррекционный эффект от занятия можно получить только на положительном эмоциональном фоне.
В занятиях важно не забывать оценивать работы детей. Хвалить своих малышей: “Какие вы молодцы! Какие вы талантливые!” Делать это искренне. Удивляться и радоваться вместе с ними. Учить детей радоваться успехам товарищей.
Высокий темп, включение в работу всех анализаторов, смена видов деятельности делают занятие эффективным и интересным для детей.
Важно оснастить каждое занятие, заранее подготовить необходимые материалы и пособия, хорошо организовать своё рабочее место и рабочие места детей.
При подготовке каждого подгруппового занятия логопед должен иметь в виду зону ближайшего развития каждого ребёнка, а на занятии применять индивидуальный подход, добиваясь тем самым включения в работу всех детей подгруппы.
Для сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики можно использовать забавные игрушки и картинки. Тогда этот этап работы вызывает у детей положительные эмоции.
Подробное изложение хода подгруппового логопедического занятия не исключает творческого подхода специалистов.
Тема: «В гостях у Винни-Пуха»
Цель: Формирование обобщающего понятия «Насекомые».
Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение и расширение словаря по теме: «Насекомые» (пчела, стрекоза, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, лапки, крылья, усы, медоносная, пчелиная). Обучение составлению описательного рассказа о насекомом по образцу; совершенствование грамматического строя речи; умение находить гласные буквы А,О,У среди других букв, умение обозначать звуки буквами.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, сенсорных процессов, координации речи с движением, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные задачи.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
Методы и приемы.
- Практический – упражнения
- Игровой – игры
- Наглядный – предметные картинки
- Словесный – рассказ, беседа
Оборудование. Муляжи по теме «Насекомые», картинки для сопровождения артикуляционной гимнастики, зеркала, плоскостные изображения бабочек с буквами А,О,У на крылышках, воздушные шары, контейнер с предметными картинками. Заготовки из гофрированного картона, горшочек из картона, клей, кисточки, салфетки, аудиозапись песенок из мультфильма.
Предварительная работа. Просмотр мультфильма «Приключение Винни-Пуха»; заучивание «Песенки пчёлок»; разучивание логоритмического упражнения «Пчела»; предварительная подготовка из гофрированного картона заготовок для выполнения узора на горшочке, беседа о насекомых.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед: Здравствуйте! Ребята, а вы любите мультфильмы? Какие мультфильмы вы знаете? Послушайте песенку и скажите, из какого она мультфильма. Кто её поёт?
Звучит аудиозапись «Песенка Винни-Пуха из мультфильма «Приключения Винни-Пуха».
Ответы детей
Логопед: А на день рождения вы любите ходить? Сегодня нас позвал на день рождения Винни-Пух. Он просил прийти на праздничный пирог, обещал позвать в гости своего друга Пятачка. А еще сказал, что у него для нас приготовлены разные задания и игры. Но я не знаю, что это за задания и игры. Ну что, ребята, пойдем к Пуху?
2. Специальная артикуляционная гимнастика
[Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к произношению свистящих звуков]
Вбегает в зал Кролик.
Кролик: Минуточку внимания!
Логопед: Ой! Кто это ребята?
Дети: Кролик
Кролик: Здравствуйте! Если кто-то такой недогадливый, то я могу вам сообщить, что у Винни-Пуха будет особенный день рождения, и чтобы не попасть впросак, я хочу вам передать эти картинки, которые просил передать вам Пух. Только я совершенно не могу понять, что это за картинки и что с ними делать.
Логопед: Дай, Кролик, нам с ребятами посмотреть! Ой, я, кажется, знаю для чего они, да и ребята догадаются.
Логопед показывает картинку. Кто нарисован на картинке?
Дети: Так ведь это упражнения для язычка.
Логопед: Все ребята с ними знакомы. Давайте присядем за стол и выполним эти упражнения. И ты, Кролик, садись вместе с нами.
Смотрите в зеркало. Смотрите на картинки и выполняйте упражнения.
Дети выполняют.
Кролик: Ну вот, молодцы, ребята. До свидания. Я поспешу побыстрей на день рождения к медвежонку Пуху!
3. Рассматривание муляжей «Насекомые», беседа по ним. Составление рассказа о пчеле
Логопед:Ребята, и нам надо спешить. Только что же нам подарить Винни-Пуху? Что больше всего любит Пух?
Дети: Мед!
Логопед: Давайте ему подарим горшочек с медом! Только где же нам взять мёд? Кто его делает?
Дети: Пчелы.
Логопед: Нужно обратиться за помощью к пчелам! А вот и пчелки!
Вбегают дети в костюмах пчелок, кружатся вокруг цветов и поют:
Пчелки:
Мы пчелки, трудимся весь день,
И работать нам не лень,
Сладкий мед с цветков берем
И летим, жужжим, поем.Припев: ля-ля-ля-ля.
А кто близко подойдет
Чтобы съесть наш вкусный мед,
Будем дом свой защищать,
Жалить больно и кусать.Припев: ля-ля-ля-ля.
Жалить и больно кусать.
Логопед: Пчелы хотят покусать нас, но чтобы этого не случилось, давайте успокоим их, скажем о них добрые, хорошие слова.
– Какая пчела?
Дети: Маленькая, полосатая, трудолюбивая.
Логопед: Какой звук пчела издает при полете?
Дети: При полете пчела жужжит.
Логопед: Пожужжите, как пчелки.
Дети жужжат.
Логопед: Где живет пчела?
Дети: Пчела живет в улье.
Логопед: Как передвигается пчела?
Дети: Она летает.
Логопед: Чем питается?
Дети: Цветочным нектаром.
Логопед: Пользу или вред приносит человеку? Что делает в зимнее время?
Дети: Пчела приносит пользу, так как пчелиный мед очень вкусный и полезный. В зимнее время пчела спит.
Логопед: Мед, который вырабатывают пчелы, чей?
Дети: Пчелиный.
Логопед: Посмотрите, какая пчела села мне на руку. Послушайте, что можно рассказать о пчеле!
Это пчела. Пчела – насекомое. Она маленькая, полосатая, трудолюбивая. А еще ее называют медоносной. У нее есть голова, грудь, брюшко, крылья и три пары ног. В полете пчела жужжит. Живет она в улье вместе с большой пчелиной семьей. Пчела собирает нектар с цветов. Это ее пища. Перелетая с цветка на цветок, пчела их опыляет. Людям пчелы приносят большую пользу, потому, что пчелиный мед очень вкусный и полезный.
Логопед: Ну что, пчелки, понравилось вам, как хорошо отзывались о вас, какой рассказ составили.
Пчелы: Да, понравилось!
Логопед: Дадите нам меда для Вини-Пуха?
Пчелы: Дадим.
Логопед: Спасибо!
– Ребята, а теперь давайте погуляем по полянке. Где-то здесь среди цветов и травы притаились другие насекомые. Давайте поищем их и назовем.
Все вместе идут на полянку, на которой среди цветов расположены муляжи насекомых.
– Ребята, уничтожать насекомых не следует, т.к. многие из них приносят пользу, а еще потому, что они маленькие и беззащитные.
4. Украшение горшочка
Логопед: Ребята, мед у нас есть, но нет горшочка для меда. Горшочек должен быть яркий, красивый, ведь его мы должны подарить Пуху. Посмотрите, вот какой горшочек у меня есть. Давайте его украсим!
Дети и логопед садятся за стол. На столе находятся заготовки горшочка из картона, полоски гофрированного картона, накрученные на зубочистку и представляющие собой лепестки и листочки для украшения горшочка, кисточки, клейстер, салфетки. Под звучание тихой, спокойной музыки, берут лепестки, намазывают клейстером и приклеивают к горшочку.
Логопед:Молодцы ребята!
5. Логоритмическое упражнение
Логопед: Вы были такие трудолюбивые, сами стали похожи на пчелок. Давайте немного отдохнем, попоем и потанцуем. Танец «Пчела».
Прилетела к нам вчера
полосатая пчела, (Бегут по кругу на носочках и машут воображаемыми крылышками)
А за нею шмель-шмелёк
и веселый мотылек, (встают, загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое насекомое)
Два жука и стрекоза,
как фонарики глаза. ( Делают кружки из пальчиков и подносят их к глазам)
Пожужжали, полетали, (вновь бегут по кругу)
От усталости упали. ( Медленно опускаются на ковер)
6. Игра «Бабочки на шариках»
Логопед: Винни-Пух нас совсем заждался. Ну, вот мы и пришли.
Винни-Пух: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуй, Винни-Пух!
Винни-Пух: Добро пожаловать на мой день рождения!
Логопед: Дорогой Винни-Пух, разреши преподнести тебе на день рождения горшочек с медом!
Винни-Пух: Спасибо, ребята! Мне очень понравился ваш подарок.
(Стук в дверь)
Логопед: Ой, кто это?
Входит Пятачок. Он держит воздушные шары. На шарах «сидят» бабочки, выполненные из цветной бумаги. На каждом крылышке бабочки написана одна из букв А,,О,У.
Пятачок: Это я, Пятачок! Я тоже пришел на день рождения не с пустыми руками. Я хочу подарить тебе, Винни-Пух, воздушные шарики.
У меня, у Пятачка, есть на свете друг.
И его все знают – это добрый Винни-Пух.
Шарик воздушный мой друг заберет –
И Винни-Пуху он радость пусть дает.
Мне, конечно, с шариками
Жалко расставаться,
С ними люблю я каждый день
Прыгать, кувыркаться.
Винни-Пух: Спасибо, Пятачок! Пятачок, а что это у тебя нарисовано на воздушных шариках? Ты можешь прочесть?
Пятачок: Не могу, Пух! А ты можешь?
Винни-Пух: У меня в голове опилки. Может ребята смогут? Давай попросим ребят прочесть.
Дети читают.
Винни-Пух: Молодцы ребята, теперь мы с Пятачком будем знать буквы А, О, У.
7. Игра «Найди картинку»
Винни-Пух: Ой, как мне понравилось играть! Ребята, давайте ещё поиграем.
Логопед: Ну, хорошо, Винни-Пух! Давайте поиграем в такую игру: Найдите те картинки, которые начинаются со звука [A], [O], [У]…Какой буквой мы их обозначим?
Дети подходят к столу. На нем помещены предметные картинки: аист, астра, акула, улитка, утка, удочка, обруч. Находят нужные на каждый звук, обозначают звук буквой.
Логопед: Вот молодцы!
8. Окончание занятия (Оценка работы детей)
Логопед: Вот и подошел к концу наш день рождения. О ком мы говорили сегодня? Чем занимались?
Винни-Пух, а тебе понравилось наше занятие?
Винни-Пух: Очень понравилось! А сейчас я приглашаю всех ребят на праздничный пирог! Пятачка, Кролика, всех ребят! До свидания!