Основная цель урока музыки – это
контакт учащихся с миром художественного
творчества, в котором они принимают активное
участие. Как добиться нам учителям музыки,
мировой художественной культуры, такого
искренне личного самостоятельного
"включения" наших учеников в то, что так
дорого и ценно для нас (иначе мы бы не были
учителями) – в Искусство. Что делать?
Существует много разных попыток решения
данного вопроса, но именно программа Д.Б.
Кабалевского открыла путь к тому: "Что
преподавать?" и "Как преподавать!"
1. Тематизм уроков.
2. Познание жизни через Искусство.
3. Педагогика сотрудничества.
На начальном этапе занятий
школьники учатся узнавать три типа сочинений:
марш, танец и песню. Эти три музыкальные области
уподобляются трём китам, на которых, по легенде,
держится земля. Ощущение детьми песенности,
танцевальности ведёт их к пониманию музыки.
Три кита – самые распространённые и
демократичные жанры музыкального искусства. Все
дети, так или иначе, знакомятся с ними ещё до
поступления в школу. Таким образом, обучение с
первых шагов опирается на Опыт детей, что
вызывает у них уважение к самим себе и интерес к
занятиям.
Важнейшая особенность программы
Кабалевского – это её Тематическое построение,
при котором для каждой четверти учебного года
определяется своя тема, которая постепенно
раскрывается от урока к уроку.
Например, темой занятий в первой четверти
второго класса является "три кита". Затем
изучаются темы: "О чём говорит музыка?" и
"Куда ведут нас три кита?", а в последней
четверти года – "Что такое музыкальная
речь?". Таким образом, снимается опасность
фрагментарности, а ребята по спирали (забег
вперёд и возвращение к пройденному) познают
музыкальное искусство на уроке.
Темы занятий в пятом классе сконцентрированы
вокруг связей между изобразительным искусством,
литературой и музыкой. В шестом классе тема
"Преобразующая сила музыки используются для
идейно-нравственного воспитания. В седьмых и
восьмых классах школьники занимаются
"Музыкальным образом" и "Современностью в
музыке".
Следующим важным моментом в программе Д.Б.
Кабалевского является связь музыки с жизнью.
Музыка, как и другие виды искусства, рождаются из
единого источника и вырастают на единой почве.
Источник этот и почва эта – Жизнь, реальная
жизнь, питающая искусство и писателя, и
композитора, и художника.
Поэтому-то мы и находим так много общего между
различными искусствами. Кабалевский говорил:
"+понять произведение искусства, это значит,
прежде всего, понять его жизненное
содержание". Школьная жизнь рождает музыку о
школе, Спортивная жизнь рождает музыку о спорте,
Война – рождает музыку о войне, Революция –
рождает музыку революции.
И наконец, о педагогике сотрудничества. Когда
Д.Б. Кабалевский пришёл в московскую школу 209
как новый учитель музыки и провёл урок, то после
урока он спросил молодую учительницу (это был её
класс) довольна ли она своими учениками? На что
учительница ответила, что дети говорили с
Дмитрием Борисовичем, как со своим+ Кабалевский
остался довольным её мнением. "Это ведь хорошо
и так важно: урок – не урок, если нет душевной
близости учителя с учениками,
взаимопонимания".
И на последующих занятиях Кабалевский так
подавал материал, так его сопоставлял и, если
нужно, видоизменял, что ему не приходилось
излагать готовых определений тех или других
понятий: дети сами открывали особенности и
свойства изучаемых музыкальных явлений и сами
приходили к обобщающим выводам, дающим ключ к
конкретному в их музыкальной практике.
Ученики, таким образом, становятся
полноправными соавторами урока музыки.
Педагогика сотрудничества – это педагогика
развития личности.
Тема триместра: "Музыка и
живопись"
Тема урока: "Можно ли увидеть музыку.
Богатырская тема в искусстве" (урок
введение в тему)
Цели и задачи урока: Дать учащимся
первоначальное общее представление о возможных
взаимосвязях музыки и живописи и вызвать интерес
к этой области. Обеспечить усвоение музыкальных
и художественных понятий, исторических фактов,
формирование эмоционально нравственного
отношения к музыки. Воспитание патриотизма,
гордости за Родину, причастности к её славному
прошлому.
Оборудование урока:
1. Портреты русских композиторов А. Бородина, М. Глинки, С. Прокофьева.
2. Репродукции с картин русских художников И. Репина, В. Васнецова, П. Корина, И. Глазунова и А. Кившенко.
3 ТСО: диапроектор со слайдами, видеомагнитофон, проигрыватель, пластинки.
ХОД УРОКА
Дети входят в класс под музыку С.
Никитина "Песня о маленьком трубаче".
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у
нас интегрированный урок, на котором мы
попытаемся проследить связь музыки с
изобразительным искусством.
Искусства возникают не на пустом месте. Все они
рождаются из единого источника и вырастают на
единой почве. Источник этот, и почва эта – САМА
ЖИЗНЬ!
В прошлом полугодии мы узнали о том, что музыка и
литература обогащают друг друга. А как вы
думаете, музыка и изобразительное искусство
могут жить друг без друга?
Не спешите отвечать. Давайте послушаем музыку.
Прежде чем прозвучит оркестровое исполнение,
послушайте тему на фортепьяно. (Учитель играет на
фортепьяно главную мелодию 1-й части из 2-й
симфонии А.Бородина).
Учитель: Какая это музыка? Она что-то
выразила или изобразила?
Уч-ся: Музыка эта изобразительная.
Учитель: Какое чувство вызывает эта
тема?
Уч-ся: Она вызывает чувство
решительности, сосредоточенности.
Учитель: Какой образ создаёт?
Уч-ся: Внутренне представляется
какой-то мужественный, героический образ.
Учитель: Правильно, молодцы! А теперь
я предлагаю Вам послушать ту же музыкальную тему,
но в исполнении симфонического оркестра. Слушая
музыку, почувствуйте её, подумайте, а затем
ответьте: Может быть, ещё какие-то темы будут
звучать?
(Звучит экспозиция 1-й части 2-й симфонии А.
Бородина – произведение пока учителем не
называется).
Уч-ся: Звучала музыка мужественная,
суровая, сосредоточенная, решительная, на смену
ей пришла удивительно душевная, распевная,
песенная, раздольная тема, а затем снова
возвратилась суровая мужественная музыка.
Учитель: А как вы считаете, это
музыкальное произведение создал русский или
зарубежный композитор?
Уч-ся: Только русский композитор,
потому что зарубежный никогда такую музыку не
напишет. Уж очень она русская.
Учитель: Совершенно верно! Вы
абсолютно правы. Автором этой музыки является
русский композитор А. Бородин, а произведение
называется "Богатырская" симфония.
Учитель сообщает краткие сведения о
композиторе: Александр Порфирьевич Бородин
родился в 1833 г. и умер в 1887 г. Природа одарила
этого человека множеством талантов – могучий
разум учёного, гений композитора и литературное
дарование. Сорок две научные работы, среди
которых немало выдающихся. Известная на весь мир
опера "Князь Игорь", могучие симфонии,
большое число камерно-инструментальных и
фортепьянных произведений, романсы и песни,
блестящие статьи о музыке и музыкантах – это
неполный список того, что создал Бородин.
Далее учитель обращает внимание учащихся на
стенд, на котором помещены репродукции картин: И.
Репина "Протодьякон", В. Васнецова
"Богатыри", П. Корина "Александр
Невский", И. Глазунов "Два князя", А.
Кившенко "Военный Совет в Филях"
Учитель: Какая из картин могла бы
проиллюстрировать "Богатырскую" симфонию?
Дети выбирают картину "Богатыри" В.
Васнецова и зачитывают карточку с описанием
сюжета картины.
Содержание карточки: "Изображая на картине
героев русских былин – Илью Муромца, Добрыню
Никитича, Алёшу Поповича, художник воплотил идею
величия и могущества русского народа.
Учитель: "Что общего между музыкой
Бородина и картиной Васнецова? Что роднит эти два
произведения?
Уч-ся: И композитор, и художник
прославляют образ русского богатыря – могучего
защитника Родины.
Учитель: У меня такой вопрос.
Случайно или закономерно то, что так много
произведений различных видов искусств посвящено
героической богатырской теме?
Уч-ся: Искусству интересен человек,
образ которого ярче всего раскрывается в
критических ситуациях.
Учитель: Ребята, давайте подумаем и
попробуем разобраться, а что такое подвиг?
Уч-ся: Подвиг может совершить не
каждый. Слабый духом человек не способен на
подвиг. Только люди сильные духом, любящие свою
Родину и народ, способны совершить подвиг.
Учитель: Вы говорите очень мудрые
слова. Подвиг – это есть высшее проявление
красоты человеческого духа.
Учитель: Ребята! Давайте вспомним и
назовём истинных героев – богатырей земли
Русской.
Уч-ся: Александр Невский, Дмитрий
Донской, Александр Суворов, Георгий Жуков,
Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, Иван
Сусанин, Михаил Кутузов+
Учитель обращает внимание детей на стенд, где
размещена картина А. Кившенко "Военный Совет в
Филях".
Учитель: Ребята! Что изображает
картина?
Уч-ся: На картине изображены русские
генералы во главе с фельдмаршалом Кутузовым,
которые решают судьбу Москвы. Сдавать её
французам или нет. Принято нелёгкое решение.
Москву сдать, чтобы сохранить армию.
Учитель: Молодцы! Правильно. А
композитор С. Прокофьев пишет оперу "Война и
мир" по роману Л. Толстого. Мы разучили с вами
фрагмент из этой оперы – арию М. Кутузова.
Дети исполняют главную мелодию арии Кутузова.
Учитель: О чём поёт Кутузов? Сколько
частей в арии?
Уч-ся: В арии три части. В первой
части звучит скорбь. Войска должны оставить
Москву. Во второй части звучит ненависть к врагу.
В третьей части слышится вера в грядущую победу
над врагом.
Учитель: Правильно ребята. Мудрость
полководца Кутузова спасает Россию от врагов.
Слушая эту арию, кого мы ещё невольно вспоминаем?
Уч-ся: Вспоминаем Ивана Сусанина,
который ценой своей жизни спас Москву от
иноземцев.
Героизм русского народа живёт во все времена.
Во время Великой Отечественной войны подвиги
совершали не только взрослые, но и дети. Ярким
примером этому служат образы ребят – героев,
которые ценой своей жизни спасали нашу Родину от
врагов.
Дети читают стихи:
Мы помним всех отважных бойцов
Наших дедов и наших отцов
И взрослых, и тех, кто был ещё мал
Но всё равно, как мог, воевал
Исполняется песня С. Никитина "Песня
о маленьком трубаче".
Далее в классе идёт обсуждение песни.
Учитель: Завершая наш урок, мы можем с
вами сделать вывод, что музыка может вызвать в
нашем воображении различные живописные образы, и
даже определённые картины.