"Это зависит от тебя"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Это зависти от тебя».

Цели:

  • Обобщить знания детей об устройстве организма человека.
  • Обобщить знания детей о формах и методах сохранения здоровья.
  • Развивать потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование: выступления детей, интерактивная доска, энциклопедия «Кирилла и Мефодия»

В здоровом теле – здоровый дух.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель: Добрый день, дорогие друзья, уважаемые гости нашей сегодняшней встречи.
На протяжении многих уроков окружающего мира, мы с вами изучали организм человека, познакомились с тем, как работают и какую функцию выполняют различные органы человеческого тела. А как вы думаете, что необходимо для того, чтобы наш организм работал бесперебойно и слаженно?
Дети: необходимо вести здоровый образ жизни.

Ученица:

Приветствуем всех, кто время нашел
И в школу на марафон здоровья пришел!
Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь.
И набираем, естественно, вес!
Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,
Нам спорт с физкультурой, как воздух нужны,
А с ними порядок, уют, чистота,
Эстетика. В общем, сама красота!
Здоровье свое сбережем с малых лет,
Оно нас избавит от болей и бед!

Учитель: Сегодня я вам предлагаю провести немного необычный урок. Представьте, сегодня мы с вами собрались на конференции врачей разных специальностей, которые расскажут нам о важных функциях работы организма. Дадут нам советы по выполнению элементарных правил здоровьесбережения.
– Разрешите представить вам:

  • Хирурги
  • Кардиологи
  • Гастроэнтеролог
  • Стоматологи
  • Окулисты

II. Основная часть

– Начинаем нашу конференцию. Давайте первым слово дадим врачам-хирургам.

(энциклопедия)

1 Ученик: Под кожей человека находятся кости и мышцы. Кости составляют скелет человека. Значение скелета очень велико: он является опорой тела, а также защищает многие внутренние органы от повреждений. Например, кости головы защищают головной мозг, а кости позвоночника спинной (он находится внутри позвоночника).
Мы не могли бы двигаться, если бы у нас не было мышц. Мышцы прикрепляются к костям. Сокращаясь и расслабляясь, мышцы приводят в движение кости, а значит, и наше тело. Это происходит по команде мозга.

2 Ученик: При постоянной неправильной осанке возникает заболевание позвоночника – скалиоз, когда позвоночник искривляется. Это может возникнуть при неправильной позе тела за столом, переносе тяжестей в одной руке. Поэтому рекомендую выполнять требования посадки за столом, а при выборе сумки – остановиться на ранце с двумя лямками. При работе и отдыхе необходимо постоянно следить за своей осанкой, равномерно нагружая скелет.
Чтобы не повредить кости, прежде подумайте, чем что-то сделать. Иногда так хочется доказать окружающим что ты не трус, удивить всех. Будьте осторожны при езде на велосипеде, опасно прыгать с высоты: с забор, из окна, в воду в незнакомом месте. Не нужно без необходимости рисковать своим здоровьем.

3 Ученик:А вам хочу дать несколько советов, как правильно выполнять комплекс утренней зарядки?
– Зарядку делай ежедневно в хорошо проветренном помещении.
– Движения выполняй в следующем порядке: голова, шея, верхние конечности, туловище, нижние конечности.
– Начинай зарядку с легких разминочных упражнений, ходьбы.
– Нагрузку увеличивай постепенно.
– Во время зарядки можно использовать разнообразные упражнения: наклоны, повороты, вращения туловища и конечностей, ходьбу в разном темпе, прыжки, подскоки, умеренный бег.
Комплекс включает 5–8 упражнений, которые повторяются 4–6–8 раз.

Учитель:Благодарю за очень интересный материал. Коллеги есть ли у вас вопросы?
– А мы переходим к следующей группе специалистов: кардиологи.

1 Ученик: Огромную роль в организме играет кровь! Она приносит ко всем органам питательные вещества и кислород, а уносит от них углекислый газ.
Кровь движется по особым трубочкам кровеносным сосудам, крупным и мелким. Они проникают во все органы.
Но кровь не может двигаться сама по себе. Её заставляет двигаться сердце.
Его можно сравнить с насосом. Оно с силой выталкивает кровь в кровеносные сосуды. Обежав всё тело, кровь возвращается в сердце. Сердце работает непрерывно всю жизнь человека. Обычно размеры человеческого сердца соответствуют размеру кулака.

2 Ученик: Хочу поделиться интересными сведениями.
– А вы знаете, сколько крови в организме человека?
– У взрослого – около 5 л, у ребенка вашего возраста – около 3 л. Потеря даже пол-литра крови может быть смертельной.
– Итак, мы знаем, что в организме человека несколько литров крови. Как вы думаете, вся ли кровь циркулирует по кровяному руслу?
– Оказывается, примерно половина крови циркулирует по организму, а другая находится в «Кровяных депо». Такие «депо» селезенка, печень, кожа. Когда на уроках физкультуры выбегаете, прыгаете, активно работают ваши мышцы. Организму требуется снабжение кислородом всех органов. Чтобы помочь организму, «кровяные депо» выбрасывают дополнительные порции крови, и нормальная деятельность органов восстанавливается. Когда организм плохо приспособлен к таким ситуациям (не тренирован), то при выбросе дополнительных порций крови" мы ощущаем боль: если в лёвом боку это селезенка «отдала» в "кровоток запасную кровь, если в правом подреберье – это работает «депо» печень.

3 Ученик. Спорт, работа и сбалансированное питание, где преобладает растительная пища, фрукты, овощи – всё это предупреждает заболевания крови.
Не увлекайтесь употреблению соли – она повышает плотность крови и её давление. Кровь от соли густеет, становится плотной и сердцу труднее проталкивать её по сосудам. Удалит лишнюю соль из крови можно только водой. Вредно влияет на организм алкоголь и курение. Они отравляют организм.

Учитель:Спасибо за очень интересную информацию. Давайте пригласим следующих специалистов – гастроэнтеролог

1 Ученик: Измельчение и переваривание пищи в организме обеспечивает пищеварительная система. Сначала пища попадает в ротовую полость. Здесь мы пережёвываем её зубами, перемешиваем языком. Уже в ротовой полости пища начинает перевариваться с помощью слюны. Затем через глотку и пищевод пища попадает в желудок, где её переваривает желудочный сок. Из желудка пища поступает в кишечник. Там и заканчивается её переваривание.

2 Ученик:

1. Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.
2. Булочек и сладостей надо есть поменьше. В этой пище очень много углеводов, излишки которых организм превращает жир и запасает под кожей.
3. Не надо есть много жареного, копчёного, солёного, острого. Такая пища может быть очень вкусной, но не очень полезной и даже вредной.
4. Пища не должна быть очень горячей, обжигающей.
5. Нужно стараться есть в одно и то же время. Организм как бы привыкает к определённому режиму, и пища лучше усваивается.
6. Утром перед школой надо обязательно завтракать
7. Ужинать нужно не позже чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.
8. Очень опасно употреблять – алкоголь, так как попадая в мозг, замедляет его работоспособность, он отравляет организм.
– Если вопросы к этой группе специалистов?

Учитель: Спасибо за очень интересную информацию. Давайте проведем физкультминутку: я сегодня вас хочу научить самомассажу пальцев. Пальцы связаны с мозгом и внутренними органами. Будем массировать каждый пальчик.

Большой палец – повышает деятельность головного мозга.
Указательный – улучшает работу желудка
Средний – кишечник и позвоночник
Безымянный – печень
Мизинец – работу сердца. Похлопали в ладоши. Встряхните руки, словно сбрасываете капельки воды.
Давайте пригласим следующих специалистов – стоматологи:

1 Ученик: Все зубы в отличие от формы, имеют одинаковое строение. При заболевании вначале врач острым крючком проверяет целость эмали, если зуб здоровый, то эмаль не поддаётся. А если повреждена, то крючок цепляется за пульпу – это наполнитель зуба. Я как врач в начале высверлю углубление и заполню его специальным раствором, который застывает. Это пломба. Бывает при сверлении зуба боль, это реагирует нерв. Его перед лечением предварительно обезболивают.

2 Ученик: А я хочу добавить, если вовремя врач не очистит зуб и не запломбирует, то через разрушающий зуб попадут микробы. Собирается огромное количество остатков пищи, которая разлается и может вызвать заражение крови и ли вспухает десна и щека.

3 Ученик: Я вам хочу подарить памятку «Правила сохранения зубов здоровыми»:

  • Не ковыряй в зубах металлическими предметами, для этого имеются зубочистки
  • Не бери в рот и не держи в зубах иголки, гвозди
  • Не бери в рот после холодной пищи сразу горячую, при резкой смене температуры в эмали образуются трещины.
  • Не кури. От дыма желтеют зубы.
  • Чистить 2 раза в день
  • 2 раза в показывайся врачу.

– А теперь у меня вопрос: как вы понимаете пословицу: «Здоровые зубы – залог здоровья?»

4 Ученик: Здоровые зубы – залог здоровья. Зубы придают красоту лицу человеку, помогают правильной речи. Как вы думаете при покупке лошади осматривают не только внешне, но и обязательно смотрят зубы? (У старой лошади зубы стёрты)

Учитель: Теперь я думаю, что после такой интересной информации, мы без проблем пойдём к врачу – стоматологу.
А я хочу представить ещё одну группу специалистов: Окулисты.

1 Ученик: Глаза по форме напоминают мячики величиной около 3 см и массой 6 г. Благодаря способности видеть мы получаем большую часть знаний об окружающем мире. Глаза защищают веки с ресницами, которые моргают сами собой 8-10 раз в минуту. Веки работают по принципу дворников на автомашине. Они отталкивают попавшие в глаза частички пыли и микробы. Слезная жидкость увлажняет глаза. В слезах имеются уничтожающие микробов вещества, а также поваренная соль. Поэтому слезы соленые.

2 Ученик: Некоторые люди не различают цветов. Это болезнь дальтонизм. Его нельзя вылечить. У мальчиков эта болезнь встречается в 15 раз чаще. Они не могут водить автомобиль, самолёт. Почти все пожилые люди прибегают к помощи очков, когда читают или работают, потому что с возрастом развивается дальнозоркость. Вы должны помнить об опасности стрельбы из рогаток, резинок, подрывание пикард. И т.д.

3 Ученик: а я хочу с вами поделиться памяткой о том как нужно беречь глаза:

  • Читай при хорошем освещении
  • Книга и тетрадь должна лежать на расстоянии 30 – 35 см.
  • Не читай лёжа.
  • Не читай в транспорте.
  • От экрана телевизора необходимо сидеть не ближе, чем за 2 – 3 метра.
  • За компьютером не более 1 часа в день
  • Глаза протирай чистым носовым платком.

Учитель: посмотрите, как много интересного мы узнали на уроке. А сейчас, мы с вами поиграем. Вы будете слушать вопросы, которые я вам буду задавать. Слушайте внимательно. Если ответ отрицательный, то молчите, а если положительный, отвечайте фразой: “Это я, это я, это все мои друзья!”

Кто ватагою веселой.
Каждый день шагает в школу?
Кто из вас, из малышей.
Ходит грязный до ушей?

Кто ложится рано спать.
В ботинках грязных на кровать?
Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?

Кто одежду “бережет”
Под кровать ее кладет?
Кто с зарядкой дружит смело,
Кто с утра прогонит лень,
Будет смелым, и умелым,
И веселым целый день.

– А теперь для каждой группы специалистов я загадаю загадки: Они будут связаны со здоровьем и о спорте.

Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Градусник)

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне. (Мыло)

Не кормит, не поит,
А здоровье дарит. (Cпорт)

Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут.
Ровно 45 минут.
В школе – кони и лужайка?!
Что за чудо угадай-ка! (Спортзал)

Льется речка – мы бежим,
Лед на речке – мы бежим. (Коньки)

Зеленый луг, сто скамеек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих.
Рыбацкие сети. (Стадион)

– А теперь каждая команда должна собрать пословицу в конверте и зачитать.

1. Дал бы бог здоровья, а счастье найдём.
2. Здоровьем слаб, так и духом не горюй.
3. Не рад больной и золотой кровати.
4. У кого болят кости, тот не думает в гости.
5. Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

III. Заключительная часть

Учитель: А я хочу закончить наше занятие словами:

Рано утром просыпайся,
Cебе людям улыбайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся,
Dсегда правильно питайся,
Аккуратно одевайся,
Вот тогда, будешь ты
Здоров всегда…