Тема: Слова – чувства (междометия)
Цели:
- Познакомиться со словами русского языка, к которым нельзя задать вопрос (слова – чувства = междометия).
- Исследовать их роль в речи, предложении.
- Понаблюдать и научиться правильно выделять на письме междометия.
- Совершенствовать навык выразительного чтения в предложениях с междометиями.
- Закрепить навык работы со справочной литературой для выяснения значения слова междометия (толковый словарь для школьников под редакцией И.Н. Козловой).
- Расширять языковые границы общения путем пополнения словарного запаса учащихся междометиями.
- Продолжить работу по совершенствованию каллиграфии и орфографической зоркости.
- Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством, совершенствуя свою письменную и устную речь.
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ).
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.
Метод урока: деятельностный.
Оборудование:
- учебник «Русский язык» – 2 кл. Авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
- «Толковый словарь русского языка для школьников». Авт. Козлова
- Опорные схемы к уроку: «ромашка» с частями речи, грамматическая основа
- «Занимательный русский язык» (нескучный учебник). Авт. Г. Александрова
- «Маленькая дверь в большой мир». Авт. Р.Н. Бунеев, книга для чтения 1 часть, 2 кл. (цитаты на карточках)
Межпредметные связи:
- литературное чтение.
- Риторика
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
– Сегодня у нас необычный урок. Вы готовы к
сотрудничеству? Интересным наш урок прлучится
при совместном труде.
– С чего начинаем уроки русского языка? (с
чистописания)
II. Минутка чистописания
– Для чего нужна минутка чистописания?
Хх // Жж // ох // меж // хо // до // эх // ме // ух // тье // ах
III. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха
Цель: активизировать знания детей об
изученных частях речи и связи слов в предложении.
– Чтобы продолжить работу предлагаю вспомнить
теоретический материал и дополнить «ромашку»
частями речи, которые мы изучили.
(На правом развороте доски по мере ответа
учащихся учитель выставляет схемы)
– Что можно составить из слов – частей
речи? (Предложения)
– Какие главные члены предложения мы знаем?
Главные члены предложения: подлежащее + сказуемое |
– Как умеем связывать слова в
предложении? (По вопросам)
– Составьте предложения из рассыпанных слов. (Устная
работа в группе)
Запись на доске (на карточках):
, |
, |
, |
, |
, |
|||||
С оборота – большая буква | С оборота – большая буква |
(После обсуждения предложение записывается с комментированием в тетрадь: Ах, большая оса ужалила малыша)
Обозначьте грамматическую основу в предложении и обозначьте графически связь слов в предложении. Напишите вопросы, которые задавали к словам (Какая? Кто? Что сделала? Кого?)
IV. Постановка проблемного вопроса
Цель: зафиксировать интеллектуальный разрыв между имеющимися знаниями детей и несостоятельностью ответа на вопрос.
– Какой вопрос нужно задать к слову ах?
– Предлагаю провести исследовательскую работу
по группам.
1 группа ––> исследуют как имя существительное.
2 группа ––> исследуют как имя прилагательное.
3 группа ––> исследуют как глагол.
4 группа ––> попробуйте взять какое-то другое слово.
Вывод! Ни на какой из вопросов слово ах не отвечает, значит это новая группа слов, т.е. новая часть речи.
V. Сообщение новой темы, разрешение интеллектуального конфликта
Цель: показать роль междометий в предложении.
– Поздравляю Вас! Вы сегодня на уроке сделали
маленькое лингвистическое открытие, о том, что
есть в русской речи такие слова, к которым нельзя
задать вопрос. А какую же работу они выполняют в
речи?
– Представьте, что этим малышом оказались бы вы.
Какое чувство вы бы испытывали после укуса осы? (Ой!
Больно)
– Вспомните, кто учил 2-ю песенку Винни-Пуха.
2-я песенка:
Куда идем мы с Пятачком?
Большой, большой секрет
И не расскажем мы о нем,
Да – да! Верней нет – нет!
– Расскажут или нет о своем секрете друзья? (Да-да!
Нет-нет!)
– Какие чувства выражают слова да-да, нет-нет
(согласия, несогласия).
Вывод: эти слова выражают разные чувства (слова – чувства).
VI. Введение нового понятия. Работа со словарем, с учебником
Цель: мотивировать детей к раскрытию новой части речи.
– Изученным частям речи мы дали научные
понятия (опять возвращаюсь к «ромашке» с
названиями частей речи). А какое название вы бы
дали словам – чувствам?
– Вернемся к нашей минутке – чистописания.
Догадайтесь, какое слово закодировано в слогах
без овалов? (Междометие)
– Найдите в толковом словаре значение этого
слова. (На доску в «ромашку» выставляется
опорная схема с названием).
– Теперь обратимся к учебнику (стр.66, упр.103) и
понаблюдаем как на письме выделяется междометие.
Запишите одно из предложений по выбору в тетрадь.
Вывод: междометия пишутся в начале предложения с большой буквы. После них ставятся « , » или « ! »
VII. «Грамматическая сказка»
Цель: показать эмоционально – чувственную окраску предложений с новыми междометиями.
– Послушайте грамматическую сказку и постарайтесь запомнить новые междометия.
«Собрались однажды все части речи и
высказываются о своей пользе:
– Мы существительные самые многочисленные,
называем предметы.
– А мы прилагательные не менее важные, мы
называем признаки предметов.
– Да и мы глаголы в речи нужны, приводим Вас в
действие.
– Вот какие мы нужные: все мы что- то
обозначаем, да и вопросы у нас есть. А как же тебя
узнать и запомнить?
Не обиделось на них междометие.
– Я и без вопросов людям сгожусь. Чувства ведь
у всех есть:
Мне, – сказало междометие, –
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово АХ!
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносит слово УХ!
Дети! Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья?
VIII. Упражнения в правильном употреблении междометий и осознанности чтения (парная работа)
– Вы сейчас получите листочки, на которых записаны предложения из знакомых вам текстов учебника «Маленькая дверь в большой мир». Попробуйте определить, какие междометия пропущены и поставьте их.
Карточка: (стр.88 – ключ для проверки)
Он подошел к раскрытому окну и выглянул во двор.
…, Снусмумрик воспользовался веревочной
лестницей.
– …, Малыш! – крикнул Карлсон, помахал своей
пухлой ручкой и скрылся. (стр.167)
–…!...! – окликнул его Мастино слабым голосом.
(стр.155)
–… …, вот так ловко! – загоготал Карабас
Барабас. – Сам золотой ключик идет мне в руки!
(стр.148)
Первый сыщик, подняв морду, издал собачий вопль
отчаяния.
Второй сыщик сделал то же самое:
– ……!
Они кинулись и обыскали весь косогор (стр. 147).
– Проверить правильность своих ответов вы можете по книге «Маленькая дверь в большой мир» (на обратной стороне листочка указан номер страницы).
IX. Итог
– С чем знакомились?
– Для чего нужны междометья?
X. Рефлексия
Цель: мотивировать детей к творческому стихосложению и употреблению в речи междометий «волшебных слов».
– Ребята, попробуйте сложить рифмовку из междометий. (Каждое междометие записано на отдельной карточке)
Караул! Увы! Ага!
Привет! Ой! Ха-ха! Ура!
Браво! Ба! Да-да! Хо-хо!
Фи! Фу! О! Бай-бай! Ого!
(Запись в тетради)
– В заключение мне хочется сказать всем присутствующим на уроке спасибо. А вы, ребята, поинтересуйтесь: слово спасибо можно назвать междометьем?
XI. Домашнее задание
Упр.104 или сочинить сказку про междометие с рисунком.