Игровое занятие "Поле чудес" в старшей группе для детей с ОНР с применением нетрадиционных методов по теме "Осень"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель:

  • проверить и обобщить знания об осени
  • совершенствовать лексико-грамматические категории и связную речь на примере данной лексической темы

Задачи:

  • расширение и активизация словаря
  • развитие логического мышления
  • развитие физиологического дыхания, силы голоса
  • развитие интонационной силы голоса
  • развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата

Оборудование: игровое поле для игры “Поле чудес” (сектора: с количеством фишек в цифровом обозначении от 1 до 5, приз, переход хода), фишки, фланелеграф, предметные картинки с изображением признаков осени, музыкальный центр, диск с записями музыки.

Ход занятия

Логопед: Внимание! Внимание! Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня проводится игра “Поле чудес”. (Познакомить детей с правилами игры).

Тема: “Осень” (звучит специально подобранная музыка)

Ребята, а какая бывает осень? (Ранняя, поздняя).
Давайте, изобразим раннюю осень. У ранней осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. (Р.Шуман “Веселый крестьянин )
Покажите, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний день.
А теперь давайте, изобразим позднюю осень. Поздняя осень грустная, печальная, Зимой гонимая. (Н.Сидельников “Осеннее настроение”)
Покажите, какое у вас настроение в дождливый, хмурый осенний день.

Отборочный тур.

Логопед: Для игры нам необходимо выбрать 9 участников. Участником становится тот, кто отгадает загадку.

  1. Летом вырастают, а осенью опадают? (Листья)
  2. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
  3. Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
    И бормочет и поет, убаюкивает? (Дождь)
  4. Сидят-зеленеют, летят – желтеют, падают – чернеют (листья)
  5. Его весной и летом мы видим одетым,
    А осенью с бедняжки сорвали все рубашки… (дерево)
  6. По небесам оравою
    Бредут мешки дырявые,
    И бывает иногда:
    Из мешков течет вода.
    Спрячемся получше
    От дырявой ….. (тучи)
  7. Поглядите, поглядите –
    Протянулись с неба нити!
    Что за тоненькая нить
    Землю с небом хочет сшить?
    Не ответишь – подождем,
    Отгадаешь под ….. (дождем)
  8. Неизвестно, где живет.
    Налетит – деревья гнет.
    Засвистит – по речке дрожь.
    Озорник, а не уймешь (ветер)
  9. Если на деревьях листья пожелтели,
    Если в край холодный птицы улетели.
    Если небо хмурое, если дождик льется,
    Это время года ….(осенью)…зовется.

Приглашается первая тройка игроков. (Дети называют свои имена и фамилии и подходят к игровому полю).

Первый тур игры.

Вопросы:

  1. День, когда идет дождь – какой? (Дождливый)
  2. День, когда дует ветер – какой? (Ветреный)
  3. Дождик, который идет осенью – какой? (Осенний)
  4. Погода, когда часто идут дожди – какая? (Дождливая)
  5. Погода, когда часто дуют сильные ветры – какая? (Ветреная)
  6. Погода, которая бывает осенью – какая? (Осенняя)

Приглашается вторая тройка игроков.

Второй тур игры.

Вопросы:

  1. Летом солнце яркое, а осенью…
  2. Летом небо светлое, а осенью….
  3. Летом день длинный, а осенью….
  4. Летом тучи ходят высоко, а осенью…
  5. Летом люди растят урожай, а осенью….
  6. Летом деревья стоят одетые, а осенью….
  7. Летом на улице жарко, а осенью…...

Приглашается третья тройка игроков.

Третий тур игры.

Вопросы:

  1. Осенью дождь что делает?.........
  2. Осенью листья что делают? .......
  3. Осенью ветер что делает? …….
  4. Осенью птицы что делают?........
  5. Осенью звери что делают?..........
  6. Осенью люди на огородах, в садах что делают?..

Динамическая пауза.

Подвижная игра “Листопад” (звучит музыка Л.Бетховена “Лендлер”)

Всем детям раздаются листья из осеннего букета.
Логопед: Дует легкий осенний ветерок: “У-у-у-у-у-у-у-у” (тихо). Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: “У-у-у-у-у-у-у-у!” (громко). Заблудились мы в лесу, закричали мы: “АУ!” (Сначала громко, потом тихо). Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки с нами говорят:
“А-о-и-у”. (Под музыку они кружатся с листочками в руках.)
Налетел ветер, и листочки стали опадать.
Листопад, листопад, листья желтые летят. (Дети, у которых желтые листочки бросают их на коврик и приседают).
Листопад, листопад, листья красные летят. (Дети, у которых красные листочки бросают их на коврик и приседают).

Финал.

Задание:

Определи, чего не бывает осенью.

  • Набухают почки, распускаются листья
  • Люди собирают урожай овощей и фруктов
  • Звенит капель, бегут ручьи
  • Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья
  • Дети купаются, загорают, носят легкую одежду
  • Дикие животные делают запасы на зиму
  • Ярко светит солнце, поют птицы
  • Птицы улетают в теплые края

Суперигра.

Задание: Составить рассказ об осени по опорным картинкам.

(Картинки выставляются на фланелеграф).

В лес пришла золотая осень. В лесу деревья желтые, красные. На земле много листьев. Птицы собираются в стаи и готовятся к отлету в теплые края.

Хлопотливые белки заготавливают припасы на зиму. Медведи готовят себе берлогу. Меняют шубки зайцы. Скоро начнутся холодные осенние дожди. У поздней осени свои краски.

Победителю вручаю приз и предлагаю всем детям отдохнуть под музыку.

Логопед: Ребята, представьте, что мы с вами в осеннем лесу. Давайте вдохнем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет “раз”, “два”, “три” выдох ртом. (Здесь можно использовать элементы ароматерапии – аромат сосны, ели).

Дети удобно усаживаются, слушают спокойную музыку (П.Чайковский “Осенняя песня”).