Цель:
- проверить и обобщить знания об осени
- совершенствовать лексико-грамматические категории и связную речь на примере данной лексической темы
Задачи:
- расширение и активизация словаря
- развитие логического мышления
- развитие физиологического дыхания, силы голоса
- развитие интонационной силы голоса
- развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата
Оборудование: игровое поле для игры “Поле чудес” (сектора: с количеством фишек в цифровом обозначении от 1 до 5, приз, переход хода), фишки, фланелеграф, предметные картинки с изображением признаков осени, музыкальный центр, диск с записями музыки.
Ход занятия
Логопед: Внимание! Внимание! Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня проводится игра “Поле чудес”. (Познакомить детей с правилами игры).
Тема: “Осень” (звучит специально подобранная музыка)
Ребята, а какая бывает осень? (Ранняя, поздняя).
Давайте, изобразим раннюю осень. У ранней осени легкая поступь, веселое лицо.
Она радостная, щедрая, добрая, красивая. (Р.Шуман “Веселый крестьянин )
Покажите, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний день.
А теперь давайте, изобразим позднюю осень. Поздняя осень грустная, печальная,
Зимой гонимая. (Н.Сидельников “Осеннее настроение”)
Покажите, какое у вас настроение в дождливый, хмурый осенний день.
Отборочный тур.
Логопед: Для игры нам необходимо выбрать 9 участников. Участником становится тот, кто отгадает загадку.
- Летом вырастают, а осенью опадают? (Листья)
- Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
- Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
И бормочет и поет, убаюкивает? (Дождь) - Сидят-зеленеют, летят – желтеют, падают – чернеют (листья)
- Его весной и летом мы видим одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки… (дерево) - По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше
От дырявой ….. (тучи) - Поглядите, поглядите –
Протянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить?
Не ответишь – подождем,
Отгадаешь под ….. (дождем) - Неизвестно, где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь (ветер) - Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край холодный птицы улетели.
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года ….(осенью)…зовется.
Приглашается первая тройка игроков. (Дети называют свои имена и фамилии и подходят к игровому полю).
Первый тур игры.
Вопросы:
- День, когда идет дождь – какой? (Дождливый)
- День, когда дует ветер – какой? (Ветреный)
- Дождик, который идет осенью – какой? (Осенний)
- Погода, когда часто идут дожди – какая? (Дождливая)
- Погода, когда часто дуют сильные ветры – какая? (Ветреная)
- Погода, которая бывает осенью – какая? (Осенняя)
Приглашается вторая тройка игроков.
Второй тур игры.
Вопросы:
- Летом солнце яркое, а осенью…
- Летом небо светлое, а осенью….
- Летом день длинный, а осенью….
- Летом тучи ходят высоко, а осенью…
- Летом люди растят урожай, а осенью….
- Летом деревья стоят одетые, а осенью….
- Летом на улице жарко, а осенью…...
Приглашается третья тройка игроков.
Третий тур игры.
Вопросы:
- Осенью дождь что делает?.........
- Осенью листья что делают? .......
- Осенью ветер что делает? …….
- Осенью птицы что делают?........
- Осенью звери что делают?..........
- Осенью люди на огородах, в садах что делают?..
Динамическая пауза.
Подвижная игра “Листопад” (звучит музыка Л.Бетховена “Лендлер”)
Всем детям раздаются листья из осеннего букета.
Логопед: Дует легкий осенний ветерок: “У-у-у-у-у-у-у-у” (тихо). Листочки
едва шевелятся. Подул сильный ветер: “У-у-у-у-у-у-у-у!” (громко). Заблудились мы
в лесу, закричали мы: “АУ!” (Сначала громко, потом тихо). Осенние листочки на
веточках сидят, осенние листочки с нами говорят:
“А-о-и-у”. (Под музыку они кружатся с листочками в руках.)
Налетел ветер, и листочки стали опадать.
Листопад, листопад, листья желтые летят. (Дети, у которых желтые листочки бросают
их на коврик и приседают).
Листопад, листопад, листья красные летят. (Дети, у которых красные листочки
бросают их на коврик и приседают).
Финал.
Задание:
Определи, чего не бывает осенью.
- Набухают почки, распускаются листья
- Люди собирают урожай овощей и фруктов
- Звенит капель, бегут ручьи
- Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья
- Дети купаются, загорают, носят легкую одежду
- Дикие животные делают запасы на зиму
- Ярко светит солнце, поют птицы
- Птицы улетают в теплые края
Суперигра.
Задание: Составить рассказ об осени по опорным картинкам.
(Картинки выставляются на фланелеграф).
В лес пришла золотая осень. В лесу деревья желтые, красные. На земле много листьев. Птицы собираются в стаи и готовятся к отлету в теплые края.
Хлопотливые белки заготавливают припасы на зиму. Медведи готовят себе берлогу. Меняют шубки зайцы. Скоро начнутся холодные осенние дожди. У поздней осени свои краски.
Победителю вручаю приз и предлагаю всем детям отдохнуть под музыку.
Логопед: Ребята, представьте, что мы с вами в осеннем лесу. Давайте вдохнем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет “раз”, “два”, “три” выдох ртом. (Здесь можно использовать элементы ароматерапии – аромат сосны, ели).
Дети удобно усаживаются, слушают спокойную музыку (П.Чайковский “Осенняя песня”).