Цель урока:
- Познакомить учащихся со старинными русскими городами, архитектурными памятниками данных городов, историческими событиями, связанными с образованием старинных русских городов.
- Развивать речь учащихся, активный словарный запас.
- Воспитывать чувство гордости за свою Родину, интерес к истории.
Оборудование: слайды, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение.
- Ребята, вспомните уроки, на которых мы изучали исторические события, связанные с нашей Родиной. Слайд 1 (Приложение 1).
- Что вы узнали, изучая тему: «Наша Родина: от Руси до России»? (как называли нашу страну в разные времена)
- Вспомните о чём мы говорили изучая тему: «Как выглядели наши предки?» (как выглядели люди в далёкие времена, какую одежду носили, чем занимались); «О чём могут рассказать вещи»? (какие вещи окружали людей, как был устроен дом); «Как возникали и строились города»? (о строительстве городов).
- Как вы думаете, зачем мы изучали эти темы? (Чтобы знать историю нашей страны.)
- Как мы узнаём о том, что происходило давным-давно, в разные времена? (Учёные делают раскопки поселений, находят древние вещи и предметы, которые рассказывают о том, как жили люди.)
III. Изучение нового материала.
1. Сегодня мы совершим с вами путешествие по старинным русским городам.
Слайд 2 (Приложение 1)
- Как вы думаете, почему они называются старинными ?
- Назовите старинные русские города. Слайд 3 (Приложение 1)
- Что скажите? (Города, герб каждого города).
Это старинные русские города.
- Что вам напоминает путь от одного города к другому?
Их называют «Золотым кольцом» России, так как они расположены кольцом к северо-востоку от Москвы и сохранили с древности свой неповторимый облик. Эти земли – колыбель русского народа, каменная летопись России. Такому расположению городов посвящено стихотворение. (Читает ученик.)
Катись, катись колечко, |
|
|
Ростов Великий, Суздаль, |
По краешку земли, |
|
|
И Сергиев Посад… |
От северного моря |
|
|
Их имена как песня |
И голубой тайги, |
|
|
Народные звучат |
|
|
|
|
По рощам и долинам |
|
|
Колечко золотое |
До волжских берегов, |
|
|
Скрепило города |
Где древняя Россия |
|
|
Здесь матушка Россия |
В названьях городов. |
|
|
Здесь русский дух всегда! |
Владимир, тихий Углич, |
|
|
|
Залесский Переславль, |
|
|
|
Жемчужина России - |
|
|
|
Народный Ярославль. |
|
|
|
2. Город Москва.
Итак, мы отправляемся в путешествие. На чём?
– Своё путешествие начнём с города Москва. А как вы думаете почему? (Потому что это – главный город (столица) нашего государства.) Слайд 4 (Приложение 1) (Герб города.)
(Выступает учащиеся.)
Москва стоит на семи холмах на берегу Москвы-реки. Её история уходит в глубь веков.
Было это давным-давно, более чем 850 лет назад. Из богатого города Суздаля в местечко, которое называлось Москов, прискакал на быстрых конях князь Юрий Долгорукий (Слайд 5) (Приложение 1) со своими воинами-дружинниками.
Захотел князь выбрать место для крепости – пограничной заставы. Понравилось ему это место: высокий холм, чистая речка Неглинка впадает здесь в Москву-реку, красивые сосновые леса. Место тихое, глухое, богатое ягодами, рыбой да зверьём. Самое подходящее место для постройки крепости.
Стали крепость строить. Обнесли холм валом (земляная насыпь), построили высокий забор, поставили с двух сторон ворота, выстроили для князя палаты. Так возникла Москва. Полюбилась Москва князю Юрию Долгорукому. Стали расти на лесистых холмах дома, богатела и строилась Москва, сначала город был деревянным (Слайд 6) (Приложение 1)
Постепенно объединяла Москва народы, жившие вокруг, для борьбы с разными врагами. Стал этот город главным среди всех других городов Руси. И появилась в народе поговорка: «Москва – всем городам голова».
Сильной и богатой стала Москва при князе Иване Данииловиче. Прозвали его в народе Иваном Калитой (Слайд 7) (Приложение 1)
Носил всегда князь с собой много мелкой монеты (калиты) и раздавал бедным.
В это время русские земли платили дань монгольскому хану Батыю (Слайд 8) (Приложение 1)
Иван Калита собирал для хана эту дань. Но хитрый московский князь отдавал не всю дань, часть её оставлял в городской казне. На эти деньги шло строительство Москвы, укреплялись границы русского государства. Вместо сгоревших стен вокруг Москвы стал строиться Кремль из толстых дубовых брёвен. Правил Иван Калита 15 лет.
Внук Ивана Калиты Дмитрий Донской (Слайд 9) продолжал дело своего деда – строил Москву.
Он окружил Кремль новыми белокаменными стенами. Более ста лет простоял белый Кремль, а потом его заменил Кремль из красного кирпича, которым мы любуемся до сих пор.
Стены кремля имеют 20 башен. На пяти башнях горят рубиновые звёзды. На Спасской башне (Слайд 10) (Приложение 1) находятся куранты – самые главные часы.
Самое высокое сооружение в Кремле – колокольня Ивана Великого (Слайд 11) (Приложение 1)
Её высота 81 метр. На звоннице 21 колокол. В древние времена колокольня использовалась как дозорная вышка.
Красная площадь (Слайд 12) (Приложение 1) – центральная площадь Москвы, примыкающая к Кремлю.
Образовалась в конце XV века. Первоначально была торговой площадью, затем с XYI века на ней происходили торжественные мероприятия, а называться Красной (красивой) стала со второй половины XVII века.
В 1555-1560 годах воздвигнут Покровский собор (храм Василия Блаженного). Слайд 13 (Приложение 1)
Перед храмом — памятник Минину и Пожарскому, который был установлен в 1818 году. Скульптор И. П. Мартос.
В 1924-1930 годах построен мавзолей В.И.Ленина. Слайд 14 (Приложение 1)
У Кремлёвской стены находятся могилы, а в стене урны с прахом выдающихся советских деятелей.
От Красной площади ведётся отсчёт расстояния по всем идущим от Москвы шоссе.
Московский Кремль (Слайд 15) (Приложение 1) - один из красивейших архитектурных ансамблей мира, древнейшая и центральная часть Москвы.
Москва это большой и красивый современный город. Здесь есть метро, многоэтажные дома, памятники архитектуры. Но всегда ли люди жили в таких условиях?
IV. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы узнали какое жилище было у людей раньше.
- Расскажите о том, как люди жили.
Оценить за домашнее задание.
V. Изучение нового материала.
3. Продолжаем наше путешествие в город Суздаль (Слайд 16 герб города) (Приложение 1)
(Выступает учащийся)
Суздаль, город Российской Федерации, Владимирская область, на реке Каменка. Входит в «Золотое кольцо» России.
Впервые упоминается в 1024 году в Лаврентьевской летописи. В 12 веке при Юрии Долгоруком – стал столицей Ростово-Суздальского княжества. С 13 века – является столицей самостоятельного Суздальского княжества. В 1238 году разорён и сожжён татаро–монголами. В 1392 году Суздаль подчинился Москве.
В 13 – 18 века воздвигаются многочисленные памятники архитектуры; двухэтажные каменные, одноэтажные деревянные жилые постройки. До наших дней сохранилось свыше двухсот памятников культуры.
Никольская церковь (1719 год) Слайд 17 (Приложение 1)
Спасо-Евфимиевский монастырь (1352 год) с мощными крепостными стенами длиной 1200 метров Слайд 18 (Приложение 1)
Конечно все памятники культуры не возможно рассмотреть на одном уроке, нам надо продолжать наше путешествие.
4. Физминутка.
5. Следующая остановка это город Владимир (Слайд 19, герб города) (Приложение 1) (Выступает учащийся.)
Город Владимир центр Владимирской области, расположен на высоком левом берегу реки Клязьма, в 190 км от Москвы. Владимир основан в 1108 году сыном князя Всеволода – Владимиром Мономахом (Слайд 20) (Приложение 1)
Он построил мощную крепость, защищённую с юга крутыми берегами реки Клязьмы, с севера – речкой Лыбедью, с востока и запада – глубокими оврагами. Новая крепость была названа в честь основателя – Владимир. С 1157 года – столица Великого Владимирского княжества. В 12 веке во Владимире и Суздале складывается своя художественная школа живописи и зодчества (искусство проектирования и строения зданий). Ведётся летописание (погодная запись исторических событий). В 1238 году Владимир был захвачен и разорён татаро-монголами. В последствии подняться до былого уровня уже не сумел. Величественная столица стала обычным городом Московского княжества. В 1252 году Александр Невский (Слайд 21) (Приложение 1) становится Великим князем Владимирским.
В 1858-1862 годах через Владимир прошла железная дорога.
Архитектурные памятники:
Въезд в город открывают Золотые ворота (1164 год) Слайд 22 (Приложение 1), от которых начиналась дорога к сердцу города – Успенскому и Дмитриевскому соборам.
Ворота служили не только триумфальной аркой. Это было боевое крепостное сооружение, которое смогло выдержать натиск татарских полчищ на Владимир.
Успенский собор (был заложен в 1158 году) Слайд 23 (Приложение 1)
Этот собор до сих пор остаётся гордостью Владимира. Летопись гласит, что для строительства собора, высота которого 32 метра, «привели мастеров со всех земель». Чтобы собор был не только самым высоким, но и самым красивым, богатые князья жертвовали золото, драгоценные камни и меха.
Церковь Спаса (18 век) Слайд 24 (Приложение 1)
Княгинин монастырь, основанный в 12-13 веках женой Всеволода III, княгиней Марией Слайд 25 (Приложение 1)
6. Следующая остановка Ростов Великий (Слайд 26, герб города) (Приложение 1) (Выступает учащийся.)
Первое упоминание в «Повести временных лет». В 988 году в Ростове княжил Ярослав Мудрый (Слайд 27) (Приложение 1)
При князе Константине Всеволодовиче (1186-1219 годы) город пережил особый расцвет политической и культурной жизни. Один из центров Ростово-Суздальской земли. С 1207 года столица Ростовского Княжества. С 12 по 17 века – Ростов Великий. С 1796 года Ростов уездный город Ярославской губернии. С 18 века – крупный торгово-ярмарочный центр. В 1870 году железная дорога связала Ростов с Москвой.
Архитектурные памятники: церковь Одигитрии Слайд 28 (Приложение 1)
Ростов – крупный центр российского и международного туризма.
VI. Работа с учебником.
Стр. 143 самостоятельное чтение статьи «Господин Великий Новгород». Слайд 29 (Приложение 1) (герб города Великий Новгород)
- Почему величали город «Господин Великий Новгород? (Cлавился богатством, искусством и смелостью воинов.)
- Почему город потерял свою силу и могущество? (Богатые бояре, стоявшие у власти, угнетали простолюдинов, которых грубо называли «смерды»; летопись рассказывает о народных волнениях: «Пошли раб на господина, господин на раба».)
- Прочитайте выразительно слова неизвестного народного поэта про это время.
- Как вы понимаете слова «тихо опочил»?
VII. Обобщение.
- Наше путешествие закончилось. Вам понравилось? Что понравилось?
- А если бы вам предложили отправится в тур. Поездку, куда бы вы отправились? Почему?
- Назовите по каким городам мы сегодня путешествовали?
- Что объединяет эти города? (Старинные, давно построены.)
Слайд 30 (Приложение 1) (герб города Суздаль)
Слайд 31 (Приложение 1) (внук Ивана Калиты – Дмитрий Донской)
Слайд 32 (Приложение 1) (постройка первых стен Кремля, XII века)
Слайд 33 (Приложение 1) (монгольский хан Батый)
Слайд 34 (Приложение 1) (колокольня Ивана Великого, высота 81 метр, на звоннице 21 колокол)
Слайд 35 (Приложение 1) (герб города Владимир; лев, стоящий на задних лапах; на голове железная корона, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест; заново принят 17 марта 1992 года)
Слайд 36 (Приложение 1) (Золотые ворота)
VIII. Оценивание
В течение урока вы получали жетоны зелёного цвета, но разной формы.
Поднимите руки, у кого жетоны имеют форму пятиугольника. Получает отметку «5».
У кого жетоны имеют форму квадрата – «4».
IX. Домашнее задание.
Слайд 3 (Приложение 1) - Какие города у нас остались?
Приготовить сообщение об этих городах.
Словарная работа (слова на доске).
Летопись – погодная запись исторических событий
Вал – земляная насыпь
Палаты – большое богатое здание, помещение
Зодчество – искусство проектирования и строения зданий
Боярин – крупный землевладелец
Смерд – в Древней Руси: крестьянин, земледелец
Тихо опочил – заснуть, погрузиться в сон (то же, что и умереть)