В русле усиления направленности содержания образования в Российской школе на данном этапе исторического развития страны, обучение иностранным языкам, наряду с информатикой и социально-экономическими предметами, рассматривается как приоритетное направление модернизации современного школьного образования.
С начала 90-х годов произошли существенные изменения в социокультурном контексте изучения иностранных языков в России: начали интенсивно развиваться прямые международные связи между российскими и зарубежными фирмами, предприятиями, организациями в регионах, расширились прямые связи между российскими и зарубежными школами и начали разрабатываться совместные общеобразовательные программы по межшкольному культурному и образовательному обмену учащихся, по совместной деятельности школ как партнеров в области общеевропейского образования, международного развития школьников, по участию в международных проектах. Все это приводит к необходимости переосмыслить цели, задачи, содержание и технологии обучения иностранному языку в нашей стране, обновить языковое образование, учитывая при этом богатейший опыт в обучении ИЯ.
Если главной целью обучения иностранному языку в прошлые годы была языковая компетентность — владение четырьмя видами деятельности (речь, понимание речи, чтение и письмо) и способность их применять, то сейчас целью языкового образования объявлена способность к общению. Подразумевается не только владение этими навыками и их практическое применение, но и знакомство со страноведческими и культурными реалиями и знание речевого этикета, умение не просто получать интересующую нас информацию, но и логически ее осмысливать и давать личностную оценку. Важно не просто научить ребенка говорить на иностранном языке, важно научить его общаться, то есть мыслить и делиться своими мыслями с окружающими. Ученые называют это состояние «коммуникативная компетенция».
Переориентация целей обучения на коммуникативную направленность фактически не вызывает сомнения среди исследователей. Она пользуется популярностью и практическим подтверждением в процессе обучения иностранным языкам. Основная цель обучения иностранному языку - это не знания, а действия на основе этих полученных знаний. Поскольку овладение языком - это сформированность разного рода умений, то очевидно, что чем активнее они формируются и развиваются, тем быстрее наступает владение языком.
Социокультурная компетентность обеспечивает учащимся возможность ориентироваться в социокультурных реалиях аутентичной языковой среды, прогнозировать возможные социокультурные помехи в условиях межкультурного общения и способы их устранения; адаптироваться к иноязычной среде, умело следуя канонам вежливости в инокультурной среде, проявляя уважение к традициям, ритуалам и стилю жизни представителей другого культурного сообщества.
Кроме того, формирование социокультурной компетентности предполагает овладение способами представления родной культуры в условиях иноязычного межкультурного общения.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей №90 г.Краснодара существует с 1991г. как многопрофильная школа, где углубленное изучение по различным направлениям осуществляется с 8 класса. Основные задачи, которые решал педагогический коллектив в течение этих лет, в основном две:
- обеспечить более качественное образование по сравнению с традиционной школой;
- создать в учебном заведении такой морально-психологический климат, при котором и ученик, и учитель максимально смогут раскрыть свои творческие способности.
Одним из профильных направлений является лингвистическое с 4-годичным изучением (8-11 классы) иностранных языков: английского, немецкого и французского как второго иностранного языка. Система обучения английскому языку на профильном уровне берет начало в восьмом классе на основе курса «выравнивания» коммуникативных навыков. Необходимость этого этапа обусловлена спецификой учебного заведения, где работа учителя начинается с учащимися, ранее изучавшими английский язык в разных типах школ и, как правило, имеющими разный уровень владения английским языком. Основная цель начального этапа состоит в ускоренном формировании коммуникативного ядра основополагающих навыков и умений общения на английском языке у учащихся с более низким уровнем знаний и в закреплении приобретенных ранее навыков и умений в четырех видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо).
Процесс социокультурного образования средствами иностранного языка в нашем лицее подразделяется на 3 этапа:
- Начальный (Курс выравнивания) – 8 класс.( 1 полугодие).
- Основной (Курс овладения базовым уровнем) – 8-9 классы.
- Завершающий (Курс совершенствования) 10 – 11 классы.
Эффективность работы достигается во-первых, за счет тесного междисциплинарного взаимодействия между учителями иностранного и родного языков при развитии у школьников культуры общения, языковой наблюдательности, речетворчества, во-вторых за счет наличия междисциплинарной связи между иностранным языком как учебным предметом и другими школьными предметами в ознакомлении с культурным многообразием мира, глобальными проблемами современной цивилизации и формами сотрудничества людей в поиске их решений, а также в общеевропейском миротворческом и правовом образовании юных россиян. И наконец, изменение тенденций и целей современного языкового образования требует изменения старых и использование новых технологий в коммуникативно-речевом, социокультурном и языковом образовании школьников.
Применение мультимедийных технологий в процессе урока хорошо сочетается с технологией развивающего обучения, а также проблемным и дифференцированным обучением. В условиях современных реалий компьютерные технологии являются мощным средством обучения, и их применение в образовательном процессе служит серьезным подспорьем для учителя в повышении эффективности обучения и качества образования. В условиях современной школы главной целью обучения иностранным языкам является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.
Использование ИКТ способствует качественному формированию ключевых англоязычных компетенций на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Преподавание английского языка с использованием только классно-урочной системы и традиционных учебных пособий ограничивает возможности учителя и сдерживает творческое и языковое развитие учащихся.
Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:
- повышение мотивации к изучению языка;
- развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
- увеличение объема лингвистических знаний;
- расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
- развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
Цель учителя – научить учеников ориентироваться в безграничном информационном пространстве.
В своей работе для формирования коммуникативной компетентности я использую как традиционные технологии, так и возможности ИКТ:
- Использование обучающих программ, записанных на СD и DVD (приложение к учебным комплексам “New Opportunities”, пособиям по грамматике “Grammar Time”, к пособию для подготовки к экзаменам “State Exam Maximiser” издательства Pearson Education, Longman, приложения к учебным пособиям изд. Express Publishing, электронные словари и т.д.)
- Использование презентаций для работы с лексическим и грамматическим материалом на различных этапах работы (введение, закрепление, активизация) делает процесс обучения привлекательным и более лёгким для понимания
- Использование Интернет-ресурсов для развития коммуникативной компетенции дают возможность доступа к богатейшим источникам англоязычной информации, как во время работы на уроке, так и во время внеучебной деятельности.
- Использование возможностей интерактивной доски позволяет сделать урок более интенсивным, продуктивным и менее утомительным.
- Привлечение учащихся к созданию проектов, презентаций. исследовательских работ развивает их интерес к изучению предмета, творческие способности, дает возможность работать с учащимися разной степени подготовленности.
Использование ИКТ позволяет проявлять индивидуальный подход к обучению учащихся разной степени подготовленности, предлагать домашние задания разной степени сложности. Например, при прохождении любой темы или работы с каким-либо значимым текстом учитель готовит сам или предлагает учащимся такие задания, как подготовить
- Опорные слайды по содержанию темы (без текста). Они используются для составления плана, поддерживает логику повествования.
- Опорные слайды с комментариями на русском языке. На их основе идет обучение рендерированию.
- Опорные слайды с комментариями на английском языке.
Этот вид работы помогает при обучении расширению высказываний, выражению собственного мнения.
Используя слайды, учащиеся составляют план монологического высказывания, краткие и подробные высказывания по предложенной теме.
При обучении пересказу я предлагаю учащимся
- соединить начало и конец предложения на интерактивной доске, расставить эти предложения в логическом порядке,
- использовать эти предложения как опорные для краткого пересказа,
- использовать только начало предложения, как опору для пересказа
- расширить высказывания.
При подробном пересказе или расширенных высказываниях можно предложить на интерактивной доске дополнительное задание для расширенного пересказа (использовать определенные слова-связки, вводные слова, фразовые глаголы и т.д.)
Наиболее эффективным использование ИКТ в моей работе оказалось на уроках страноведения. Курс страноведения предоставляет учащимся возможность расширить и систематизировать страноведческие знания, касающиеся стран изучаемого языка (Великобритания, США, Австралия, Канада, Новая Зеландия), особенностей культуры народа – носителей английского языка; лучше осознать явления современной действительности путем сравнительного исследования их в различных странах; развивать умения представлять как свою страну, так и страны изучаемого языка; совершенствовать умения адекватно вести себя в процессе общения с носителями языка, проявлять толерантность к явлениям иной культуры, к особенностям менталитета носителей изучаемого языка, что способствует формированию социокультурной компетентности учащихся.
Тем не менее время отводимое на изучение социокультурных реалий в школе крайне ограничено. Использование ИКТ позволяет интенсифицировать уроки страноведения (как в рамках обычной учебной программы для общеобразовательных классов, так и при изучении курса «Страноведение», в классах гуманитарного направления).
На уроках страноведения я применяю такие приемы работы :
- Соотнести изображенные объекты (достопримечательности) и их названия
- Подписать объекты
- Расширить высказывания, представленные на слайдах
- Перевести на английский язык комментарии к слайдам
- Описать слайд без опоры на текст
Возможности, предоставляемые интерактивной доской, позволяют
- Cделать уроки страноведения более эффективными.
- У учащихся также формируется ценностное отношение к информационно-коммуникативным технологиям как к эффективному средству повышения своего уровня знаний.
- Они с удовольствием готовят презентации по интересующим их темам и на том уровне, который они считают необходимым и приемлемым для себя. Это могут быть несколько слайдов по узкой теме, используемые как видео-опора для монологического высказывания или серьезные работы, объединяющие несколько тем.
- По итогам завершения темы или курса учащиеся готовят творческий отчет в виде доклада с элементами исследования (сравнение, социологический опрос и т.д.)
См. приложение. Презентация учащейся.
Внедрение в учебный процесс информационных технологий вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование информационных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.
Литература:
- Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. - М., 2004.
- Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет обучение: технологии педагогического дизайна. Камерон, Москва, 2004 (http://iatp.projectharmony.ru).
- Гальскова Н. Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2004. - № 1.
- Миролюбов А. А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2001. - № 5.
- Соловова Е. Н. Подготовка учителя иностранного языка с учётом современных тенденций обновления содержания // Иностранные языки в школе. – 2001. - № 4.