Предисловие
В системе естественных наук физика занимает центральное место, так как является базисом развития и использования техники в жизни. Использование компьютерной техники в решении задач значительно облегчает интеллектуальный труд любого человека от школьника, студента, инженера до ученого.
Применение компьютерной техники для решения физических задач во время всеобщей компьютеризации общества развивает интерес учащихся, как к предмету физики, так и к компьютерной технике.
Главная цель
Сформировать научный и практический интерес к использованию компьютерной техники для решения технических задач, а также получения полезных технических знаний с помощью информационных программ.
Основные задачи курса
- Сориентировать учащихся в мире профессий на данном этапе развития общества.
- Сформировать у учащихся познавательный интерес к технике.
- Сформировать практический интерес к компьютерной технике
- Научить способам решения основных типов задач с помощью электронных таблиц с целью формирования интереса учащихся к их будущей профессии.
Введение
В наш мир все больше и больше проникает техника и, если ранее техника использовалась для облегчения физического труда человека, то в современном мире технические системы полностью проникли в интеллектуальный мир человека. Они в сотни раз повышают производительность интеллектуального труда, без них сейчас не обойтись в любой профессии. В любом объявлении о приеме на работу мы читаем:
“…со знанием той или иной компьютерной системы…”.
Стремительно развивающийся экономический и технический прогресс обязывает обучить учащихся не только получать и записывать информацию, используя компьютерные системы, но и использовать их для решения практических задач.
Программа рассчитана на учащихся 9 классов. Программа курса содержит новые, современные методы программирования и решения задач, применяемых в технике, вызывает у учащихся познавательный интерес, способствует творческому и интеллектуальному развитию, путем составления, программирования и решения задач.
Курс рассчитан на 10 часов в год.
Тематика курса
№/п. | Тема | Количество часов. | |||
Л | П | С | Итого | ||
1 | Методы решения задач | 1 | 1 | ||
2 | Табличный процессор Excel | 1 | 1 | ||
3 | Способ заполнения таблиц | 1 | 1 | ||
4 | Введение физических формул в таблицы | 1 | 1 | ||
5 | Решение задач по теме “Прямолинейное равномерное движение”, составление графиков к ним с помощью Excel и транспортная служба | 1 | 1 | ||
6 | Решение задач по теме “Равномерное движение и составление графиков к ним” | 1 | 1 | ||
7 | Решение задач по теме “Работа и мощность”. Применение в профессии | 1 | 1 | ||
8 | Решение задач по теме “Расход количества топлива в двигателях при выполнении работы” | 1 | 1 | ||
9 | Решение задач на составление и чтение графиков | 1 | 1 | ||
10 | Подведение итогов и систематизация знаний по курсу. Составление задач на тему “Я и моя будущая профессия” | 1 | 1 |
Содержание курса
1. Методы решения задач:
а) аналитический (пример);
б) графический (пример);
в) табличный (пример);
г) метод электронных таблиц.
2. Табличный процессор Excel:
а) принцип устройства табличного процессора
Excel;
б) его характеристики;
в) возможности процессора Excel.
3. Способ заполнения таблиц:
а) знакомство со структурой электронных таблиц;
б) знакомство со знаками математических действий
в таблицах.
4. Введение физических формул в таблицы:
а) ввод условия задач в таблицу;
б) перевод величин в систему СИ
в) ввод основных формул;
г) перевод физических формул на язык компьютера;
д) получение ответа.
5. Решение задач “Прямолинейное равномерное движение”. Составление графиков к ним:
а) профессии, в которых используется задачи на
движение (название профессий, примеры
практических задач);
б) задачи на расчет пути, времени и скорости
движения;
в) задачи на построение графиков движения и
скорости.
6. Решение задач по теме “Равнопеременное движение и составление графиков к ним”:
а) значение равномерного движения в нашей
жизни;
б) решение задач на расчет ускорения,
перемещения, скорости и времени движения;
в) решение задач на построения графиков скорости
и движения;
г) работа по графикам.
7. Решение задач по теме “Работа и мощность”:
а) примеры профессий в которых используется задачи данной темы;
б) решение задач на вычисление;
в) решение задач на нахождение мощности
двигателя;
г) решение задач на вычисление КПД двигателя.
8. Решение задач по теме “Расход количества топлива в двигателях при выполнение работы”:
а) значение топлива в транспорте и
производстве;
б) вычисление количества теплоты, выделяемой при
сгорании топлива;
в) связь работы с количеством сгораемого топлива.
9. Решение задач на составление и чтение графиков:
а) построение графиков различных физических
зависимостей;
б) возможности графиков и их чтения.
10. Подведение итогов и систематизация знаний по курсу. Составление задач на тему “Я и моя будущая профессия”.
Физические задачи:
а) в транспорте;
б) в энергетике;
в) в теплоснабжении;
г) в экономике.
Самостоятельная работа школьников
Самостоятельная работа школьников включает следующее составление и решение физических задач имеющих практический характер по выбранной школьниками профессии. Общий объем трудоемкости самостоятельной работы составляет 10 часов. Именно самостоятельной работе отводится главное значение подготовки учащихся к студенческой жизни.
Самостоятельная работа примерный перечень
№ п\п. | Наименование вида самостоятельной работы | Количество часов |
№ 1 | Подготовка к семинару по теме: “Я и моя будущая профессия”. Составление и решение задач по данной теме. | 10 |
Форма контроля
Участие каждого из учащихся в семинаре по составлению и решению задач по теме “Я и моя будущая профессия”:
- На вычисление КПД двигателя и затрат горючего.
- На тему: “Использование электроэнергии”.
- На использование теплоты.
- На построение графика движения и скорости.
Требования к уровню подготовки учащихся:
- Знать, как устроены таблицы Excel.
- Уметь заполнять электронные таблицы.
- Уметь переводить величины с систему Си с помощью компьютера.
- Уметь составить формулу для компьютера при решении любой физической задачи и получить правильный ответ.
- Уметь решать задачи на построение графиков.
Заключение
Представленный курс ориентирован на дидактические эвристические и программатическое развитие школьника с целью его выбора своей профессии.
Знания получаемые учащимися в ходе обучения обязаны иметь прежде всего системный характер и взаимодействовать со всеми дисциплинами стандарта 9-х классов.
Примеры задач с их решениями, используемые на занятиях:
Определите время в течении которого можно нагреть 2 кг воды на электроплитке мощностью 1250 Вт от температуры 20° до температуры кипения 100°С
Необходимо решать задачи подобного вида электрику, инженеру, инженеру сетей теплоснабжения, экономисту, бухгалтеру, программисту.
A | B | C | D | E |
1. обозначения 2. m 3. C 4. t1° 5. t2° 6. P | значения 2 4200 20 100 1250 | един. измер. Кг Дж/кг°С °C °C Вт | Формулы A=Pt A=Q Pt=mc(t2°- t1°) t= mc(t2°- t1°)/P | Формула =B2*B3*(B5-B4)/B6 537.7 |
Найти массу бензина, необходимо для заправки автомобиля “Волга” на 1 час его работы N=70кВт=70000Вт Q=4,6*107Дж/кг=46000000Дж/кг
Данные задачи необходимы в любой транспортной схеме для любых профессий шофера, летчика, автомеханика, инженера, экономиста и бухгалтера и в других профессиях.
Таблица в компьютере:
A | B | C | D | E |
1. обозначения 2. N 3. t 4. q | Значения 70000 3600 46000000 | Един. измер. Вт С Дж/кг | Формулы A=Nt Q=mg A=Q Nt=mq M=Nt/q | Формулы =B2*B3/B4 5.49кг |
Движение тела задано уравнением X=5+3t+2t2. Построить его график.
Подобные задачи приходится решать всем транспортным службам профессий диспетчера, инженера, экономиста, службам космонавтики, астрономам.
A | B | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Шаг табуляции Аргумент t 0 A3+$B$1 A4+$B$1 A5+$B$1 A6+$B$1 A7+$B$1 | 0.2 Функция F(t) =A3+5+A3*A3^2*2 =A4+5+A4*A4^2*2 =A5+5+A5*A5^2*2 =A6+5+A6*A6^2*2 =A7+5+A7*A7^2*2 =A8+5+A8*A8^2*2 |