Урок русского языка по теме: "Правописание приставок и предлогов"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • закрепить знания учащихся о приставке, как части слова и ее роли в нашей  речи; о предлоге, как самостоятельной части речи;
  • развивать умение различать приставки и предлоги, правильно их писать;
  • способствовать расширению словарного запаса детей, воспитывать правильное поведение на дорогах.

Оборудование: тесты.

Ход урока

I. Организационный момент:

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Ну – ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».

II. Вхождение в тему.

У. - Прочитайте слова, записанные на доске.

Д. Пешеход переход выход.

У. - Что можете о них сказать?

Д. – Это имена существительные.

- В этих словах на конные парный согласный.

- Это родственные слова.

- В этих словах корень – ход-

У. – Запишите эти слова и выделите корень.

У. – Назовите « лишнее» слово.

Д. – «Лишнее» слово пешеход, т.к. это существительное одушевлённое.

- Слово пешеход – это сложное слово, т.к. состоит из основ двух слов.

- В слове пешеход нет приставки.

У. – Назовите и выделите приставки в словах переход и выход.

У. – А что такое приставка?

Д. – Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем. При помощи приставки образуются новые слова.

У. – От чего надо отличать приставку?

Д. – Приставку надо отличать от предлога.

У. – А что такое предлог?

Д. – Предлог – это самостоятельная часть речи. Предлог служит для связи слов в предложении.

У. – Спишите предложение:

Пешеход, пешеход! Помни ты про переход, подземный, наземный, похожий на зебру.

У.- Как правильно надо переходить дорогу?

- А если нет пешеходного перехода, как вы поступите?

(Ответы детей.)

У. – Найдите в этом предложении слова с приставками., выделите приставки.

Д. – Переход, подземный, наземный

У. – Назовите предлоги. Подчеркните их.

Д. – Про, на.

У. – Как пишутся приставки и предлоги со словами?

Д. - Приставка – это часть слова, поэтому она пишется слитно. Предлог – это часть речи. Он пишется с другими словами раздельно.

У. – Как отличить приставку от предлога?

Д. – Между предлогом и словом, перед которым он стоит можно вставить другое слово или вопрос.

У. – Перед какой частью речи предлог не пишется?

У. – Перед глаголом предлогов не бывает.

III. Работа по теме.

1. Игра « Не подведи» (по вариантам).

У. – Запишите слова. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

Вариант 1. (Под) рисовал, (под) рисунком, (от) носа, (от) нёс, (от) винтил, (от) винта, (с) резать, (с) резьбой.

Вариант 2. (За) брал, (за) брата, (за) платил, (за) плату, (в) лес, (в) лез, (у) лётчика, (у) летел.

Выполняется проверка работы.

2. Словарная работа.

У. - Назовите одним словом и запишите:

- Транспортное средство на колёсном ходу с собственным двигателем.

Д. – Автомобиль.

У. – Назовите синоним к слову автомобиль.

Д. – Машина.

У. – Водитель автомобиля.

Д. – Шофёр.

У. – Человек, совершающий поездку в транспортном средстве.

Д. – Пассажир.

У. – Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров.

Д. – Автобус.

У. – Хорошая широкая дорога для автомобилей.

Д. – Шоссе.

IV. Физкультминутка.

Качу, качу во весь опор,
Я сам шофёр, я сам мотор.
Нажимаю на педаль –
И машина мчится в даль.

3. Комментированное письмо.

Школьники сбежали с пригорка и свернули с дороги в лес.

У. – Выделите в словах приставки, подчеркните предлоги.

У. – Докажите, что в словах « с пригорка» и « с дороги» с – это предлог.

Д. – Между предлогом с и словом можно поставить другое слово. Например, с (крутого) пригорка; с (просёлочной) дороги.

У. – Разберите по составу слова: (с) пригорка, школьники.

У. – Чем основа первого слова отличается от основы второго слова?

Д. – Основа первого слова состоит из приставки, корня и суффикса, а основа второго слова состоит из корня и суффикса.

4. Отработка навыков правописания приставок и предлогов.

Списать. Вместо точек вставить подходящие по смыслу приставки и предлоги.

(Проводится коллективный разбор).

… нашей школе …ехала машина. Ребята …бежали … машине. …машины …шел водитель. Он поздоровался ... ребятами и …просил …нести воды. Миша …бежал … пруду и принёс ведро воды. Сергей …бегал … бабушке и вернулся … хлебом и кувшином холодного молока.

V. Подведение итогов урока.

У. – Что отрабатывали на уроке?

Д. – На уроке учились правильно писать приставки и предлоги со словами.

У. – Как же пишутся предлоги и приставки со словами?

Д. – Приставки со словами пишутся слитно, т. к. это часть слова. Предлоги со словами пишутся отдельно, т.к. это самостоятельная часть речи.

У. – А теперь выполним тест, проверим, как вы усвоили материал.

 

А

Б

В

1. Приставка – это…

А. … что – то общее по смыслу.

Б. … одинаковый корень.

В. … часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

 

 

 

2. В какой из строчек все слова имеют приставку по - ?

А. Подумать, побежать, поезд.

Б. Потерпеть, поверх, полк.

В. Покатить, подержать, покой.

 

 

 

3. В слове « доброта» до – является…

А. …приставкой.

Б. … частью корня.

В. …основой.

 

 

 

4. В какой из строчек все слова состоят из приставки + корень + суффикс + окончание?

А. Пригородный, подарки, корзинка.

Б. Дошкольный, переходный, подъезд.

В. Перелётные, прохладный, простудный.

 

 

 

У. – Молодцы, спасибо за хорошую работу на уроке.