Проблема развития речи ребенка раннего дошкольного возраста является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Шерба, А. А. Пешковский, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. А. Сохин) создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей. Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.
Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом, как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей участия в речевом общении каждого ребенка, при этом первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный для этого период.
В общем виде взгляды на природу языковых способностей таковы:
– речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
– ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;
– ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком, для саморазвития речи.
Обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, лексическими, грамматическими), но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями). Отсюда существенной задачей становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения.
Основная задача речевого развития ребенка раннего дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей (заметим, что индивидуальные различия речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики). В связи с этим мной предлагается перспективный план работы с детьми по развитию речи вне занятий в первой младшей группе (Приложение 1). При составлении плана учитывались проблемы развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения языку по трем направлениям: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения); когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений). Наибольшая эффективность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Для этого мной в повседневной работе серия дидактических игр по развитию речи на панно. Панно по развитию речи имеют многофункциональное значение. Играя с детьми в дидактические игры на панно, воспитатель побуждает детей к высказыванию, стимулируя их речевую активность. У детей развивается память, они учатся мыслить, делать простые умозаключения, работать рядом, слышать друг друга. Формируется умение вступать в диалог со взрослым по поводу изображенного на картинках. Также у детей формируются навыки рассматривания, развивается зрительное внимание. Малыши учатся узнавать знакомые предметы на картинках, группировать, обобщать их. Понимать значение обобщающих слов (посуда, мебель) и употреблять их в речи. Дети начинают понимать и употреблять в активной речи уменьшительно-ласкательные формы существительных (лиса – лисичка, лапа – лапка). Проводя занятия или изучая, можно создавать множество игровых или проблемных ситуаций, которые ребенок решает самостоятельно, либо с помощью взрослого. Ребенок не только сам может рассмотреть картинку, рассказать о ней, но и послушать, посмотреть, как действуют с аналогичным материалом и другие дети (Приложение 2).
Развитие речи в дошкольном детстве (овладение родным языком) является процессом, многоаспектным по своей природе. Этот процесс органически связан с умственным развитием, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое – словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого развития, овладения языком и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления. Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно-выразительных средств, для воплощения художественного образа (Приложение 3).
Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка-дошкольника.
Используемая литература:
- Т.М. Горюнова, Развитие детей раннего возраста, М. 2009 г.
- Павлова Л.Н., Раннее детство: развитие речи и мышления, М. 2008 г.
- Ушакова О.С., А.Г. Арушанова и др., Занятия по развитию речи в детском саду. М. 2001 г.