Методы и приемы, способствующие запоминанию смыслового содержания текста:
- Вопросы к детям.
- Рассуждения о происходящих событиях в рассказе.
- Вопросы друг другу. Ответь на вопросы.
- Инсценировка рассказа «Три котенка» с использованием заместителей.
- Драматизация рассказа «Три котенка».
Старший возраст дошкольников
Пересказ – это повествовательное
высказывание. Дети знакомятся с его структурой
(начало, середина, конец). В инсценировках и
драматизациях происходит творческое
преобразование текста от лица разных героев.
Пересказ от лица разных героев в старшем
возрасте вполне уместен, так как у детей
появляется способность представлять себя на
месте другого лица.
Работа с готовыми текстами и их пересказ – это
большие возможности в качестве средства
речевого и языкового развития детей.
Задание 1. Пересказ рассказа «Три котенка» Сутеева.
Задание для детей: Послушайте, а затем
расскажите, что вы узнали нового из этого
рассказа. Чем больше вы будете рассказывать, тем
больше вы получите фишек.
Ребенок рассказывает, используя заместители:
черный, белый, серый кружочки для котят, серый
овал – для мышки, белый овал = для банки, зеленый
круг – для лягушки, черный цилиндр – для трубы,
голубой овал – для пруда.
После пересказа детям задаются вопросы:
1. Что нового вы узнали из этого рассказа?
2. Почему котята не поймали мышь?
3. Куда прыгнула лягушка?
4. Почему она это сделала?
5. Что происходит с телом лягушки, когда она
чувствует опасность?
После рассуждений и ответов на вопросы дети подсчитывают фишки и складывают их в шкатулочку.
Задание 2. Рассуждение над происходящими событиями в рассказе.
Эта форма работы способствует улучшению и более подробному, связному пересказу. Благодаря продуманным вопросам (воспитатель накануне продумывает вопросы), дети припоминают отдельные факты из личного опыта, у них формируется умение доказывать свое суждение. Дети учатся говорить сложноподчиненными предложениями. Дети с удовольствием слушают, как рассуждает их сверстник. А ребенок гордится собой, если он смог заинтересовать других.
Рассуждения детей над происходящими событиями в рассказе «Три котенка» Сутеева.
1. Ребята, вы помните рассказ «Три котенка»?
2. Какие происходили события в этом рассказе?
3. Почему мышь, лягушка, рыбка не подождали котят?
4. Что можно было сделать котятам, чтобы мышь не
убежала от них; лягушка не ускакала от них?
Воспитатель: Для животных такое поведение возможно только в сказках или в жизни тоже?
Итог: У природы свои законы и правила.
Задание 3. Вопросы друг другу. Ответь на вопросы.
Воспитатель: Ребята, вспомните рассказ «Три котенка» Сутеева и немного подумайте над вопросами, которые зададите друг другу по содержанию этого рассказа.
Вопросы и ответы на них:
Дети задают примерно такие вопросы:
– Почему котята не догнали мышь?
– Почему лягушка ускакала от котят?
– Почему рыбка уплыла от котят?
Задача взрослых: научить ребенка задавать более сложные вопросы, способствовать тому, чтобы вопросы были более осмысленные.
Например:
– Что надо было сделать котятам, чтобы мышь не
убежала от них?
– Ребята, сейчас мы с вами поучимся задавать
другие вопросы, чтобы узнать, что делали
персонажи рассказа более подробно. Поможет мне
Полина. Полина, спроси у меня о том, что делала
мышь, когда ее увидели котята.
– Котята увидели мышь. Она сидела в уголочке и
грызла зернышко, поглядывая по сторонам.
– Этот же вопрос Полина задает любому из вас, но
нужно ответить по-другому, не так как я ответила.
– Егор, что делала мышь, когда ее увидели котята?
– Она пробегала вдоль стеночки.
– Егор ответил по-другому, он справился с
заданием.
– О том, что делала лягушка, когда ее увидели
котята, спросит Ваня. Расскажи.
– Ага: она прыгала из травки на дорожку.
Дети просят рассказать друг другу о том, что делали персонажи рассказа.
Итог: Сегодня вы учились задавать друг другу вопросы о том, что делали персонажи в рассказе. На следующий раз поучимся рассказывать о том, как чувствует себя животное, когда оно испугалось другого животного.
Задание 4. Инсценировка рассказа «Три котенка» Сутеева, используя заместители: 3 белых кружочка, 3 черных кружочка, 1 серый кружочек – для котят, 1 белый овал для банки, 1 черный цилиндр для трубы, 1 серый овал для мыши, 1 зеленый круг для лягушки, 1 оранжевый овал для рыбки.
Воспитатель: Сейчас мы поучимся
инсценировать рассказ, используя заместители. Вы
будете котятами – вот вам кружочки. Ты будешь
держать в руках банку. Что из этих фигур тебе
понадобится? – белый овал. Какую фигуру
используем для трубы?
– Черный цилиндр (Возьми, Настя, эту фигуру).
– А вот этот голубой овал используем для пруда, в
котором жила рыбка. Для рыбки нам пригодится
оранжевый овал.
– В инсценировке котята влезают в банку,
проползают по трубе, прыгают в воду – выполняют
движения, соответственно образу. Лягушка, мышь,
рыбка – выполняют движения, имитирующие этих
животных. Банка, труба, пруд – являются для детей
ориентирами.
Инсценируя рассказ с помощью заместителей,
дети лучше вживаются в роль, у них осмысленно
развивается выразительная речь:
повествовательная, вопросительная,
восклицательная. Дети учатся следить за
смысловым содержанием и стараются не допускать
пауз.
В инсценировках обязательно взрослый или
ребенок говорит слова автора. Участники
ориентируются на реплики автора.
Задание 5. Драматизация рассказа «Три котенка» Сутеева.
Для участников нужны: 3 шапочки для черных котят, 3 шапочки для белых котят, 1 шапочка для серого котенка.
Для декорации нужны 3 полотна с аппликациями:
- банка с мукой,
- плетень с цветами, травой, трубой,
- пруд с рыбками.
Для более эмоциональных впечатлений – музыкальное сопровождение.
В драматизациях взрослый или ребенок исполняет роль автора. Зрители следят за продолжением событий, благодаря исполнителю роли автора и получают информацию к дальнейшим событиям.
Драматизация – очень эффективный
прием обучения пересказыванию. Он требует
определенной подготовки (шапочки, элементы
костюмов, заучивание ролей).
Ценность этого приема: Зрители и слушатели видят
выразительные движения, слушают грамотную речь,
понятные высказывания, следят за смысловым
содержанием. Участники стараются играть так,
чтобы понравиться своим сверстникам, охотно идут
выступать в другую группу.