Конспект урока "Решение составных уравнений". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • учить осознанно, применять алгоритм решения составных уравнений, математически грамотно читать составные уравнения, в какой части находится, и каким компонентом действия является неизвестное;
  • проверить умение решать простые и составные уравнения;
  • развивать навыки самостоятельной работы.

Оборудование:

  • Петерсон Л.Г. «Математика». Учебник для 3 класса начальной школы. – М: Ювента, 2009;
  • карточки с индивидуальными заданиями (Приложение 1).

Ход урока

1. Организационный момент:

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Б.Брехта «Самое главное – научить человека мыслить». Как вы понимаете это высказывание.

Дети: Мало получать знания, самое главное уметь эти знания применять.

2. Актуализация знаний:

Учитель: Начинаем урок с разминки «Закончи фразу» (учитель начинает предложение, а ученики должны правильно его закончить):

  • Если длина участка в 4 раза длиннее ширины, то ширина… (В 4 раза короче длины.)
  • Если синий карандаш в 3 раза короче красного, то красный… (В 3 раза длиннее синего.)
  • Если стул в 2 раза ниже стола, то стол… (В 2 раза выше стула.)
  • Если папа в 3 раза тяжелее сына, то сын… (В3 раза легче папы.)

Учитель: А теперь сами придумайте подобные задания.

Дети:

  • Если в левой руке шаров в 5 раз больше, чем в правой, то в правой… (В 5 раз меньше, чем в левой.)
  • Если девочек в классе в 2 раза меньше, чем мальчиков, то мальчиков… (В 2 раза больше, чем девочек.)

Учитель: Спасибо, вы были очень внимательными. На уроке нам это очень пригодится.

Индивидуальные задания.

Примечание: Во время проведения фронтальной работы с классом у доски работают 2 учащихся.

1) Найти произведения удобным способом:

234*25*4

 

 

37*5*2

3*2*7*50

 

 

3*200*9*5

Учитель: Какие законы применили?

Дети: Сочетательный и переместительный законы умножения.

2) Расставить порядок действий, сосчитать: 375*0+294:294+(16-6):2.

Учитель: Объясните принцип расстановки порядка действий.

Дети: Если в выражении есть скобки, то первое действие выполняется в скобках. Затем умножение или деление, а после сложение или вычитание.

Учитель: Какие математические правила позволят найти результат без лишних вычислений?

Дети: а*0=а, а:а=1, 0+а=а

Фронтальная работа.

Примечание: После её проведения проверяется индивидуальная работа учащихся у доски.

1) Учитель: Во сколько раз нужно уменьшить каждое из чисел: 32, 64,96, чтобы получить 16? (Числа записаны на доске.)

Дети: В 2, 4, 6 раз.

Учитель: Что интересного заметили?

Дети: Каждое следующее число на 2 больше предыдущего.

2) Учитель: Задача на внимание: жадный продавец шаров схватил одновременно 20 шаров и полетел в небо. Он весил 50 кг. Каждый шар поднимает 3 кг. Сколько шаров должен выпустить продавец, чтобы начать спускаться?

Дети: 4 шара. Потому что 20*3=60, 3*4=12, 60-12=48, а 48 меньше 50.

3) Учитель: А сейчас работа в парах. Придвиньте карточку с заданием, рассмотрите внимательно. Вам необходимо разбить данные записи на группы и обосновать своё решение, на выполнение задания отводится 2 минуты.

7*9=63

 

 

в 4

а:18

 

 

20*у+50=890

а+6 45*2

 

 

а+6-45*2

Учитель: На какие группы можно разбить данные записи?

Дети: На выражения, равенства и неравенства.

Выражения: а:18, а+6-45*2.

Равенства: 7*9=63, 20*у+50=890.

Неравенства: в 4, а+6 45*2.

Учитель: Являются ли выражения высказыванием?

Дети: Нет, так как оно не доведено до логического завершения. Высказывание – это предложение, которое содержит какое-то утверждение.

Учитель: Убрать выражения, которые не являются высказыванием.

- Убрать неравенства.

- Из того, что осталось выбрать уравнение.

- Что такое уравнение? Что значит решить уравнение?

Дети: Уравнением называют равенство, содержащее переменную, значение которой надо найти. Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что их нет).

Учитель: Как называется выбранное вами уравнение?

Дети: Составное.

Учитель: В чём его особенность?

Дети: Неизвестный компонент действия является выражением.

3. Постановка цели урока.

Учитель: Кто сможет сформулировать тему и цель нашего урока?

Дети: Тема нашего урока «Решение составных уравнений».

Цель урока: продолжить работу по умению решать уравнения, в которых неизвестный компонент действия является выражением.

4. Закрепление.

1) Учитель: Прежде чем мы начнём решать уравнения давайте вспомним алгоритм решения составных уравнений. Выйти к доске и восстановить порядок действий. (На данном этапе возможна работа с интерактивным оборудованием).

Дети:Найти последнее действие.

- Выделить неизвестный компонент.

- Применить правило нахождения неизвестного компонента.

- Упростить правую часть.

- Корень уравнения найден?

- Сделать проверку.

2) Учитель: Пользуясь алгоритмом решить уравнение с комментированием по компонентам действий (коллективная работа):

20*у+50=890

 

 

-Последнее действие сложение, неизвестно первое слагаемое.

20*у=890-50

 

 

- Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть  известное слагаемое.

20*у=840

 

 

- Неизвестен множитель.

у=840*20

 

 

- Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение поделить на известный множитель.

у=42

 

 

 

20*42+50=890

 

 

- Проверка: подставим в уравнение вместо у число 42 и сосчитаем левую часть. 20*42=840, 840+50=890 – верно.

Значит, уравнение решено верно.

890=890

 

 

Учитель: Для закрепления выполним задания из учебника.

Стр. 83, № 2 (а)

Выполняется у доски с комментированием по компонентам действий.

(4*b-16):2=10

4*b-16=10*2

4*b-16=20

4*b=20+16

4*b=36

b=36:4

b=9

(4*9-16):2=10

10=10

Стр. 83, № 2 (б, в, г)

Задание выполняется детьми самостоятельно, по рядам.

б) х=49

в) у=64

г) х=9

Учитель: О чём нужно помнить при решении составных уравнений?

Дети: Порядок действий в выражениях со скобками и без скобок. Правило нахождения неизвестного компонента действий.

Учитель: Умение решать уравнения пригодиться нам при выполнении следующего задания.

3) Учитель: На странице 84 найдите задание № 7. Прочитайте условие задачи. Что известно? Что неизвестно? Как найти?

Дети: Известна сумма и разность расстояний, которые пролетел самолёт за 2 часа. Чтобы узнать, сколько он пролетит за второй час, надо из всего расстояния вычесть разность этих расстояний – 28км, и полученное число разделить на 2.

Учитель: Решение записать самостоятельно. Один ученик работает у доски.

  • 1840-28=1812 (км) – удвоенное расстояние за второй час.
  • 1812:2=906 (км)

Ответ: за второй час самолёт пролетел 906 км.

Учитель: Сравните своё решение. У кого такое же решение?

Дети с помощью сигнальных карточек делают свой выбор ответа.

Учитель: Ребята, у этой задачи есть ещё один способ решения, которое очень тесно связано с темой нашего урока. Давайте решим эту задачу при помощи уравнения. За х возьмём наименьшее значение.

Пусть самолёт пролетел за 2 час - х км. Тогда за первый час – (х+28) км. По условию задачи известно, что всего самолёт пролетел 1840 км.

Составим и решим уравнение.

х+х+28=1840

2х+28=1840

2х=1840-28

2х=1812

х=1812:2

х=906

Ответ: за второй час самолёт пролетел 906 км.

Учитель: Какой способ вам понравился больше? Почему?

4. Домашнее задание.

Учитель: Найдите на странице 85 № 6 и №10. Посмотрите на задание. Что вам непонятно?

Если у детей возникают вопросы по выполнению домашнего задания, то учитель делает пояснения.

5. Подведение итогов урока.

Учитель: - У кого из вас решение составных уравнений всё ещё вызывает затруднение?

- Что самое главное при решении составных уравнений?

- Где нам пригодится умение решать составные уравнения?

Свободные высказывания детей.

Учитель: Спасибо за работу.