Программа "Эколого-краеведческое воспитание детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования так важны для воспитания развивающейся личности.

Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных конституциональных особенностях, центральных звеньях пространственно – временной организации мира – телесности и конечности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности.

Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Познавая, ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы родного края.

Психологи (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н.Мясищева, А.П.Сидельковский, П.М. Якобсон и другие) отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Данная готовность к взаимодействию с окружающей природой включает следующие компоненты:

  • эмоциональную сторону (восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально- положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения). Это раскрыто в работах Т.А. Бобылевой, Л.Д.Бобылевой, Л.П.Салеевой и др.
  • деловую готовность (возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия). Все это находим в работах И.Д.Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной и других.
  • интеллектуальную готовность (определенный уровень информированности знаний детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры). Об этом пишут в своих трудах А.Н. Захлебный, Т.А. Бабакова, Л.П. Салеева и другие.

Изучив все эти труды и работы, несмотря на обилие и достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания, видно, что все это предназначено для средних общеобразовательных школ, детских садов, что в целом проблема эколого-краеведческого воспитания детей специальных (коррекционных) школ, ещё недостаточно нашла своего отражения ни в теории, ни в практике воспитания детей с ОВЗ

Проведённое анкетирование: «Я и природа» (Приложение №1) показало, что 70 % детей нашей школы имеют низкий уровень эколого-краеведческой культуры, 30 % детей - средний уровень, высокий уровень эколого-краеведческой культуры у детей отсутствует. Результаты анкеты: «Мое отношение к природе» (Приложение № 2) показало, что 65 % детей имеют низкий уровень познавательных интересов, 35 % детей – средний уровень, высокий уровень познавательных интересов у детей отсутствует. Результаты опросника: «Личностный рост», раздел: «Отношение к земле» (Приложение №2) показал, что 20 % детей имеют ситуативно-позитивное отношение к природе и родному краю, 60 %детей - ситуативно-негативное и 20 % детей устойчиво-негативное.

Таким образом диагностика показывает, что дети не владеют умениями и навыками взаимодействия с окружающей средой, поэтому необходима системная и целенаправленная работа по эколого-краеведческому воспитанию, которая поможет каждому школьнику любить родную природу и традиции своего народа, своей страны.

На основании проведенной диагностики и анализа теоретических разработок были выявлены следующие проблемы:

  • уровень знаний детей о природе низкий, отношения к ее объектам бессистемны, поверхностны, что свидетельствует о низком уровне развития экологической культуры;
  • семья не готова на сегодняшний день осуществлять экологическое воспитание. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в быту и природе, что свидетельствует о низком уровне развития их экологического сознания;
  • при наличии программ, методических рекомендаций по экологическому воспитанию школьников нет адаптированных пособий, позволяющих вести работу по данному направлению в специальной (коррекционной) школе – интернат VIII вида.

Поэтому возникла идея разработки программы «Эколого-краеведческого воспитания у детей младшего школьного возраста на базе Петропавловской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида».

В отличие от других программ, реализация данной программы учитывает особенности психологических аспектов детей с интеллектуальными отклонениями и основана на идее формирования экологической культуры «от малого к большему». От ответственности за свою малую Родину, к формированию глубинных нравственных принципов и ответственности за судьбу родного края.

Цель программы: Формирование экологической грамотности ребенка, через организацию правильного взаимодействия с окружающей природой.

Задачи:

  • накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
  • развитие у детей младшего школьного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
  • формирование умений правильно взаимодействовать с окружающей природой.

Программа рассчитана на 3 года и предполагает реализацию намеченных задач по трем этапам.

  • Мой поселок – первый год обучения;
  • Мой район – второй год обучения;
  • Моя область – третий год обучения.

Реализация каждого направления имеет общую последовательность в изучении материала, проходит по трем разделам:

  • Я познаю природу;
  • Я и природа;
  • Я помогаю природе.

Содержание программы основывается на следующих принципах:

  • Принцип единения с природой: я являюсь частью природы.
  • Принцип осознания: мы представляем собой ценный вид, но не более важный, чем другие. Всё живое, включая человека, имеет свою значимость не зависящее от степени его полезности.
  • Принцип познания: я познаю природу и учусь у неё.
  • Принцип уважения и любви: изучаю и люблю природу своего края, живу в согласии с ней, каждое живое существо имеет право на жизнь.
  • Принцип сотрудничества: моя роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в её завоевании.
  • Принцип охраны природы: недостойно человеку быть причиной прежде временного исчезновения каких-либо видов существующих в природе.
  • Принцип действия:каждый день решение определенной экологической проблемы, если не я, то кто же.

При реализации программы предлагаются следующие формы и методы работы с детьми: игры, экскурсии, походы, беседы, конкурсы, викторины, внеклассное чтение художественной литературы о природе, КТД, постановки, фотовыставки, создание видеофильмов родного края.

Занятия планируется проводить непосредственно находясь в тесном контакте с природой: в сосновом бору, на берегу пруда или реки, на лугу. Также планируется проводить занятия в комнатах отдыха, актовом зале школы, в поселковой и районной библиотеках, в краеведческом музее.

Материальное обеспечение при реализации программы: транспортное средство, аудио- фото аппаратура, садово-огородный инвентарь, картины пейзажистов, музыкальные произведения, расходные материалы необходимые для оформления занятий, выставок, создания фото альбомов и видио фильмов, проведение массовых мероприятий.

Методическое обеспечение: экологическая и краеведческая литература, методические разработки внеклассных мероприятий, материалы для диагностики результатов работы с детьми.

Основными формами организации работы являются:

  • комплексные занятия, в которых учебная деятельность сочетается с практической;
  • организации поисково-самостоятельной деятельности;
  • совместная деятельность с педагогом;
  • самостоятельная деятельность в специально организованной развивающей среде.

Предполагаются следующие результаты работы над программой:

  • повысится уровень знаний детей о природе родного края;
  • сформируется умение правильно взаимодействовать с окружающей средой;
  • появиться эмоционально–положительное отношение к природе.
  • сформируется желание действия, помощи, искоренение безразличного созерцания

Эффективность реализации программы

Задачи

Критерии

Показатели

Система проверки

Накопление детьми эмоционально – позитивного опыта общения с природой

Начальный опыт общения с природой и представления о ней

- Положительное впечатление от общения с природой.

- Осознание связи человека с природой.

- Осознание бережного отношения к природе

Анкетирование: «Мое отношение к природе»

Анкета «Я и природа»

Развитие у детей младшего школьного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней

Сформируются экологические представления, знания о природе, правилах поведения

- Достаточный уровень знаний о природе посёлка, родного края.

- Информированность экологических представлений об охране природы

Анкета: «Я и природа»

Формирование умений правильно взаимодействовать с окружающей природой

Сформируется умение правильно взаимодействовать с окружающей природой

- Экологическая помощь окружающей среде.

- Правила поведения в природе, распространение идей правильного взаимодействия с окружающей природой

Опросник: «Личностный рост»

Содержание первого года работы

«Мой посёлок» - это направление предусматривает работу по 3 разделам:

  1.  Я познаю природу – в этот раздел входит наблюдение за природой, трудовой деятельностью человека. Занесение в дневники наблюдений данных о погоде, растениях, животных и трудом человека. Зарисовывание и закрашивание картинок связанных с природой, заучивание стихотворений, пословиц, отгадывание загадок о природе. Привлечение родителей к составлению групповой «Красной книги» о растениях, животных, птицах нашего поселка. Сообщение о редких растениях растущих в нашем поселке, лекарственных растениях и меры их охраны, знакомство с животными и птицами наших лесов, объяснение о вреде и пользе насекомых. Чтение и беседы по произведениям А. Пушкина, М. Пришвина, В.Бианки и др.
  2.  Я и природа – в этот раздел вошли утренники, игры, конкурсы, викторины о природе.
  3. Я помогаю природе – в этот раздел входят экскурсии в лес, к водоему, шефство над растениями, участие в сборе валежника, в развешивании птичьих домиков (кормушек), работа над правилами поведения в природе.

В конце реализации первого года программы планируется создание фотоальбома «Поселок – красота природы».

Содержание второго года работы

«Мой район» - это направление предусматривает работу по тем же 3-ем разделам:

  1. Я познаю природу - продолжать наблюдение за природой и трудовой деятельностью человека, ведение дневников наблюдений за природой. Создание пейзажей в разное время года. Формировать у детей знания о явлениях природы, их общих характерных признаках, различиях. Конкретизировать знания детей о разнообразии мира растений, птиц и животных. Продолжать чтение и беседы по произведениям русских писателей, по картинам художников, просмотр кинофильмов о природе.
  2. Я и природа– проведение викторин, конкурсов о природе, игры – драматизации, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры. Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками, бережном отношение к природе.
  3. Я помогаю природе – проведение акции: «Чистота вокруг нас», наблюдение: «какой мусор и сколько его остается после прогулок?». Провести между группами младших классов соревнование «Самый чистый участок», «Самый зеленый участок».

В конце реализации второго года программы планируется создание классной «Красной книги», где дети вместе с родителями составляют эту книгу.

Содержание третьего года работы

«Моя область» - работа продолжается по трем направлениям:

  1. Я познаю природу - продолжать наблюдение за природой и трудовой деятельностью человека, ведение дневников наблюдений за природой. Посещение районного музея. Продолжать беседы на экологические темы, чтение художественной литературы, рассматривание пейзажей и картин о природе художников нашей области.
  2. Я и природа– проведение конкурса рисунков «Природа плачет», проведение праздников, викторин, постановка мини – спектаклей на экологические темы. Проведение круглого стола, оформление тематических папок о памятниках природы, о лекарственных растениях. Оформление альбома художников иллюстраторов, пейзажистов.
  3. Я помогаю природе – ежемесячный выпуск листовки о проблемах экологии нашей области, организовать фотовыставку «Земли моей лицо живое». Проведение акций по уборке и озеленению территории школы – интерната.

В конце реализации третьего года программы планируется создание видеофильма «Удивительное рядом».

Приложения Вы можете получить у автора статьи.