Цели урока: научить детей правильно определять тип склонения имён существительных в начальной форме; прочно закрепить знания по изученному материалу.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Словарно-орфографическая работа.
- Сегодня на уроке мы вспомним правописание некоторых словарных слов.
(На данном этапе работы учитель использует компьютер и мультимедиапроектор, презентацию (Приложение 1)).
Одиннадцать, желтый, автомобиль, библиотека, капуста.
После устной работы дети записывают слова в тетрадь, подчеркивают в словах буквы, написание которых нужно запомнить.
3. Проверка домашнего задания (Упр. 166)
- Учащиеся читают существительные, которые записали в 1-м, 2-м, 3-м склонениях.
- Учащиеся повторяют правило о типах склонения существительных.
4. Физкультминутка.
Эй, лошадки! Эй, лошадки!
Все за мной!
Поспешим на водопой! (Руки вперед, пружинистые движения ног).
Вот широкая река,
В ней холодная вода.
Пейте! Хороша водица!
(Плавное разведение рук в стороны, наклон вперед).
Постучим копытцем,
Эй, лошадки, все за мной
Отправляемся домой!
(Притоптываем то левой, то правой ногой).
5. Сообщение темы и цели урока.
Постановка учебной задачи:
- На уроке нам предстоит научиться без ошибок определять тип склонения имен существительных.
Почемучка приготовил для вас вопросы.
Прочитайте их. (Читаются вопросы в учебнике.)
Это – задача урока сегодня.
6. Работа по теме урока.
а) Игра «Соберите корзинку».
Учитель на экране показывает презентацию с изображениями овощей и фруктов. (Приложение 2).
Дети 1 варианта – записывают слова 1 склонения, 2 варианта – 2 склонения, 3 варианта – 3 склонения.
3 человека работают у доски по вариантам.
Проверка: какой урожай собрали ребята 1 варианта, 2 варианта, 3 варианта.
б) Работа по учебнику.
- Чтение памятки на стр.77.
- Выполнение упражнений из учебника (упр. 168 (устно), 169 (письменно по вариантам)).
- Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям?
(Да, могут. Существительные муж. рода с окончанием -а, -я к 1-му склонению, с нулевым окончанием ко 2-му склонению).
- Могут ли существительные разных родов относиться к одному склонению?
(Да, могут 1 скл. – м.р. и ж.р., 2 скл. – м.р. и ср. р.)
- Выполнение упражнений из учебника (упр. 170 (устно), упр. 171 (устно)).
- Письмо по памяти (упр. 172), проверка.
7. Закрепление.
На данном этапе учитель использует таблицу (Приложение 3) (перетягивание слов из одного столбика в другой).
8. Домашнее задание.
Упр. 173, выучить памятку, повторить склонения существительных.
9. Итог урока.
По каким признакам можно определить склонения существительных?
Какие существительные относятся к 1-му склонению? 2-му склонению? 3-му склонению?
Использованная литература:
- Учебник «Русский язык 4 класс» Рамзаева Т.Г. Москва «Дрофа» 2005.