Организация прогулок с детьми с нарушениями зрения

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение.

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития и коррекции, в полной мере удовлетворяются их потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Известно, что при нарушении зрительных функций у детей возникает ряд вторичных отклонений: ослабляются познавательные процессы, происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, мелкой моторики, ухудшается осанка.

Чтобы прогулка проходила с максимальной пользой для развития и коррекции, взрослый должен педагогически правильно руководить деятельностью детей.

Для детей с нарушениями зрения прогулки имеют свою специфику: наряду с наблюдениями и экскурсиями, экспериментированием, организацией труда в природе, сюжетно-ролевых, подвижных игр и самостоятельной деятельности детей, проводится и большая индивидуальная коррекционная работа. В наблюдения мы обязательно включаем словарную работу, т.к. многие слова, фразы и речевые обороты могут быть детям непонятны. Кроме того, обязательна и работа по развитию речи, т.к. у большинства детей с нарушениями зрения имеются и различные нарушения речи.

Наблюдения и экскурсии.

Окружающая природа (неживая, животный и растительный мир) воздействует на эмоциональную и интеллектуальную сферы ребенка не только своеобразием и красотой явлений. Важной стороной в познавательном отношении является изменчивость природных объектов, закономерная смена явлений.

Кроме того, основы экологической культуры нужно закладывать у детей с раннего возраста. Познание ими сегодняшнего мира в значительной мере будет способствовать охране природы в мире завтрашнем. Н. Н. Поддьяков подчеркивает, что для становления и развертывания различных форм мышления в дошкольном возрасте большую роль играет восприятие детьми изменений и преобразований предметов.

Дети рано начинают знакомиться с изменчивостью природных явлений. Смена дня и ночи, смена атмосферных явлений, разнообразные поведенческие реакции животных становятся предметом их наблюдений. На прогулке ребята с удовольствием следят за птицами, игрой собак, кошек, за быстро двигающимися облаками и т.д. Причина привлекательности – динамичность, мгновенная смена образов.

Наряду с быстротечными явлениями природа изобилует процессами, которые носят длительный и упорядоченный характер. К ним относятся сезонные изменения (явления) природы, рост и развитие растений и животных.

Коррекционная работа при наблюдении включает в себя:

  • нахождение одинаковых объектов в окружающей природе;
  • нахождение различий в растениях, животных, окружающих предметах;
  • игры на классификацию (цвет, форма, величина);
  • слежение за движущимся объектом (облака, листопад, снегопад, самолет, птицы и т.д.)
  • рассматривание растений, насекомых, птиц (после чего необходимо перевести взгляд в бесконечность наших просторов – небо, деревья, другие удаленные предметы).

Детское экспериментирование.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Развитие поисково-познавательной деятельности детей 3 – 7 лет предполагает решение следующих задач:

  • формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
  • расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей;
  • поддерживание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Существует три взаимосвязанных направления работы.

  1. Живая природа
  2. Неживая природа.
  3. Человек.

Коррекционная работа при организации экспериментирования включает в себя развитие сохранных анализаторов.

1. Слух:

– учимся определять происхождение звука или шума;
– выявляем причину возникновения звука:
– передача звука на расстоянии, причины его ослабления и усиления.

2. Обоняние:

– определяем по запаху различные живые и неживые объекты:
– сравниваем качества запаха (резкий, нежный, приятный, неприятный и т.д.).

3. Осязание:

– горячий – холодный:
– сухой – мокрый:
– твердый – мягкий:
– тонкий – толстый и т.д.

Труд в природе.

Из всех видов трудовой деятельности, доступной ребенку – дошкольнику, наиболее ценной является работа в природе. Наряду с положительным влиянием солнца, свежего воздуха большое значение имеют и движения на воздухе и сама близость с природой, которая всегда возбуждает эмоции, обостряет и активизирует деятельность анализаторов. Благодаря всему этому повышается жизнедеятельность детского организма, укрепляется его здоровье.

Совместная, дружная и результативная работа способствует развитию коллективизма и чувства ответственности за общее дело, доставляет детям много удовольствия и радости. В труде они приобретают необходимые навыки и умения, учатся быть самостоятельными, ориентироваться в окружающей обстановке.

Задачи трудового обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте включают в себя формирование положительного отношения к труду взрослых, стремление оказать им посильную помощь, уважение и интерес к результатам труда.

Работая с детьми с нарушениями зрения, надо учить их быть организованными в труде, прививать им навыки планирования трудовых действий и умения действовать в соответствии с планом.

Основным методом коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения является поэтапный показ способов и последовательности действий с одновременным выполнением их детьми. Действия формируются по показу, образцу и на более поздних периодах – по словесному пояснению и инструкциям.

В процессе трудовых действий развиваются зрительные способности, формируются предметные образы и предметно-практические действия.

Сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра является наиболее ранним видом игровой деятельности дошкольников. На ее основе развиваются остальные виды игр. Наибольшее значение для развития ребенка с нарушением зрения приобретает игра, становясь основной формой не только развития, но и коррекция детской деятельности. Играя, дети учатся отображать жизнь взрослых, у них формируются такие умения, с помощью которых дети с нарушениями зрения самоутверждаются в среде сверстников. Велика роль игры в воспитании нравственных чувств и привычек, в развитии черт общности, формировании положительного отношения к труду людей, событиям общественно-трудовой жизни страны.

В игре имеется возможность влияния на черты характера ребенка. При этом важно обеспечить благоприятные условия для комфортного ощущения ребенка в игре: достаточную эмоциональную насыщенность, активность, разнообразное двигательное содержание, чередование игр большой активности с играми более спокойными.

Коррекционная работа:

  • наблюдения за деятельностью взрослых;
  • проигрывание отдельных ролевых ситуаций;
  • объединение знакомых ситуаций в единый сюжет;
  • преодоление вербализма и обогащение чувственной основы игры (предварительно проводятся специальные экскурсии и наблюдения);
  • слияние словесных представлений с конкретными действиями, признаками, свойствами и явлениями общественной окружающей жизни;
  • отображение увиденного в игре;
  • использование предметов-заместителей;
  • преодоление недостатков развития личности.

Подвижная игра.

Красота природы, чистый свежий воздух, солнце – все это оказывает благотворное влияние на нервную систему детей, укрепляет их организм.

Подвижная игра одно из основных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность – комплектность воздействия на организм и на все стороны личности: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Для детей с нарушениями зрения игра является важнейшей самостоятельной деятельностью и имеет большое значение не только для физического, но и психического развития, становления индивидуальности и формирования умений жить сообща. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.

Коррекционная работа при проведении подвижных игр организуется в соответствии с этапами лечения:

Ортоптика – формирование бинокулярного зрения. Восстановление способности к слиянию двух изображений в одно.

  • хождение по ограниченной плоскости, сохраняя равновесие: узкая дорожка, извилистая дорога;
  • выполнение заданий по отношению к своему телу;
  • ходьба и бег змейкой, между предметами;
  • перепрыгивание, перешагивание через различные предметы, прыжки в заданную цель.

Диплоптика – выработка стереоскопического видения.

  • бросание предметов в цель, прокатывание мяча в ворота – развитие глазомера;
  • нахождение своего круга, дерева, домика, аэродрома и т.д. – развитие поисковой функции глаза;
  • бросание и ловля мяча разного размера – развитие силы броска, быстроты реакции.
  • Предлагаются следующие игры: кольцеброс, рыболов, упражнения с воздушным шаром, бильярд, бадминтон, кегли, серсо, городки.

Стереоптика – восприятие в трехмерном пространстве.

Рекомендуемые игры:

  • кольцебросы;
  • “Шарик на удочке опусти в цилиндр”;
  • “Надень кольцо на стержень”;
  • “Поймай рыбку”;
  • серсо, кегли, бадминтон.

Индивидуальная работа на прогулке.

Индивидуальная работа на прогулке включает в себя как коррекционную работу, так и работу по любому разделу программы:

  • с целью развития прослеживающей функции глаза проводятся наблюдения за полетом птиц, движением самолетов, облаков, машин, паданием листьев, снежинок;
  • с целью выработки резерва аккомодации рекомендуется игра “Далеко-близко”;
  • с целью развития восприятия цвета и формы детям предлагается рассматривать плоды и семена, листья, снежинки; выделять цвета одежды, определять размер деревьев и кустарников, высоту зданий, автомашин и т.д.
  • с целью формирования пространственной ориентировки проводятся игры “Что где?”, “Прятки”, “Лабиринт”, экскурсии по участку детского сада, микрорайону.
  • с целью развития осязания и мелкой моторики детям предлагаются игры с песком, камушками, сбор семян и плодов, рисование мелом на асфальте, палочками на песке и снегу, лепка снежков.
  • с целью коррекции речи с детьми проводятся упражнения по звукопроизношению, беседы, игры со словами, чистоговорки.

Окружающая природа благотворно влияет на наше зрение:

  • вглядываясь в синеву неба, создается ощущение покоя, проясняется ум;
  • зеленый цвет снимает напряжение и наиболее эффективно восстанавливает биоритм зрительного анализатора;
  • солнце дает глазам живость, блеск, усиление зрительной функции;
  • игровая гимнастика для глаз на природе: хлопаем глазками, как бабочка крылышками; закроем глазки и послушаем стрекотание кузнечика; широко откроем глаза, чтобы увидеть гнездо сороки на верхушке дерева; закрываем руками глаза после того, как взглянем на солнце;
  • рассматривание солнца через разноцветное толстое стекло.

Таким образом, вся окружающая природа – лучший друг для наших глаз.

Самостоятельная деятельность детей.

Для эффективного проведения прогулок необходимо создать условия и для самостоятельной деятельности детей. Помимо установленного оборудования участка, следует выносить дополнительный выносной материал, который будет служить целям закрепления, уточнения, конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, а так же даст возможность тренировать наблюдательность детей, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. Это различные наборы сказочных персонажей, знакомые игрушки, кукольная посуда, формочки, обручи, кегли, кольца и т.д.

Достаточное количество игрового материала сделают прогулку более насыщенной и интересной.

Ниже представлены примерные конспекты прогулок для детей младшего и среднего возраста (Приложение 1) и для детей старшего возраста (Приложение 2). Для каждой прогулки подобраны стихи, загадки, пословицы, народные приметы о различных явлениях родной природы. Кроме этого, предполагается словарная работа, которая поможет детям лучше понять и усвоить образные выражения и незнакомые слова.

Прогулки, организованные в соответствии с вышеизложенными рекомендациями, способствуют не только решению разнообразных воспитательно-образовательных задач, но и являются эффективным средством коррекционно-восстановительной работы с детьми с нарушениями зрения в условиях специализированного детского сада.