План урока
- Организационный момент
- Повторение ранее изученного материала
1) практическая работа по нахождению углов, необходимой величины.
2) разгадывание кроссворда
3) практическая работа по измерению углов
4) физкультминутка - Работа по новой теме
1) сообщение темы урока
2) составление пошагового алгоритма по построению углов заданной градусной меры
3) построение углов
4) биссектриса угла - Подведение итога урока
- Домашнее задание
Цели урока
– тренировать учащихся в измерении величины углов;
– тренировать учащихся в построении углов заданной градусной меры при помощи
транспортира;
– учить строить биссектрису угла;
– закреплять знания о развернутых углах;
– повторить понятие: сумма углов;
– формировать навыки выполнения простейших доказательств.
Оборудование:
У учащихся:
линейка, простой карандаш, циркуль, транспортир, цветные карандаши, рабочая
тетрадь
У учителя:
– транспортир, линейка, циркуль, цветные мелки;
– карточки для детей с изображением трех углов(острый, тупой, прямой) для
выполнения индивидуальной работы по измерению величины углов;
– оборудование для демонстрации слайдов
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение изученного ранее материала
1) Практическая работа по нахождению углов необходимой величины
– Откроем тетради и запишем сегодняшнее число.
– Давайте вспомним , какие углы мы знаем?
(Дети называют виды углов, как обобщение на экране слайд). Приложение
– Глядя на экран, распределите углы на три группы
– В тетради на первой строке перечислите номера острых углов
– На второй строке записываем номера тупых углов
– На третьей – прямых углов
– А на четвертой – развернутых.
(Дети работают с углами)
– Перечислите номера острых углов
(3, 8, 6 )
– Номера тупых углов
(2, 4, 1 )
– Какие углы прямые?
(7, 9, 10 )
– А теперь развернутые
(5 )
2. Разгадывание кроссворда
На экране кроссворд. Ваша задача – разгадать его. Для этого нужно вспомнить некоторые геометрические термины.
(На экране слайд)
– Как называется отрезок, соединяющий две любые точки окружности и проходящий
через ее центр? (Диаметр)
– Как называется отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой , лежащей
на этой окружности ? (Радиус)
– Как называется равносторонний прямоугольный четырехугольник? (Квадрат)
– Назовите линию, состоящую из нескольких отрезков, которые называются звеньями?
(Ломаная)
– Как называется часть круга, которая располагается между двух радиусов? (Сектор)
– Какую величину вычисляют , умножая длину прямоугольника на ширину? (Площадь)
– Какую фигуру образуют два луча, выходящие из одной точки? (Угол)
– Как называется поверхность, ограниченная окружностью? (Круг)
– Сто сантиметров – это один …. (Хором – метр)
– Назовите инструмент для проведения прямых линий. (Линейка )
– Как называется часть прямой, соединяющая две точки? (Отрезок)
– Рассмотрев кроссворд, по горизонтали вы найдете ключевое слово.
– Назовите его.
(Дети произносят слово хором)
– Для чего нам нужен транспортир? (При помощи транспортира мы измеряем величину угла )
– В каких единицах углы измеряются? (В градусах )
– Давайте вспомним, как нужно измерять углы.
(Дети перечисляют свои действия при измерении углов, обобщение ответов при помощи слайда). Приложение
3. Практическая работа по измерению углов
– Как измерять углы, мы вспомнили, а теперь теоретические знания применим на практике.
У каждого из вас на столе нелинованный лист , где изображены три угла. Ваша задача, взяв транспортир , измерить их. Полученные величины записать рядом с углом на листе.
(Дети выполняют задание)
– Назовите мне величины острых углов (37, 24, 58 градусов)
– Назовите величины тупых углов (96, 105, 120, 156 градусов)
– А теперь листочки соберем. Я ваши работы проверю и каждый получит оценку.
(Передают работу)
III. Изучение новой темы
1. Сообщение темы урока
– Измерять углы мы научились. Мы знаем что каждый угол имеет градусную меру.
– А можно ли начертить угол, зная его величину?
(Дети высказывают свои предположения )
– Молодцы.
2. Составление пошагового алгоритма по построению углов заданной градусной меры
– Из вершины угла проводим один из лучей, составляющих угол
– Совместим центр полуокружности на транспортире с вершиной угла, а нулевую
отметку с лучом
– По градусной шкале находим заданную величину, ставим штрих напротив
– Соединяем вершину и полученную метку
3. Построение углов
Построим угол АОМ, величина которого 75 градусов.
– Ставим точку на плоскости – это вершина нашего угла.
– Произвольно проводим луч из вершины
– Берем транспортир и совмещаем вершину с отметкой на инструменте. А луч
совмещаем с нулевой отметкой транспортира. При этом следим, чтобы вершина не
сместилась.
– Находим нужную градусную меру , ставим отметку и отодвигаем транспортир.
– По линейке соединяем вершину с нашей отметкой .
– Проверяем свою работу, измеряя величину угла.
Работа закончена.
– А теперь поучимся строить углы разной величины.
Построим угол ВСD, величина которого 125 градусов
(Учащиеся работают на местах, комментируя выполнение построения)
4. Биссектриса угла
– А сейчас посмотрите на доску .Читаем задание.
(Дети читают задачу )
Задача на доске
Начертите угол MKN, величина которого 40 градусов. Начертите угол МКО , величина
которого равна половине от величины заданного.
– Какую часть задания можно выполнить сразу? (Первую, так как величина угла известна)
– Начертите этот угол
– А что скажете про вторую часть задания. (Дети высказываются)
– Правильно, сначала мы выполняем действие, а потом чертим. (Коллективная работа)
В тетрадях у детей появляются заданные углы, в них отмеряется половина величины и проводится луч, делящий угол на две равные части. Этот луч выделяется цветным карандашом.
– Ребята, луч , который делил данный угол пополам имеет в геометрии особое
название биссектриса (на доске вывешивается табличка с этим словом).
– У биссектрисы есть свойство: она делит угол пополам.
А теперь другая задача.
Постройте биссектрису угла, величина которого 60 градусов.
– Как будете работать? (Дети составляют план работы, а затем выполняют ее с комментированием)
– Что мы сейчас с вами делали? (Строили биссектрису угла)
– Какое свойство биссектрисы мы теперь знаем? (Биссектриса делит угол на два равных угла)
– Что нужно сделать , если задание – провести биссектрису угла заданной
градусной меры. (Сначала его величину надо разделить пополам. А потом отмерить величину
полученного угла)
Постройте биссектрису угла, величина которого 37 градусов. (Дети отмечают то, что разделить нельзя)
– В таких случаях есть еще один способ построения биссектрисы угла при помощи
циркуля.
– Чертим угол, величина которого 37 градусов.
– Берем циркуль. Острие циркуля совмещаем с вершиной нашего угла.
На каждом луче делаем засечки на равном расстоянии от вершины угла.
Переносим острие циркуля в полученную точку на луче, раствор циркуля чуть больше
половины расстояния между сторонами угла. Делаем засечку сначала из одной
полученной точки, а потом из другой. Проводим луч, который выходит из вершины и
проходит через точку пересечения наших засечек.
– Мы получили углы, градусные меры которых равны.
IV. Итог урока
– Чем мы сегодня занимались? (Строили углы заданной градусной меры)
– Какое новое геометрическое понятие мы узнали? (Биссектриса)
– Каким свойством она обладает? (Делит угол на две равные части)
V. Домашнее задание
Начертить углы , величина которых 175, 38, 70 градусов, в последнем провести биссектрису любым способом.