Внеклассное мероприятие по обучению грамоте в 1-м классе. Праздник "Волшебная страна – Азбука"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Поздравить ребят и их родителей с окончанием изучения первого школьного учебника;
  2. Развивать смекалку и любознательность, расширять кругозор ребят;
  3. Показать родителям, чему научились их дети;
  4. Повышать интерес детей к школьным предметам.

Класс украшен воздушными шарами. На доске – красиво оформленные плакаты, на которых написаны слова.

На 1 плакате слова: “Прощай, Азбука!”

На 2 плакате:

“Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Надо научиться!”

Ход праздника

Под музыку дети входят в класс, встают полукругом.

Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые родители! Сегодня у нас праздник: и радостный и немножко грустный. Грустный, потому, что сегодня подошел момент прощания с вашей первой учебной книгой – Азбукой. Радостный потому, что вы, ребята, изменились, подросли, поумнели. Вы много узнали, многому научились. И помогла вам в этом ваша первая учебная книга, которая называется “Азбука”. С ее помощью вы, ребята, выучили все буквы алфавита, научились читать.
Но “Азбука” познакомила вас не только с буквами, ее страницы учили вас быть дружными, воспитанными, умеющими выполнять школьные правила.

Песня о школе (Приложение 1)

Дети читают стихи:

  1. Мы сегодня очень рады
    Всем ребятам, папам, мамам.
    Мы приветствуем гостей –
    Дорогих учителей!
  2. Всех знакомых, незнакомых,
    И серьезных, и веселых,
    Первый класс, первый класс
    Пригласил на праздник Вас!

Ведущий: Сегодня мы говорим “спасибо” нашей Азбуке и хотим вам показать, что нам Азбука дала, как учила нас она.

1. Пусть зовут нас “шестилетки”!
2. Пусть не ставят нам отметки!
3. Не ведем мы дневники!
4. Все же мы…
Все: Ученики!
5. Любим чистый светлый класс!
Все: Это раз!
6. Там читаем мы слова!
Все: Это два!
7. Ну, а в-третьих,
Я Лариске
Сам пишу уже записки!
И бабуля говорит:
“Мой внучонок – вундеркинд!”
8. Книгу первую мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я ее читаю сам –
И в конце, и в серединке
В ней красивые картинки.
Есть стихи, рассказы, песни.
С книгой жить мне интересней!

Ведущий:

Тому, кто много хочет знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись…
Все: Без Азбуки!

Песня “Чему учат в школе”

Ведущий: А сейчас, дорогие ребята и гости, я приглашаю вас в волшебную страну – в Азбуку. В ней все вам знакомо, потому что вы умеете читать. Мы будем делать остановки на разных станциях, и выполнять различные задания. И доставит нас в эту страну фантазия. Итак, в путь! Закройте глаза. Раз, два, три… Откройте глаза.
И первая станция, на которой мы сделаем остановку, называется “Звучная”.

Станция “Звучная”

Ведущий: Я читаю вам слова, а вы внимательно слушайте их, выделяйте шепотом первый звук в каждом слове. Эти звуки помогут вам составить новое слово:

Карандаш
Нитка
Иголка
Гитара
Арбуз
(книга)
 Белка
Утка
Кошка
Вилка
Азбука
(буква)

 Станция “Букварная”

Ведущий: С первым заданием справились. Но, пока мы находились на станции “Звучной”, жучок – буквоед подъел буквы на станции “Букварной”.
Предлагаю дописать буквы и правильно назвать их (каждая буква прописана частично)

Молодцы ребята!

Ведущий: Молодцы! С этим заданием тоже справились.

Песня “Буквы пляшут и поют” (Приложение 1)

Следующая станция “Беззвучная”

Станция “Беззвучная”

Ведущий: Вот маленькая тихая станция. А называется она…(дети читают: Беззвучная).

– Странное название, а почему оно такое? (Дети говорят о том, что ь и ъ звуков не обозначают.)

– Что вы знаете об этих буквах? (ь придает мягкость согласным, ъ является разделительным.)

– Найдите лишнее слово в каждом столбике и объясните, почему оно лишнее.

Пальто
Тетрадь
Кровать
Лось
Дверь
Конь
Подъем
Съемка
Съехал
Съел
Въезд
Сел

 Ведущий: А мы, ребята, споем веселую песенку.

Шуточная “Песня о буквах” (Приложение 1)

Следующая станция “Алфавитная”

Станция “Алфавитная”

Дети рассказывают стихи:

1. Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились буквы с нами!

2. Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком равнении строятся в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все – алфавит.

Ведущий: Дети, а сколько букв в русском алфавите? (33). Сколько гласных? (10) Сколько согласных? (21). Сколько букв, не обозначающих звуков? (2) Давайте напомним нашим родителям и гостям, что это за буквы.

Дети рассказывают стихи:

1. А, Б, В, Г, Д, Е, Е – постирали мы белье,
2. Ж, З, И, Й, Ка, эЛь, эМ – кашу манную всю съем.
3. эН, О, П, эР, эС, Т, У – и посуду вымою.
4. эФ, Ха, Ц, Ч, Ша и Ща – мы поймали два леща.
5. ъ, ы, ь – не расстанутся никак.
6. Э, Ю, Я – буквы все мои друзья!
7. Познакомьтесь с ними, дети, –
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.

Ведущий: Буква О составила из слогов слова, но пока она катилась из своего домика, слоги рассыпались. Помогите букве составить эти слова.

(Слоги на карточках: ро, за, зи, на, мА, лыш, яб, ло, ко.)

Дети составляют слова у доски

Ведущий:

Я должна вам буду только
Лишь загадку загадать.
Ну, а вы в ответ мне букву
Будете должны назвать.

Я буду читать стихотворения, а вы должны выделить букву, которая повторяется в данном стихотворении.

  1. С этой буквой – добрым другом –
    Долгою дорогой в дом
    День за днем назло недугам
    Даже под дождем идем.
    Дети: Буква “Д”
  2. Утром на траве росою
    Эта буква заблестит,
    А под вечер на крылечке
    Рядом громко зарычит.
    Дети: Буква “Р”
  3. Эту букву паровоз
    На своей трубе привез,
    Губы вытяни в трубу
    И получишь букву
    Дети: У!
  4. Эта буква на морозе,
    Как оса, ужалить может.
    Ну, а в мае на березе
    Жук ее узнать поможет.
    Дети: Буква “Ж”.
  5. Эта буква бодрым шагом
    В бой идет под барабан,
    И бодает буква букву,
    Будто баловник баран.
    Дети: Буква “Б”.
  6. Буква эта знаменита –
    Стоит в начале алфавита.
    Дети: Буква “А”.

Ведущий:

Вот все буквы перед вами –
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами
Это слово прочитать. (Дети читают хором слово дружба.)

Ведущий:

Получилось слово “дружба”.
С ней дорога не беда,
С ней любое испытанье
Будет по плечу всегда.

Песня “Улыбка”

Ведущий: А мы продолжаем наше путешествие. Следующая станция “Школьная”.

Станция “Школьная”

Ведущий: Знаете ли вы, дети, что нужно брать с собой в школу? А это мы сейчас проверим.

1. Должен каждый ученик
В школу брать с собой… (дневник)

2. Чтобы ручками писать,
Приготовим мы… (тетрадь)

3. Кто альбом раскрасит ваш?
Ну, конечно,… (карандаш)

4. Чтобы вдруг он не пропал,
Приготовим мы… (пенал)

Ведущий: Я вам предлагаю поиграть в игру “Кто быстрее соберет портфель?”. Приглашаю для игры двух учеников. Перед каждым из вас находятся: портфель и разные предметы. Вам нужно положить в портфель только те предметы, которые нужны для учебы.

Игра проводится под веселую музыку.

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы хорошо играли! Тем временем мы прибыли на новую станцию – Песенную.

Станция “Песенная”

Ведущий: Наши ребята исполнят веселые частушки.

Дети поют частушки:

  1. Мы собрали пап и мам,
    Но не для потехи.
    Мы сегодня рапортуем
    Про свои успехи.
  2. Мы в нарядах нынче новых,
    И у всех счастливый вид,
    Ведь сегодня наконец-то
    Изучили алфавит!
  3. Разбудите меня ночью,
    В самой серединочке,
    Расскажу вам алфавит
    Без одной запиночки!
  4. Буквы гласные мы любим,
    И все больше с каждым днем.
    Мы не просто их читаем –
    Эти буквы мы поем!
  5. Тыщу слов в минуту нынче,
    Как машинка, я строчу.
    Я любую вашу книжку
    Одним махом “проглочу”!
  6. Мы простимся с Азбукой,
    И рукой помашем,
    И спасибо десять раз
    Дружно хором скажем!

Ведущий: Спасибо ребята. А у нас последняя станция “Прощальная”.

Станция “Прощальная”

Ведущий: Вот и подошел конец путешествию. Но вы только прощаетесь с первой вашей книгой, а впереди вас ждет множество путешествий по другим замечательным учебникам. И я хочу еще раз, ребята, вас поздравить с этой победой и на память о сегодняшнем праздничном дне подарить медали “Прощай, Азбука!”

  1. Спасибо, Родина тебе
    За все заботы обо мне.
    За то, что в школу я хожу.
    За книгу, что в руках держу.
  2. Я с этой книгой в первый раз
    Пришел в свой первый светлый класс.
    Я эту книгу полюбил,
    Я в ней все буквы изучил.
    И как мне радостно сказать:
    Все: “Умею я теперь читать!”

Песня “Азбука

1. Если хочешь много знать
Многого добиться,
Обязательно читать
Надо научиться!

Припев:

Азбука, азбука каждому нужна,
Нам поможет книжки прочитать она.
Азбука, азбука каждому нужна,
Нам поможет книжки прочитать она.
Нам поможет книжки прочитать она.

2. Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку
Надо их запоминать
Без ошибок – точно.

3.Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.

Ученики читают стихи:

1. За то, что все на свете книги
Теперь сумеем прочитать
Хотим мы азбуке спасибо
На прощание сказать!
2. До свидания! До свидания!
А на следующий год
Наша Азбука научит
Тех, кто в первый класс придет!
Все: До свидания, Азбука!

Поздравление детей библиотекарем и родителями.