Урок по теме: "Растительность нашей местности"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить с представителями растительного мира станицы, их биологическими особенностями; развивать познавательный интерес к природе малой родины; воспитывать бережное отношение к природе; расширять кругозор знаний учащихся; обогащать словарный запас учащихся; работать над развитием речи.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран, презентация по теме.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока (слайд 2).

Ребята, сегодня мы на уроке будем говорить о растениях нашей станицы Дмитриевской.

3. Основная часть:

Давайте вспомним группы растений (слайд 3).

Назовите признаки каждой группы растений (слайды 4–6).

Что необходимо для жизни растений? Что произойдет с растениями из-за недостатка света или воды? (слайд 9).

А на какие группы делятся растения по виду листвы? (слайд 10). Чем отличаются лиственные растения от хвойных?

Угадай что это за дерево? (слайд 11).

Ученик. А знаете ли вы, что на Руси любили белоствольную красавицу-берёзу. И называли её деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты. Из берёзовых почек и бересты готовили лекарство, а березовыми венечками в банях выгоняли хворь. Некопаный колодец – это сладкий и целебный березовый сок. Береза – щедрое и доброе дерево! Издавна из бересты плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи. А в далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже воде.

Ученик (слайд 12). В старину про липу говорили: “Липа человека обувает, кормит и поит”. В самом деле, из липовой коры получают лыко (верхний волокнистый слой коры молодой липы), а из него плели лапти (крестьянская обувь, сплетенная из лыка). Липовый мед очень вкусный и полезный. А из мягкой белой липовой древесины мастера вырезали миски, ложки и другую домашнюю утварь. Липовый цвет люди собирают, сушат, заваривают и получают душистый медовый отвар, который пьют при простудах и гриппе. Из высушенных и измельченных липовых семян тоже готовят целебные отвары и настои.

Ученик (слайд 13). Дуб – могучее дерево с мощным стволом, крепкой древесиной, густой кроной и сильными корнями, которые уходят далеко в землю. В народе говорят “Могуч, как дуб, потому и люб”. Человеку дуб щедро дарит свою крепкую древесину. Из неё делают красивые и прочные вещи: мебель, паркет, бочки и лодки. Из дубовой коры и листьев готовят целебные настои для полоскания горла и рта. Когда высушенные и измельченные желуди смешивают с зернами других растений, получается вкусный и полезный налиток – желудевый кофе. Кабаны, медведи, лоси, белки и бурундуки осенью с удовольствием поедают желуди.

Ученик (слайд 14). Осина – подруженька белой березы. Оба дерева любят яркий свет, поэтому растут рядом на лесных опушках и полянах. У осины ствол внизу – темно-серый, а выше, где крона – серебристо-зеленый. Листья у осины – особенные. При малейшем дуновении ветерка они дрожат, колышутся. Осина – очень полезное дерево! Почки и листья собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки – веселых матрешек, забавных лошадок, изготовляют бумагу, паркет и спички.

Какие деревья растут в нашей станице? О каких хочешь рассказать?

(Ответы детей.)

Кустарники (слайд 14–17).

*Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина.)

*Стоит петух над водой
С красной бородой.
Кто не идет, за бороду возьмет. (Калина.)

*Я на розу не похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (Шиповник.)

Шиповник еще называют дикой розой. Это потому, что из него выращено много садовых роз. Шиповник – лекарственное растение. Его плоды заваривают и пьют при кашле. По цветкам шиповника определяют время: в 4–5 часов утра они распускаются, а к 7–8 часам вечера закрываются.

Назовите кустарники, которые растут у вас.

У какого растения интересный лист? Сверху он зеленый, гладкий и холодный, а снизу белый, покрытый теплыми ворсинками. Это растение широко используется в медицине как средство от кашля. О каком цветке идет речь? (слайд 18).

Каждый лист мой
Любит тропки
У обочины дорог.
Но однажды людям
Раны вылечить помог. (Подорожник.) (слайд 18).

Из-под снега вышел друг,
И весной запахло вдруг. (Подснежник.) (слайд 19).

С этих шариков пушистых
Полетят парашютисты. (Одуванчик.)

Одуванчик еще до рассвета чувствует, каким будет наступающий день. Если хмурым и дождливым, то цветок солнышко не раскроется. А если погода обещает быть хорошей, цветки одуванчика откроются уже к 6 часам утра (слайд 20).

Назовите известные вам травы. Для чего они нужны? (Ответы детей.) А какие вы еще знаете растения? Для чего они нужны? (слайды 21–22).

4. Итог урока.

Богат и разнообразен растительный мир нашей станицы. Многообразие дикорастущих и культурных растений помогает человеку в сельской жизни. Что нового на уроке узнали? Мудрая сова приготовила вам задания, которые необходимо выполнить (слайды 23–26). Молодцы! (слайд 27).

5. Домашнее задание.

Подготовить материал о любом растении станицы.