Цель: формирование личности с активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся к ее историческому прошлому, традициям и обычаям.
Задачи:
- развивать познавательные интересы учащихся;
- воспитывать чувство гордости за свою “малую” родину;
- воспитывать интерес к совместной деятельности, умение работать сообща, согласовывать свои действия.
Форма урока: коллективное творческое дело
Оборудование: музыкальный центр, интерактивный комплекс.
Программное обеспечение:
Презентация “ Путешествие по виртуальному музею Пензенского края” , выставка работ учащихся прошлых лет, бумажные детали для изготовления макета, клей, ножницы, набор фломастеров. Приложение
План мероприятия.
- Введение в тему. Чтение стихотворения.
- Орг. момент. Постановка учебной задачи.
- Путешествие по залам виртуального музея.
- Изготовление макета.
- Рефлексия.
Ход мероприятия
На фоне музыки звучит стихотворение М. Смирновой “Пройдись по Пензенскому краю” в исполнении учащейся 4 класса в сопровождении слайдовой презентации.
Пройдись по пензенскому краю,
Когда он в зелень весь одет,
Когда черемуха купает
В суре свой ароматный цвет.Сады в одежде белоснежной,
В зеленом бархате земля.
Недаром Лермонтов так нежно
Любил родимые поля…Пройдешь июльскою порою
Любой дорогой полевой,
Хлеба над Мокшей и Сурою
Стоят высокою стеной.Лесов тенистая прохлада,
Ручьи, как детская слеза.
И над простором неоглядным
Родного неба бирюза.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего мероприятия. Стихами пензенской поэтессы М. Смирновой “Пройдись по Пензенскому краю” мы начинаем наше внеклассное мероприятие “Путешествие по виртуальному музею Пензенского края”. А знаете ли вы, что значит “виртуальный” музей?
Справка
Научный сотрудник:
Виртуальный – воображаемый, мнимый.
Участниками сегодняшнего мероприятия являются учащиеся 2 и 4 классов, которые будут экскурсоводами по залам нашего музея. При путешествии по залам музея будут встречаться незнакомые термины, со значением которых вас познакомит научный сотрудник Букашева Е.
И первый зал, в котором мы побываем, будет зал, посвященный истории Пензенской области и нашего села.
(Выходит ученица 4-го класса и рассказывает об истории создания Пензенской области.)
Пензенская область.
Г. Пенза имеет солидный возраст, он старше соседних городов. Основан он в 1663 году на юго– восточной окраине русского государства. Город был деревянный, сосновый, четвероугольный…
Днем рождения пензенской области считается 4 февраля 1939 года. Вчера все наше население праздновало 70-летие Пензенской области.
Учитель: Село Ленино является частью Пензенской области. А какова история создания нашего села?
(Ученик 2-го класса рассказывает об истории создания села Ленино.)
С. Ленино
Наше село возникло в 1702 году. Первоначально оно носило название Спаск – Ардымское по названию реки АРДЫМ, а в 1802 году было переименовано в село Борисовка по имени московского помещика. Село было большое, с церковью, мельницей, большим прудом. В 1920 году оно было переименовано в село Ленино.
Учитель: А сейчас предлагаю пройти в следующий зал: “Археология”.
Научный сотрудник: встретилось незнакомое слово:
Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов, по сохранившимся вещественным памятникам.
(Выходит ученики 2-го и 4-го классов)
Пензенская область
Во время археологических раскопок на территории Пензенской области в Мокшанском районе были обнаружены кости мамонта, вымершего 2 млн. лет назад. Но самым большим открытием стало Золотаревское городище – средневековый город (3-5 век нашей эры), на территории которого в 1237 году разыгралась битва между ордами монголо-татар и защитниками города.
С. Ленино
Когда-то давным-давно вся территория Пензенской области, а так же нашего села была дном моря. В море обитало множество морских существ. Об этом нам говорят находки окаменелостей, найденных в карьере. Учениками нашей школы постоянно проводятся исследования карьера, ими были найдены зубы акул, мшанки, морские губки. В прошлом году во время летней экскурсии на карьер мы нашли зубы древних акул и передали их в дар краеведческому музею.
Научный сотрудник: встретилось незнакомое слово:
Мшанки – примитивные морские организмы, имеют известковый скелет, похожи на
веточки.
Морские губки – примитивные морские организмы, похожи на грибы, цилиндры, имеют
губчатую структуру.
Учитель: в третьем зале мы познакомимся с заповедниками пензенского края.
(Выходят ученики 2-го и 4-го классов).
Пензенская область
На территории Пензенской области расположено 8 памятников природы, среди которых гора Шихан и Приволжская лесостепь.
Приволжская лесостепь состоит их трех степных участков, которые имеют заповедную неприкосновенность. Одна из них – Попереченская степь – находится в нашем Пензенском районе.
С. Ленино
Памятник природы гора Шихан расположен в 1 км от нашего села на правом берегу р. Ардым. На его территории сохранились редкие растения, которые занесены не только в красную книгу области, но и России.
Гора Шихан имеет историческое значение, так как во время своего похода здесь останавливался со своим отрядом Емельян Пугачев.
Научный сотрудник:
Емельян Пугачев – предводитель крестьянского восстания.
Учитель: И вот мы с вами подошли к залу музея “ Народные промыслы”.
Пензенская область.
Издревле Пензенская область славилась традиционными видами художественного ремесла: ковроткачество, вышивка, кружевоплетение, пуховязание, гончарство, художественная обработка дерева, лозоплетение, декоративное стекло, абашевская игрушка. Ни одна ярмарка не обходилась без изделий мастеров Пензенского края, слава о которых шла по всей стране. Свое умение мастера передают из поколения в поколение.
с. Ленино
Одним из распространенных промыслов нашего села является пуховязание. Почти все женское население занималось прядением пуха. Пуховый платок – не просто головной убор, его можно отнести к разряду украшений. Позднее вязальщицы стали объединяться в пуховязальные артели. Платки наших мастериц были популярны не меньше, чем оренбургские, они охотно покупались на ярмарках в Москве и Петербурге.
Научный сотрудник: встретилось незнакомое слово:
Артели – объединение людей, для ведения коллективного хозяйства.
Учитель: А сейчас мы переходим еще в один зал “Творческая мастерская”. Этот зал есть только в нашем музее, где собраны экспонаты посетителей музея. Посмотрите на них, они сделаны руками учащихся прошлых лет, учителями и даже родителями. Давайте и мы сделаем своими руками экспонат, который займет достойное место в нашем музее.
Я предлагаю вам изготовить макет уголка нашего села, чтобы будущие посетители музея, которые придут в него через тридцать, сорок, пятьдесят лет смогли увидеть как выглядело наше село много лет назад.
В жизни любого человека школа является тем местом, где он проводит большую часть времени. Поэтому центральное место на макете займет школа. А поможет нам в изготовлении макета учитель изобразительного искусства и технологии Куроедова Валентина Захаровна.
Учитель: Наша экскурсия подошла к концу. Вам понравилось путешествие по виртуальному музею? А какой зал запомнился больше всего и почему ?
Перед вами названия залов. Ребята, я попрошу каждого из вас не только ответить на мой вопрос, но и прикрепить звездочку к названию того зала, который произвел на вас наиболее сильное впечатление.
(Дети отвечают на вопрос учителя.)