Внеклассное мероприятие на тему "Путешествие по виртуальному музею Пензенского края"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование личности с активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся к ее историческому прошлому, традициям и обычаям.

Задачи:

  • развивать познавательные интересы учащихся;
  • воспитывать чувство гордости за свою “малую” родину;
  • воспитывать интерес к совместной деятельности, умение работать сообща, согласовывать свои действия.

Форма урока: коллективное творческое дело

Оборудование: музыкальный центр, интерактивный комплекс.

Программное обеспечение:

Презентация “ Путешествие по виртуальному музею Пензенского края” , выставка работ учащихся прошлых лет, бумажные детали для изготовления макета, клей, ножницы, набор фломастеров. Приложение

План мероприятия.

  1. Введение в тему. Чтение стихотворения.
  2. Орг. момент. Постановка учебной задачи.
  3. Путешествие по залам виртуального музея.
  4. Изготовление макета.
  5. Рефлексия.

Ход мероприятия

На фоне музыки звучит стихотворение М. Смирновой “Пройдись по Пензенскому краю” в исполнении учащейся 4 класса в сопровождении слайдовой презентации.

Пройдись по пензенскому краю,
Когда он в зелень весь одет,
Когда черемуха купает
В суре свой ароматный цвет.

Сады в одежде белоснежной,
В зеленом бархате земля.
Недаром Лермонтов так нежно
Любил родимые поля…

Пройдешь июльскою порою
Любой дорогой полевой,
Хлеба над Мокшей и Сурою
Стоят высокою стеной.

Лесов тенистая прохлада,
Ручьи, как детская слеза.
И над простором неоглядным
Родного неба бирюза.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего мероприятия. Стихами пензенской поэтессы М. Смирновой “Пройдись по Пензенскому краю” мы начинаем наше внеклассное мероприятие “Путешествие по виртуальному музею Пензенского края”. А знаете ли вы, что значит “виртуальный” музей?

Справка

Научный сотрудник:

Виртуальный – воображаемый, мнимый.

Участниками сегодняшнего мероприятия являются учащиеся 2 и 4 классов, которые будут экскурсоводами по залам нашего музея. При путешествии по залам музея будут встречаться незнакомые термины, со значением которых вас познакомит научный сотрудник Букашева Е.

И первый зал, в котором мы побываем, будет зал, посвященный истории Пензенской области и нашего села.

(Выходит ученица 4-го класса и рассказывает об истории создания Пензенской области.)

Пензенская область.

Г. Пенза имеет солидный возраст, он старше соседних городов. Основан он в 1663 году на юго– восточной окраине русского государства. Город был деревянный, сосновый, четвероугольный…

Днем рождения пензенской области считается 4 февраля 1939 года. Вчера все наше население праздновало 70-летие Пензенской области.

Учитель: Село Ленино является частью Пензенской области. А какова история создания нашего села?

(Ученик 2-го класса рассказывает об истории создания села Ленино.)

С. Ленино

Наше село возникло в 1702 году. Первоначально оно носило название Спаск – Ардымское по названию реки АРДЫМ, а в 1802 году было переименовано в село Борисовка по имени московского помещика. Село было большое, с церковью, мельницей, большим прудом. В 1920 году оно было переименовано в село Ленино.

Учитель: А сейчас предлагаю пройти в следующий зал: “Археология”.

Научный сотрудник: встретилось незнакомое слово:

Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов, по сохранившимся вещественным памятникам.

(Выходит ученики 2-го и 4-го классов)

Пензенская область

Во время археологических раскопок на территории Пензенской области в Мокшанском районе были обнаружены кости мамонта, вымершего 2 млн. лет назад. Но самым большим открытием стало Золотаревское городище – средневековый город (3-5 век нашей эры), на территории которого в 1237 году разыгралась битва между ордами монголо-татар и защитниками города.

С. Ленино

Когда-то давным-давно вся территория Пензенской области, а так же нашего села была дном моря. В море обитало множество морских существ. Об этом нам говорят находки окаменелостей, найденных в карьере. Учениками нашей школы постоянно проводятся исследования карьера, ими были найдены зубы акул, мшанки, морские губки. В прошлом году во время летней экскурсии на карьер мы нашли зубы древних акул и передали их в дар краеведческому музею.

Научный сотрудник: встретилось незнакомое слово:

Мшанки – примитивные морские организмы, имеют известковый скелет, похожи на веточки.
Морские губки – примитивные морские организмы, похожи на грибы, цилиндры, имеют губчатую структуру.

Учитель: в третьем зале мы познакомимся с заповедниками пензенского края.

(Выходят ученики 2-го и 4-го классов).

Пензенская область

На территории Пензенской области расположено 8 памятников природы, среди которых гора Шихан и Приволжская лесостепь.

Приволжская лесостепь состоит их трех степных участков, которые имеют заповедную неприкосновенность. Одна из них – Попереченская степь – находится в нашем Пензенском районе.

С. Ленино

Памятник природы гора Шихан расположен в 1 км от нашего села на правом берегу р. Ардым. На его территории сохранились редкие растения, которые занесены не только в красную книгу области, но и России.

Гора Шихан имеет историческое значение, так как во время своего похода здесь останавливался со своим отрядом Емельян Пугачев.

Научный сотрудник:

Емельян Пугачев – предводитель крестьянского восстания.

Учитель: И вот мы с вами подошли к залу музея “ Народные промыслы”.

Пензенская область.

Издревле Пензенская область славилась традиционными видами художественного ремесла: ковроткачество, вышивка, кружевоплетение, пуховязание, гончарство, художественная обработка дерева, лозоплетение, декоративное стекло, абашевская игрушка. Ни одна ярмарка не обходилась без изделий мастеров Пензенского края, слава о которых шла по всей стране. Свое умение мастера передают из поколения в поколение.

с. Ленино

Одним из распространенных промыслов нашего села является пуховязание. Почти все женское население занималось прядением пуха. Пуховый платок – не просто головной убор, его можно отнести к разряду украшений. Позднее вязальщицы стали объединяться в пуховязальные артели. Платки наших мастериц были популярны не меньше, чем оренбургские, они охотно покупались на ярмарках в Москве и Петербурге.

Научный сотрудник: встретилось незнакомое слово:

Артели – объединение людей, для ведения коллективного хозяйства.

Учитель: А сейчас мы переходим еще в один зал “Творческая мастерская”. Этот зал есть только в нашем музее, где собраны экспонаты посетителей музея. Посмотрите на них, они сделаны руками учащихся прошлых лет, учителями и даже родителями. Давайте и мы сделаем своими руками экспонат, который займет достойное место в нашем музее.

Я предлагаю вам изготовить макет уголка нашего села, чтобы будущие посетители музея, которые придут в него через тридцать, сорок, пятьдесят лет смогли увидеть как выглядело наше село много лет назад.

В жизни любого человека школа является тем местом, где он проводит большую часть времени. Поэтому центральное место на макете займет школа. А поможет нам в изготовлении макета учитель изобразительного искусства и технологии Куроедова Валентина Захаровна.

Учитель: Наша экскурсия подошла к концу. Вам понравилось путешествие по виртуальному музею? А какой зал запомнился больше всего и почему ?

Перед вами названия залов. Ребята, я попрошу каждого из вас не только ответить на мой вопрос, но и прикрепить звездочку к названию того зала, который произвел на вас наиболее сильное впечатление.

(Дети отвечают на вопрос учителя.)